Об истинной любви и путешествии во времени. Один день с актёром Молодёжного драматического театра Григорием Бересневым

Может ли посещение театра изменить жизнь человека? С актёром Молодёжного драматического театра (МДТ) Григорием Бересневым именно так и произошло. В юном возрасте, впервые попав на спектакль, он решил стать актёром, потому что эта профессия позволяет осуществить мечту, в одно мгновение «перенестись» в любую точку планеты, примерить образ не похожего на тебя человека... Это профессия, которая творит чудеса. В театре он не только получил любимую профессию, а, можно сказать, обрёл второй дом и встретил любимую женщину, с которой создал семью. Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Амина Дахунаева встретилась с актёром Григорием Бересневым. Правда, организовать посещение спектакля и репетиции в один день не удалось, но это не помешало журналисту познакомиться с творчеством молодого актёра.

Григорий Береснев, 27 лет, актёр Молодёжного драматического театра

Желание стать актёром у Григория появилось ещё в школьные годы. В седьмом классе он впервые посетил спектакль «Разбивая стекло», который ставил МДТ. Тогда, прогуливаясь по фойе и рассматривая фотографии актёров, решил: моя фотография тоже здесь появится. На следующий год Григорий записался в молодёжную студию МДТ. Начал ходить на занятия вместе с другом, правда, тот через месяц бросил заниматься. А вот Григорий остался и уже тогда определился с будущей профессией. «Первые два месяца я не понимал, что происходит. Ожидал, что на занятии мне дадут слова, и мы будем играть сценки, а вместо этого мы начали с тренингов, где били себя по груди и мычали», – вспоминает Григорий. Профессию актёра пришлось «распробовать», чтобы понять, насколько она интересная и глубокая.

После школы служил в армии, задумывался остаться служить по контракту. Но в итоге вернулся домой с намерением поступить в вуз на театральное отделение – и поступил в Самарский государственный институт культуры. «Я выбрал заочное отделение, потому что не хотел бросать театр. Если бы выбрал очное, я бы многое потерял», – рассуждает актёр.

Заочное обучение предполагало работу в театре. Григорий обратился в МДТ, у него было искреннее желание работать именно в этом театре. На тот момент свободна была лишь одна вакансия – звукооператора. Григорий решил не отказываться. «Это было интересно, я наблюдал за актёрами, за тем, как они импровизировали, и впитывал всё как губка», – рассказывает Григорий. Постепенно он «прижился» в театре: играл в массовке, исполнял роли второго плана. Неожиданно пришла и главная роль – в детской сказке. «Меня просто вытащили из рубки и поставили на сцену. Наверное, тогда мои коллеги очень удивились: почему звукооператора выпустили на сцену (смеётся)», – рассказывает Григорий. В результате актёр прочно связал жизнь с театром. На вопрос: «Почему именно этот театр?» отвечает: «Просто люблю! Я прихожу сюда как домой, здесь тёплая атмосфера, и мы все друзья. Даже жену я встретил именно в этом театре».

День в театре

Заглянув в театральный холл, я обратила внимание на небольшие диванчики – их здесь особенно много – и обилие фотографий. Быстро сдаю вещи в гардероб и иду рассматривать фото: портретные снимки актёров и кадры со спектаклей. Кажется, что размещены они в определённой последовательности: есть в этом задумка, которая позволяет зрителю погрузиться в жизнь театра. Со мной это сработало.

Завершив фотоэкскурсию, заметила, что в холле собралось довольно много гостей. Рядом со мной в основном располагались небольшие женские компании, которые старательно вспоминали историю Диогена. Чуть позже стали подтягиваться и молодые пары.

Прозвучал первый звонок. Вместе с другими зрителями я направилась на второй этаж – там расположен основной зал. Красная ковровая дорожка придавала этому моменту некую торжественность. По крайней мере, мне идти по ней было приятно. И вот прозвучал третий звонок. Спектакль начался.

«Перед третьим звонком всегда заглядываю в зал. Если честно, качество спектакля во многом зависит от количества зрителей. Если людей много – это здорово!»

События спектакля «Деньги на бочку!» развиваются в IV веке до новой эры – в Греции. Декорации и костюмы – под стать эпохе. Главный герой истории – философ Диоген, который прячется то в собачью будку, то в дупло дерева, размышляя о смысле жизни, пока его семья голодает. В его дочь Милену влюбляется Креонт – сын местного правителя архонта. В этой роли я узнаю Григория. На нём бело-золотой хитон и повязка на голове, выглядит он как настоящий грек. Молодые люди влюбились друг в друга буквально с первого взгляда. Персонаж Григория – последний романтик. На тайной встрече он сказал Милене: «О любви к тебе я могу говорить бесконечно», а девушка смущённо спросила: «А когда ты успел влюбиться?». Креонт сразу же ответил: «Как только увидел тебя».

«Моя жена Ольга Береснева тоже работает в МДТ. Многие скептически относятся к браку актёров, а мы нет – мы друг друга понимаем. Например, есть сцены, которые предполагают поцелуи. Мы как актёры понимаем, что это работа. А некоторые коллеги даже не приводят свои половинки на спектакли, потому что те сразу начинают ревновать»

Дело шло к свадьбе. Но родители союз не одобрили... В следующей сцене из романтичного парня Григорий быстро перевоплотился в серьёзного мужчину. Его герой пошёл против воли отца и стал жить в доме своей невесты. Тут же появляются новые проблемы: Диоген решил, что человек должен отказаться от материальных благ, и забрался в дырявую бочку из-под вина. На философа приходили смотреть толпами со всей округи. Тут Григорий показывает третью сторону своего персонажа – алчность.

«Часто режиссёры дают актёру близкую ему по характеру роль, но это не всегда интересно. Актёру интересны новые образы – хочется научиться понимать персонажа. Герой может быть плохим для зрителя, но моя цель – понять его. Ко мне подходили знакомые после спектакля и говорили: „Вот ты гад!“. Но настоящий я другой»

Как-то семейство нашло в дупле целый мешок золотых монет. И никто не знал, кому он принадлежит. Внимательный зритель мог заметить, что Креонт как-то заглядывал в дупло. Всё тайное всегда становится явным: в своё оправдание Креонт лишь без стеснения произнёс, обращаясь к Диогену: «Отец, ты же сам говорил, что люди должны отказываться от лишнего, вот я и подумал: пусть каждый, кто захочет тебя увидеть, откажется от 10 драхм». Диогена глубоко ранили эти слова, ведь его показывали как диковинную зверушку. И он бросился в бушующее море.

«Я не сторонник мнения, что театр – это развлечение. Комедии быстро завоёвывают зрителя, но сегодня вы посмеётесь, а завтра всё забудете. Мне нравится, когда после спектакля не можешь сказать, понравился он тебе или нет, но на протяжении недель или даже месяцев ты будешь его обдумывать»

Первую часть спектакля удалось посмотреть на одном дыхании. В зале раздавался зрительский смех. А вот после второй части остался ком в горле. Хотелось немного посидеть в пустом зрительном зале и обдумать спектакль. Но через несколько минут должно было состояться интервью – мы с Григорием договорились пообщаться сразу после спектакля.

От первого лица

Зрители уже вышли из зала, и я пересела поближе. Григорий спустился со сцены. Даже по тому, как он спускался вниз, можно было понять, что здесь, в стенах театра, он чувствует себя как дома – спокойно и уверенно.

«Как вам спектакль?» – сразу спросил Григорий. Мне трудно было дать определённый ответ, поэтому я сказала, как есть: «Пока сложно ответить, этот спектакль нужно обдумать». Дальше вопросы задавала уже я.

– Григорий, вы самокритичны?

– Ужасно, даже не люблю смотреть на себя на видеозаписи, делаю это исключительно для работы над ошибками. Моментально нахожу плохие фрагменты, но исправляюсь. Хвалю себя не часто, максимум – говорю себе, что сегодня было лучше, чем вчера – понимаю, что нужно ещё и ещё работать.

– Что должен уметь актёр?

– Должен играть на музыкальных инструментах, освоить сценический бой, петь и танцевать. Например, для спектакля «Касатка» я научился управлять боевым трёхметровым кнутом. Это сложно. Два месяца занимался, искалечил спину – всё это было для роли.

– Какую роль вы мечтаете сыграть?

– Ещё со студийной поры мечтал сыграть Джокера. Крутая роль, персонаж – современный Гамлет... Но вряд ли кто-то будет снимать фильм про Джокера в Тольятти (улыбается).

– Не страшно было бы взяться за такую роль?

– Если бы я начал обживать роль Джокера, он определённо стал бы частью меня. Что было бы со мной потом, не знаю, может, я бы уехал в другую страну с одной зубной щёткой...

– Как думаете, профессионально ли так вживаться в роль?

– Это спорный вопрос. Одни говорят, что это непрофессионально, так как актёр должен уметь смотреть со стороны, а не сходить с ума на самом деле. Но я считаю, что нельзя вживаться только на момент спектакля, в жизни тоже не стоит забывать о существовании персонажа – ведь он становится частью актёра.

– В чем преимущество театра перед кино?

– Театр пронзительнее, театр завораживает так, что зритель забывает, где находится. Театр больше погружает в действие – всё происходит здесь и сейчас. Зритель зачастую не может предугадать, что будет происходить, актёры могут в любую минуту сымпровизировать. Фильм же можно поставить на паузу, отвлечься на что-то – и в результате вообще о нём забыть.

– Как думаете, почему молодые люди нечасто посещают театры?

– Считают, что театр – это что-то старое, или ленятся доехать, ведь легче дома посмотреть кино или сериал. Стараюсь приглашать на спектакли своих знакомых, и многие открывают для себя в театре новый мир. Одна моя знакомая после спектакля спросила: «Почему ты раньше меня не приглашал?».

– Каким вы видите будущее театра?

– Что бы ни говорили – театр не умрёт никогда! Современное театральное искусство меняется каждую секунду. Возможно, через 100 лет всё будет совсем иначе. Мне очень жаль, что я не смогу этого узнать... Но точно знаю: никакой робот не сможет играть и творить на сцене, как человек.

Перевоплощение продолжается

Через несколько недель получила смс от Григория: «Добрый день! Вы можете прийти на утреннюю репетицию в четверг?». Конечно же я согласилась.

Репетиция была назначена на 11:00. Я приехала чуть раньше. Григорий вошёл в театр буквально через несколько минут, и мы вместе подошли к сцене. Кто-то из актёров уже был на сцене, кто-то сидел в зрительном зале. Я разместилась в первом ряду. Мне было важно не упустить ни одной детали. Первое, что отметила, – тёплые отношения между коллегами. При встрече они не просто здоровались, а обнимались, как родные люди.

Это была репетиция премьерного спектакля «Василий Тёркин». Из Древней Греции меня занесло в военное время XX века – чудеса театра. На сцене под руководством режиссёра-постановщика МДТ Инны Галкиной разыгрывали действия четвёртого эпизода «Война и смерть». Она обозначила задачи на репетицию: определить, какие взаимоотношения складываются между персонажами, повторить хореографию. На сцене с Григорием были его коллеги: Яна Сандирякова и Виктория Толоченко, которые исполняли роли Смерти и Войны. Сцена заключалась в том, что раненый Василий Тёркин в исполнении Григория борется со Смертью и Войной за жизнь.

Меня поразило, как быстро актёры реагировали на замечания режиссёра. Например, она говорила: «Представь себя хозяйкой Медной горы» – и актриса тут же менялась. Актёры тоже комментировали игру – это не запрещалось, давали советы, как улучшить образ.

Уже начали прогонять первый эпизод, но неожиданно актрисы отвлеклись, решив обсудить с режиссёром хореографию. В этот момент я сосредоточила внимание на Григории и была удивлена: он не вышел из образа! Он продолжил лежать на сцене, и выражение лица его тоже ничуть не изменилось – он оставался в роли.

«Всегда отдаюсь персонажу, он, в свою очередь, меняет меня. В итоге получается так, будто герой проник в моё нутро. Можно сказать, что во мне много личностей, каждый персонаж всегда со мной»

А чуть позже я заметила слёзы на его лице. И была удивлена – думала, что репетиции не требуют от актёра игры в полную силу. Мне стало интересно, пользовался ли он каким-нибудь средством, чтобы вызвать слёзы. Позже узнала, что нет. Тогда я впервые и смогла оценить значимость репетиции – настоящего спектакля, только без зрителей.

Просмотров: 1282
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей