Наталья Ярыгина: «Нужно уметь идти на компромисс, но никогда не предавать своих принципов»

Кафедра «Журналистика» опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) существует почти 20 лет. Осенью она будет праздновать свой юбилей. Основу для создания кафедры заложила кандидат педагогических наук Наталья Степанова Ярыгина, секретарь первичной журналистской организации ТГУ, начальник управления корпоративных рекламно-имиджевых проектов университета. Наталья Степанова ещё в пору своего студенчества находилась «около журналистики», но профессионально занялась ею именно в ТГУ. О своём призвании, создании кафедры и привлечении в Тольятти ведущих учёных страны она рассказала корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Юлии Белкиной.

Студенчество: учёба, картошка... встреча с медведем

– Наталья Степанова, поскольку вы на протяжении многих лет работали со школьниками и студентами, нашу беседу хотелось бы начать с воспоминаний о вашем студенчестве. Знаю, вы учились на филологическом факультете Пермского государственного университета (ПГУ) имени Максима Горького по специальности «Филолог» и в период учёбы получили диплом факультета общественных профессий ПГУ по специальности «Экскурсовод». Как вам пришла идея совместить такие разные профессии?

– Профессии отнюдь не разные, а, скорее, смежные, гуманитарные. Филолог – любитель словесности, он же знаток истории языка и литературы. Экскурсовод – даритель истории края на красивом языке. Я очень любила город своего рождения и хотела профессионально о нём рассказывать. Соответствующую квалификацию можно было получить, пройдя специальные курсы при городском Бюро путешествий и экскурсий. Обязательное условие – высшее образование, которое ещё только предстояло получить, поэтому обрадовалась, когда на факультете общественных профессий появилась новая специальность «Экскурсовод». К концу второго курса я стала обладателем заветных корочек, защитив выпускную работу «Пермь театральная». Таким образом, на старте работы, кроме обзорной экскурсии по городу, у меня появилась своя авторская экскурсия.

– Сложно ли было совмещать учёбу и работу экскурсоводом?

– Радостно. Мы учились во вторую смену, поэтому работа и учёба шли параллельными курсами, не мешая друг другу. Городские экскурсии, как правило, были с утра, а загородные, например, в уникальную Кунгурскую ледяную пещеру, – в выходные дни. Проведение экскурсий стало плодотворным опытом для будущей профессиональной жизни: встречи и общение с самыми разными людьми, постоянное расширение информационного поля, тренинг по ораторскому мастерству с учётом целевой аудитории и так далее. Прибавить к этому можно и материальную сторону вопроса для студента. За экскурсии очень прилично платили...

– Каким было ваше студенчество?

– Картошка, практики, читалка. Мне искренне жаль сегодняшних студентов, у которых не только минимизировано человеческое общение, но и нет тех возможностей, которые нам предоставлял университет. Они не знают, как весело проводили время студенты-первокурсники на уборке овощей, потому что это была настоящая школа жизни, сразу становилось понятно, кто есть кто в твоей группе. А практики! Фольклорная, диалектологическая, вожатская, преддипломная...

– Что вам особенно запомнилось в студенческий период?

– Пожалуй, два момента. Первый – встреча с медведем на втором курсе во время диалектологической практики. В течение нескольких лет кафедра русского языка составляла словарь говора села Акчим. Это такая таёжная уральская глушь и в то же время – красивейшие места горной реки Вишеры, куда добраться можно было только на лодчонках, управляемых шестом. В деревнях по ту сторону цивилизации не знали света, радио и прочих привычных благ двадцатого столетия. Продукты завозились один раз в неделю. В ассортименте были хлеб, соль, сахар, консервы – и всё. Вставали рано и шли по окрестным заимкам на запись местных жителей. Вот так однажды и встретились на полянке с огромным медведем, который лакомился дикой малиной. Даже не знаю, кто из нас больше испугался и с какой скоростью разбегался в разные стороны.

Второй – преддипломная практика в Москве. Мы жили в Сокольниках, каждый работал по своему направлению. Оплачивал студенческие командировочные университет. Я писала диплом по театру, поэтому занималась в Центральном государственном архиве литературы и искусства, библиотеке Всероссийского театрального общества и посещала театры, беседуя с режиссёрами и актёрами. Настоящим счастьем была встреча с Анатолием Эфросом, главным режиссёром театра на Малой Бронной, которому Юрий Любимов позволил поставить «Вишнёвый сад» во вверенном ему театре. К слову, на Таганку в то время было практически не попасть. Анатолий Эфрос встретил меня недалеко от театра, провёл через служебный вход, расспросил о целях и задачах диплома, посадил поближе к сцене, а во время антракта и после спектакля обсуждал мои впечатления и свои задумки. Постановка инновационная для того времени во всех смыслах – а по-другому таганковцы и не реализовывали свой репертуар – удивила нестандартностью подхода к прочтению классики, однозначно перевернув традиционный взгляд на пьесы Антона Павловича Чехова, потрясла игрой актёров: Алла Демидова (Раневская), Владимир Высоцкий (Лопахин), Валерий Золотухин (Петя Трофимов – вечный студент)... Спектакль на Таганке, внимательное и отзывчивое отношение именитых актёров и режиссёра к дипломной работе безвестной студентки-провинциалки стали для меня потрясающим уроком уважительного общения к человеку независимо от ранга, возраста, социальной принадлежности.

Призвание, в котором не было ни минуты сомнений

– После окончания вуза вы стояли перед профессиональным выбором – начать работать преподавателем или продолжить развиваться в сфере экскурсоведения, верно?

– Как основную специальность «Экскурсовод» никогда и не рассматривала, потому что в студенческие годы активно занималась наукой, была членом Студенческого научного общества. После окончания вуза меня оставляли на кафедре «Литература», была перспектива учиться в аспирантуре, защищать кандидатскую диссертацию, но я всегда мечтала преподавать в школе (бабушка была учителем начальных классов, дед – историк, директор школы, мама преподавала русский язык и литературу). Видимо, сказались гены.

– Когда начали работать в школе, сразу поняли, что в этом ваше призвание?

– Конечно, я пошла в школу по велению сердца и ни минуты в этом не сомневалась. Ко времени распределения я была замужем, муж окончил вуз на год раньше и по распределению был направлен в Тольятти. По тем временам он был редким специалистом и уже работал на ВАЗе, поэтому работать учителем я начала в этом молодом перспективном городе.

– Какой период работы вам сейчас вспоминается?

– Последние 10 лет работы в школе, когда перестройка позволила развивать альтернативное образование. Появилась возможность работать по собственным авторским программам и методикам. При поддержке городского отдела образования и лично его руководителя Альбины Владимировны Кутминской удалось создать школу нового образца – педагогический лицей, который, по сути, стал центром инноваций в городе. В лицее наряду с коллективом учителей работали вузовские преподаватели. Программы обучения были интегрированы между собой, а особое значение уделялось личностно-ориентированному подходу к каждому обучающемуся и внеклассной работе. Я путешествовала со школьниками по литературным местам России, о которых по возвращении они писали творческую работу в избранном ими жанре. На базе школы-лицея № 36 проводились научно-практические конференции, форумы, формировались группы одарённых детей для поездки в Обнинск – тогдашний Всероссийский научный центр для школьников. В лицей отбирались старшеклассники в 10–11-е классы для занятий по программам углублённого обучения предметов. Так появились гуманитарные, педагогические, математические, военные, естественно-научные классы, выпускники которых по окончании школы без проблем поступали в высшие учебные заведения страны и зарубежья. Многие сегодня успешны в разных странах мира, кто-то, защитив диссертации, трудится у нас в ТГУ.

От профессии учителя – к журналистике

– Наталья Степановна, расскажите, что вас привело в сферу журналистики?

– Вообще-то после окончания университета у меня был выбор не только остаться на кафедре, но и по приглашению руководства пермского телевидения пойти работать диктором или корреспондентом местных новостей. Другое дело, что к этому моменту я была замужем, подрастал сын, муж уже год как работал на Волжском автозаводе...

В Тольятти телевидение делало первые шаги, здесь тоже была возможность попасть в журналистскую обойму, стоять у истоков, но мне очень хотелось работать в школе, продолжить семейную династию педагогов.

– И всё же пришли в журналистику?..

– Да... Основами журналистики мне «пришлось заинтересоваться», когда стала работать с классами, обучающимися по углублённым гуманитарным программам. Среди лицеистов были желающие учиться дальше по этому профилю в вузе. Таким образом, пришлось в своей авторской программе предусмотреть специальные задания для таких ребят. К слову, сегодня многие из моих школьных выпускников работают журналистами не только в нашей стране, но и за рубежом.

И конечно же, был человек, который определил на несколько лет изменение в моей профессиональной судьбе. Это Эльмира Камиловна Мустафина, декан историко-филологического факультета Тольяттинского филиала Самарского государственного педуниверситета (СГПУ), которая знала меня и как педагога, и как организатора инновационного образования в городе. Она пригласила возглавить новую специализацию «Журналистика» для студентов-филологов на историко-филологическом факультете.

– И Вы согласились...

– После заманчивого предложения Эльмиры Камиловны я полгода провела одновременно на двух кафедрах факультета журналистики в МГУ. Это была очень интересная стажировка. В то время руководили кафедрами доктора наук, профессора, основоположники отечественной и зарубежной науки о журналистике Борис Иванович Есин и Ясен Николаевич Засурский. В тот же период я уже работала над кандидатской диссертацией под руководством Галины Николаевны Тараносовой. Переход в вуз и новая сфера деятельности... Видимо, время пришло что-то менять, куда-то расти.

– Изначально журналистика была специализацией на факультете филологии. Когда стало понятно, что вуз заинтересован готовить специалистов по журналистике?

– Для начала надо понимать, что специализация была открыта неслучайно. Это было веяние времени, когда в постперестроечную эпоху, как грибы после дождя, начали появляться СМИ, специалистов для которых не хватало. Естественно, что кадровый голод ощущался и в Тольятти. Ситуация была в определённой степени полярной. С одной стороны, журналистику заполонили непрофессионалы, многие из которых трактовали провозглашённую в перестройку «свободу слова» как «вседозволенность». С другой стороны, в Минобрнауки поступил государственный заказ на подготовку квалифицированных кадров для новых СМИ. Министерство выделяло бюджетные места вузам. Руководство ТГУ поверило в нас, содействовало становлению и развитию нового направления. Уже на третий год существования специализации, когда не было ещё ни одного выпуска, мы решили провести всероссийскую научно-практическую конференцию по региональной журналистике. Эту актуальнейшую тему времени подсказал Борис Иванович Есин, завкафедрой отечественной истории МГУ. К нам приехали ведущие учёные, авторы учебников и пособий по журналистике из Москвы (Луиза Григорьевна Свитич), Санкт-Петербурга (Сергей Григорьевич Корконосенко), Екатеринбурга (Дмитрий Леонидович Стровский), Воронежа (Владимир Васильевич Тулупов) и Ростова-на-Дону (Александр Иванович Акопов). Они высоко оценили организацию не только конференции, но и качество программ обучения, квалификацию кадров, связи преподавателей с региональными СМИ, о чём сказали при встрече Сергею Фёдоровичу Жилкину, первому ректору ТГУ. После этой беседы нам был дан зелёный свет на Учёном совете: стал возможным переход студентов первых трёх наборов на специальность «Журналистика». Так что первые выпускники, по сути, имели на старте своей профессиональной деятельности две специальности. Многие этим воспользовались в будущем.

– Создавать новое всегда сложно. Была ли уверенность в том, что всё получится?

– Создавать новое сколь сложно, столь и интересно. В том, что всё получится, сомнений вообще не было, поскольку было огромное желание созидать, была поддержка со стороны декана и Галины Николаевны Тараносовой, заведующей кафедрой «Практическая филология и журналистика», на которой изначально как отдельная секция «Журналистика» и стартовало новое направление. Галина Николаевна – сама опытный управленец с большим стажем, очень деликатно руководила процессом. С одной стороны, всё было под её неусыпным контролем, а с другой – у меня был полный карт-бланш, мера её доверия, а главное – сотворчество во всех начинаниях.

 

Первые преподаватели кафедры

– Как вы привлекали новых преподавателей и практиков на кафедру?

Кадры искали как в городских редакциях Тольятти, так и в Самаре, откуда приезжали «остепенённые» преподаватели. Многие журналисты-практики, узнав о создании нового направления в Тольяттинском филиале СГПУ, приходили сами. Другое дело, что кого-то из них я знала лично, о ком-то слышала, кого-то кто-то рекомендовал. Так, например, Галина Владимировна Чевозёрова, придя к сыну в школу на родительское собрание, услышала профориентационную речь вузовских преподавателей-филологов, которые рассказывали об открытии набора на журналистику. В тот момент эта талантливая журналистка, одна из лучших выпускниц кафедры журналистики Свердловского госуниверситета, имеющая опыт работы и на радио, и в газете, и в рекламе, находилась на профессиональном перепутье. Она хотела что-то поменять в своей жизни, а главное – была готова передавать свой богатейший журналистский опыт молодому поколению. Более того, ей стало интересно переложить в теорию свои практические профессиональные навыки. Спустя несколько лет Галина Владимировна блестяще защитила диссертацию под руководством Евгения Павловича Прохорова, завкафедрой теории журналистики МГУ, и Валентины Васильевны Панфёровой, завкафедрой журналистики МГПУ имени Шолохова, а её учебные пособия по теории журналистики и гражданскому обществу не раз побеждали в конкурсе «Университетская книга».

Галина Владимировна пригласила на кафедру журналиста Диану Стуканову, с которой когда-то вместе училась. Диана Николаевна на тот момент работала штатным корреспондентом ВАЗовской газеты «Волжский автостроитель», но заинтересовалась предложением и много лет проработала на кафедре совместителем.

Ольга Березий, лучшая тольяттинская журналистка, освещающая проблемы культуры, тоже пришла сама. Ее курс «Теория и методика журналистского творчества» имел практическую направленность. Кроме традиционных лекций и семинаров, Ольга Владимировна проводила мастер-классы непосредственно в редакции газеты «Площадь свободы», планировала встречи с именитыми журналистами, а после перехода на городское радио еженедельно выпускала со студентами программу «Университетский городок».

С приходом в коллектив кафедры профессиональной радийщицы Елены Раскатовой в городской эфир на «Август-радио» еженедельно стала выходить программа «Вопроса знак». Елена Робертовна обладала журналистскими качествами, педагогическим тактом и желанием облечь свой профессиональный опыт в теорию.

Настоящая эра университетского телевидения со звёздными профессиональными наградами наступила с приходом на работу журналистов-практиков Ирины Евдокимовой, Андрея Косова и Любови Гапеевой. В настоящее время они составляют цвет Молодёжного медиахолдинга ТГУ, успешно совмещая основное место работы с преподаванием, участием в молодёжных проектах, воспитывая новую плеяду журналистов-телевизионщиков.

Практическую направленность имели все дисциплины, которые вёл Михаил Игоревич Желтухин, на тот момент поработавший и следователем, и судьёй, и адвокатом. В нём удивительным образом сочетались юридическое образование, литературные способности (он был членом Союза писателей РФ) и увлечённость фотографией. Многие семинары по правоведению он проводил, например, в зале суда, где студенты имели возможность брать интервью у всех участников процесса, а позже писать об этом и анализировать ситуацию на лекциях. Для курса «Фотодело» при помощи Волжского автозавода была оборудована лаборатория. На кафедре журналистики до сих пор хранятся чёрно-белые шедевры первых наших выпускников, выполненные под руководством этого внештатного преподавателя.

С нами работал ещё ряд тольяттинских журналистов. То есть уже на стадии становления со студентами работали высококвалифицированные специалисты и просто интересные люди.

– Знаю, что для развития кафедры многое сделал Александр Иванович Акопов. Где вы познакомились?

– Мы познакомились с ним на факультете журналистики в МГУ. Думаю, что сначала он заинтересовался словосочетанием «тольяттинская диаспора». Так нас величали с лёгкой руки Сергея Григорьевича Корконосенко. Мы не были в «орбите» журналистского окружения Александра Ивановича Акопова, а как один из первых теоретиков, историков и практиков этой профессии он знал всех причастных к данному роду деятельности.

– Помните вашу первую встречу?

– Конечно, помню. Было меньше двух часов до поезда, а требовалось забрать сборник ежегодной московской конференции, в котором была моя публикация. Буквально ворвавшись в кабинет Михаила Васильевича Шкондина, завкафедрой периодической печати журфака МГУ, где хранились сборники, я оказалась в эпицентре внимания восседавшей там компании корифеев журналистики, из которых практически всех хорошо знала по стажировке, но вдруг поймала пытливый взгляд одетого с иголочки немолодого, но очень симпатичного мужчины. Более того, когда он заговорил, вопросы сыпались как из рога изобилия, а все мои думы в тот момент были только о поезде. Мы договорились, что обо всём напишу ему подробно, а заодно пригласила приехать и увидеть всё своими глазами. Он черкнул адрес своей электронной почты...

– Почему вы решили пригласить на кафедру «Журналистика» в ТГУ именно его?

– По многим причинам. Будучи успешным инженером-строителем и проектировщиком, в 32 года он кардинально изменил свою профессиональную жизнь. Окончил второй вуз по специальности «Журналистика», защитил сначала кандидатскую, потом докторскую диссертации, возглавил кафедру современных СМИ в Ростовском госуниверситете, первым среди учёных России занялся сетевой журналистикой, создав электронный научно-культурологический журнал RELGA, получивший международный статус, в котором позже все сотрудники кафедры активно публиковались. На момент нашего знакомства Александр Иванович был открыт для новых свершений и кардинальных перемен географии проживания. Важен был учёный статус руководителя кафедры. Формальный признак – ВАКовский профессор – тоже сыграл свою роль для открытия у нас самостоятельной кафедры.

– Как проходило становление кафедры под его началом?

– Замечательно. Большое значение имел тот факт, что он подружился с ректором Сергеем Фёдоровичем Жилкиным, который поддержал его во всех начинаниях. Александр Иванович руководил кафедрой с 2003 по 2008 годы, а до 2011 года работал на ней профессором. Именно в этот период определились научные интересы сотрудников. Под его руководством защитились штатные преподаватели кафедры Людмила Викторовна Иванова, Елена Робертовна Раскатова, Александр Юрьевич Долгополов. Была открыта аспирантура по журналистике, выпущено учебное пособие «Основы издательского дела» для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», публиковались статьи по сетевой журналистике. Именно в период работы в ТГУ сам Александр Иванович стал победителем конкурса «Золотой гонг – 2004» как главный редактор журнала RELGA в номинации «Лучшее Интернет-издание». Другой особенно значимой в череде наград стала благодарность Министерства образования и науки РФ, которой он был удостоен в 2008 году.

Всё начиналось так...

– В ТГУ вы стали преподавать журналистские дисциплины. Вам было интересно развиваться в новом направлении?

Безусловно. Переучиваться было легко, поскольку история русской литературы тесно связана с историей становления отечественной журналистики, а современные СМИ всегда были в поле моего внимания в силу первой профессии и образа жизни. Историю зарубежной журналистики было интересно изучать и преподавать, поскольку на момент перехода в вуз на постоянную работу я уже несколько лет работала внештатным преподавателем кафедры литературы Тольяттинского филиала СГПУ – читала лекции по мировой литературе. Коммуникативными технологиями занималась, будучи внештатным сотрудником учебного центра при профкоме ОАО «АВТОВАЗ». Трудность заключалась в другом – не было учебников, поэтому приходилось в Ленинской библиотеке ксерокопировать то, что было издано на тот момент, а то, что можно было купить в книжной лавке на Моховой, тащить на себе через всю Москву на вокзал. Другая сложность заключалась в том, что не было никакой методики преподавания моих предметов. Помог опыт работы в школе. Чтобы лучше запоминались сухие статистические факты истории, придумывала нестандартные задания. Помогала богатая домашняя библиотека и учебники, привозимые из зарубежных поездок. Кроме книг, из отпуска тащила иностранные газеты и журналы, чтобы на занятиях наглядно разбирать формат изданий, рубрики, содержание публикаций, особенности вёрстки, полиграфию газет и журналов разных стран и континентов.

– Со студентами вам было так же интересно, как и со школьниками?

– Наше общение проходило продуктивно и очень интересно. Что старшеклассники, что студенты – молодые люди, причём каждый новый год набора имеющие свои особенности, зависящие от перемен в нашем социуме. Разница между ними в целеполагании: студенты в основной своей массе определили свою профессиональную ориентацию, поэтому их группа живёт относительно общими интересами, знают, чего хотят, к чему стремятся.

– Если сравнивать подходы к обучению тогда и сейчас, есть ли существенные различия?

– Они одни и в то же время разные. Одни – поскольку практико-ориентированные. Разные – поскольку разная организация этой практико-ориентированности. Раньше студенты проходили практику, в том числе непрерывную, в разных редакциях нашего города, области, других городах и весях России и зарубежья, каждая из которых всегда имеет свою информационную политику. Меняя редакции и виды журналистской деятельности (печать, радио, телевидение), студенты познавали «прозу» их будущей профессиональной деятельности, осознанно выбирали ту редакцию для будущей работы, которая более всего отвечала их довузовским мечтам. Они работали в прямых эфирах (а это другая ответственность, чем запись), имели свою «Взлётную полосу» в «Городских ведомостях», пятнадцатиминутную рубрику «Студенческий вестник» на ВАЗовском телевидении в популярной программе «Соседи», один раз в две недели издавали свою учебную газету «Проба пера»...

Сейчас студенты привязаны к медиахолдингу «Есть talk!» ТГУ. Это не плохо и не хорошо – это по-другому. Огромный плюс: современная материально-техническая база, позволяющая студентам приобретать навыки мультимедийных журналистов, и высококлассные сотрудники медиахолдинга. Немаловажную роль в развитии журналистского образования в ТГУ сегодня играет и личная заинтересованность ректора Михаила Михайловича Криштала. Он неоднократно подчёркивал в своих ранних публичных выступлениях, что сам в детстве мечтал быть журналистом, но стал доктором физико-математических наук. Именно по его инициативе и при его участии был создан этот медиахолдинг. Большое внимание ректор уделяет качеству медийной продукции университета.

Если размышлять об образовательных программах, то, исключительно на мой взгляд, студенты первых наборов были счастливее, так как у них было качественно и количественно больше аудиторных занятий, лекций и семинаров, на которых они получали «жир мозгов», то есть обогащались новыми знаниями, расширяли кругозор, а ещё общались с успешными профессионалами. В региональный компонент учебных программ мы вставляли предметы, востребованные временем. Так у нас в разное время работали видные учёные, доктора наук, как из Тольятти (среди них Геннадий Самуилович Розенберг, Сергей Андреевич Куделькин), так и из других городов, например, Сергей Григорьевич Корконосенко из Санкт-Петербургского госуниверситете, Дмитрий Леонидович Стровский из Уральского госуниверситета, Владимир Васильевич Тулупов, Лев Ефремович Кройчик и Владимир Игоревич Сапунов из Воронежского госуниверситета.

Среди учёных нашего университета нельзя не вспомнить самоотверженную работу Татьяны Николаевны Ивановой, которая на момент создания кафедры уже работала над докторской по социологии. И кандидатскую, и докторскую диссертации она защищала в Москве, параллельно закрывая курсы и спецкурсы по психологии и социологии журналистики.

Было много языковой подготовки, поэтому тексты, создаваемые студентами того времени, отличались не только информационно-аналитическим содержанием, но разнились жанрами, были филологически грамотно оформлены, имели свой неповторимый стиль.

Работали мы и в направлении узкой тематической специализации будущих журналистов, потому что назрела необходимость заключения договоров с крупными заводами о специальной подготовке корпоративных журналистов, способных освещать проблемы современной промышленности. Так, например, по инициативе Леонида Перешивайлова, руководителя департамента экологии мэрии Тольятти, получили удостоверения журналистов-экологов несколько студентов разных курсов, в течение двух лет обучавшихся по специальной «экологической» программе. Мы учили писать про автомобили. По договору с ВАЗом принимали участие в ежегодном международном мероприятии для журналистов «Весенние встречи на ВАЗе». И это только некоторые из направлений подготовки.

По моей глубочайшей уверенности, только образованный человек, обладающий «культурой души», широким кругозором способен анализировать и созидать.

– При поступлении абитуриенты сдавали не только базовые экзамены, но и участвовали в творческих конкурсах, которые организовывал вуз. Вы были ли довольны качеством подготовки первых абитуриентов?

– Скорее да, чем нет. Во многом качество поступающих обуславливалось тем, что было много бюджетных мест, о коммерческом наборе речь практически не шла. Как следствие – конкурс, возможность выбора.

– Несколько лет вы руководили секцией журналистики. Как складывались отношения с коллегами?

– Коллектив у нас подобрался замечательный. Мы были дружной журналистской семьёй: сотрудники и студенты. Мы жили на работе, а молодёжь зачастую в своих творческих порывах ночевала в корпусе, выпуская газеты или готовясь к эфирам. Мы всё время что-то придумывали. Например, форму зачёта по технике публичной речи. Профессиональный режиссёр по первому образованию Елена Робертовна Раскатова превращала зачёт в мини-спектакли, сценарии которых писали студенты. Добавить к этому время зачёта – сказочный период конца декабря, преддверие Нового года... Это был итог семестровой работы над дикцией, интонацией, умением держать паузу или, напротив, тараторить. Такой красивый и благодарный итог.

О Союзе журналистов и студентах

– Почему вы решили вступить в Союз журналистов России и возглавить первичную организацию при ТГУ?

– Решение о вступлении в Союз журналистов для меня было очевидным. Когда пришлось кардинально поменять направление деятельности, круг профессионального общения, заниматься публицистикой, а не только научными текстами, конечно же, появилось желание и потребность вступить в этот Союз. Меня стали приглашать в редакции и жюри городских журналистских конкурсов. Вскоре предложили войти в состав Правления Самарского областного отделения Союза журналистов РФ. Тогда и родилась мысль создать первичную организацию при ТГУ. 15 декабря 2009 года состоялось выездное заседание Правления, на котором были утверждены рекомендуемые кандидатуры и принято решение о создании «первички» на кафедре журналистики. Она была первой в области, созданной на базе вуза. Кроме меня и вновь вступивших, в неё вошли Галина Чевозёрова, Диана Стуканова и Александр Кондратьев, которые на тот момент уже были членами Союза. Таким образом, в декабре 2009 года наша организация состояла из 15 человек.

– Что представляет «первичка» сегодня?

– Сегодня в ней 27 человек. Среди них не только сотрудники университета, но и журналисты разных изданий Тольятти. Секретаря первичной организации выбирают. Такая честь была оказана мне при создании «первички» и на последующих перевыборных собраниях. Мы принимаем новых членов, занимаемся организационной работой, оказываем помощь членам нашей «первички», участвуем в журналистских конкурсах. Например, несколько лет назад мы приняли участие в совместном международном проекте с Центром экстремальной журналистики, Frontline Россия (при поддержке Фонда «Открытое общество») и факультетом медиакоммуникаций Высшей школы экономики по созданию сети региональных студенческих клубов Frontline. В частности на нашей базе был организован просмотр и обсуждение фильмов по расследовательской журналистике. Гордостью наших дел считаю городской конкурс юных журналистов «Тольятти – город молодых», который состоялся в этом году уже в десятый раз.

– Сегодня вы являетесь организатором конкурса. А кто был его инициатором?

– Инициаторами были я и Ольга Леонидовна Варанкина, главный редактор журнала «Город». Нас поддержали мэрия и Дума Тольятти. В организации конкурса помогают все члены «первички», сотрудники медиахолдинга ТГУ и преподаватели кафедры «Журналистика». Кто-то входит в состав оргкомитета, кто-то – в состав жюри. Долгое время непосредственную связь со школами юных журналистов города держала Галина Владимировна Чевозёрова, в настоящее время этим активно занимается Марина Орлова. Городские СМИ – информационные спонсоры этого совместного с ними городского проекта, промышленные предприятия, бизнес-сообщество – финансовые (обеспечивает победителей достойными подарками).

– Как вы оцениваете значимость конкурса для города?

– Цель конкурса – создание условий для выявления творческого потенциала молодёжи города в области журналистики. Для города важно, что посредством конкурса идёт такая мощная работа среди молодёжи, в которой участвуют и журналисты, и власть, и бизнес. Школьники интересуются проблемами Тольятти, людьми, создающими его славу.

– Наталья Степановна, часто ли вы общаетесь с выпускниками? Любите ли встречаться с ними лично?

– Общаюсь. По-разному: с кем-то постоянно встречаемся, с кем-то переписываемся, а кого-то вижу только на юбилеях кафедры.

– Чему, на ваш взгляд, должен научить современный университет?

– Знать основы профессии, уметь учиться, оставаться всегда порядочным человеком – человеком с большой буквы. Уметь идти на компромисс, но никогда не предавать своих принципов.

Просмотров: 178
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей