Правила сетикета. Как сохранить репутацию в эпоху соцсетей

«И по сетям бушуют страсти,

И друга друг заносит в блэк...

И, чтобы избежать напасти,

Решил однажды человек:

Чтоб нервы сохранить и дружбу,

Желательно и даже нужно,

Чтоб появился в internet

Ну хоть какой-то этикет...»

(Леонид Ивонин. «Сетевой этикет по А.С. Пушкину»)

За последние 10-15 лет жизнь россиян круто изменилась: общение, история взаимоотношений, связи – всё хранится в «облаках» и в маленьких персональных устройствах.

Мало кто из наших современников может представить себе хотя бы день без телефонов, ноутбуков, планшетов. И ещё меньше – без интернета. Мировая Сеть поглотила жизнь каждого: знакомства, отношения, финансы, учёба, работа – всё опутано мировой паутиной. Проверка почты, сообщений в социальных сетях, чтение новостей, публикация фотографий или постов – именно этим наполнена жизнь большинства россиян.

Решение многих организационных вопросов зависит от информационных технологий: от записи детей в детский сад через портал «Госуслуги.рф» до проверки дневника ребёнка на специальных сайтах, от организации учебного процесса в университете – до контроля за начислением пенсии... Освоение человеком новой среды обитания требует соблюдения правил взаимосвязи и взаимодействия в ней. Отсюда – такой большой интерес к сетевому этикету или сетикету.

Что такое сетикет

На запрос о сетевом этикете поисковая система находит порядка 22 тысяч ответов. Первый же источник – «Википедия» – даёт этому понятию определение.

В материале «Что такое сетикет?» (газета «Заря молодёжи», Саратов) в 2010 году Владимир Болотин определил сетикет как «правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO».

В большинстве источников отсутствует глубокая теория вопроса, но предлагаются разнообразные «правила» сетикета.

История сетикета

Первый кодекс компьютерной этики появился в профессиональной IT-сфере в 1979 году в Институте инженеров электроники и электротехники (Institute of Electrical and Electronics Engineers). Как сообщает infopedia.ru, «принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе».

Первый труд о сетевом этикете, обращённый к массовой аудитории, появился в 1994 году.

Вирджиния Ши в книге «Netiquette» сформулировала десять правил поведения в интернете. Эти правила были направлены на формирование уважительной сетевой коммуникации, в которой каждый пользователь должен сознавать, что общается с такими же людьми, как и он, и что это виртуальное общение никак не должно отличаться от реального.

В 2007 году сторонник сообщества Open Source и один из главных идеологов направления Web 2.0 Тим О’Райли и создатель Wikipedia Джимми Уэйлс занялись разработкой кодекса чести блогера. О’Райли считал, что кодекс этики повысит качество блогов.

Как сообщала lenta.ru, члены сообщества предполагали создать три кодекса чести блогера с разными сводами правил. Во главу угла при создании кодекса этики ставилось сохранение свободы слова и недопущение цензуры под видом удаления информации как неэтичной. Черновик кодекса чести блогеров был опубликован на сайтах разработчиков. Однако спустя 11 лет в Сети найти этот кодекс невозможно. По всей видимости, идея его создания так и осталась в далёком уже 2007 году.

Сетикет изучается и учёными. Преподаватель Краснодарского информационно-технологического техникума Татьяна Землянка написала работу «Сетевой этикет. Агрессия в Интернете», в которой определила основные сетевые понятия, такие как флуд, спам, чат, топик, офтопик, сформулировала принципы сетевого этикета и указала, что, по её мнению, нельзя делать в интернете.

В Facebook.com существуют русско- и англоязычные паблики о сетикете.


В социальной сети «ВКонтакте» такие паблики не столь популярны.


Для чего нужен сетикет?

Интернет стал частью нашей виртуальной жизни, а сетикет – это такая же его составляющая, как и этикет в реальной жизни. Чтобы понять, зачем нужен сетикет, стоит разобраться, для чего же нужны эти правила поведения.

«Знание правил этикета позволяет определить, насколько уместны те или иные действия в конкретной ситуации. Это можно подтвердить простым примером: когда вы приезжаете в другую страну, привычки местных жителей могут отличаться от ваших. Если вы будете при них делать то, что они считают неуместным, вы им не понравитесь. Но если вы запомните их правила поведения и будете с ними считаться, быстро найдёте с ними общий язык и станете своим» (kakprosto.ru)

Сетикет нужен

– чтобы не нарушить закон (соблюдая этику, мы соблюдаем закон);

– чтобы установить диалог и организовать эффективную коммуникацию (уважительное общение укрепляет связи);

– чтобы иметь в Сети репутацию медиаграмотного человека.

 

Сетикет и закон

Законы – это тот базовый уровень контроля, ниже которого опускаться нельзя. Многие правила сетикета основаны на юридических нормах. Соблюдая сетикет, мы автоматически соблюдаем основные пункты закона. В первую очередь речь идёт о федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации», который даёт право свободно искать, получать и передавать информацию всеми законными способами, быть уверенными в неприкосновенности информации, касающейся частной жизни, разрешать или ограничивать доступ к информации.

«Информация, размещаемая её обладателями в сети „Интернет“ в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного её использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных»

(Статья 7 федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)

В федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации» отмечается, что использование только русского языка не означает «отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации».

Закон «Об авторском праве и смежных правах» даёт возможность авторам, создателям, предпринимателям и всем, кто создаёт продукт и размещает в Сети, не бояться того, что его украдут.

На интернет-сферу распространяются многие законы, в том числе «О средствах массовой информации», «О коммерческой тайне», «О рекламе», «Об электронной цифровой подписи» и т. д. Поэтому считать, что интернет – это область безнаказанности, нельзя – это может привести к серьёзным последствиям: как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому перед тем как что-либо размещать в Сети или даже ставить лайки, стоит подумать, не противоречит ли это действие какому-либо закону.

«В 2011 году активиста отделения националистической партии «Российский общенародный союз» в Татарстане обязали выплатить штраф в размере одной тысячи рублей по статье 20.3. КоАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» за лайк под скриншотом кадра из фильма «Американская история X». Этот фестивальный хит девяностых не запрещен к показу в России, однако на снимке был изображен герой актёра Эдварда Нортона с набитой на груди свастикой, и суд счёл это пропагандой нацистской символики» (tvrain.ru)

Закон – это база, на которой основывается сетикет. С юридической точки зрения не следует

– оскорблять;

– клеветать;

– унижать;

– посягать на информацию о частной жизни;

– нарушать авторское право;

– пропагандировать то, что запрещено законами;

– публиковать личную информацию;

– спамить.

Сетикет и диалог

Общение в интернете, как и в жизни, должно быть уважительным к визави. Стоит помнить, что по ту сторону экрана компьютера – такой же человек. Поэтому этичное общение требует:

– уважительного и терпеливого отношения к собеседнику;

– вежливого обращения к визави;

– умения слушать;

– грамотного подбора слов;

– отказа от поучения.

Если вы нацелены на диалог, не следует

– хамить;

– обманывать;

– наговаривать;

– использовать ненормативную лексику;

– «нападать» на участников дискуссии из-за их орфографических или грамматических ошибок;

– издеваться или насмехаться;

– делать непристойные предложения;

флеймить;

флудить;

Сетикет и репутация

Поведение в Сети влияет на репутацию в реальной жизни. Наша страница во «ВКонтакте» или в инстаграме сегодня – это наше «цифровое лицо». Каждому пользователю интернета следует относиться к киберпространству как к части реальной жизни, и, следовательно, придерживаться тех же правил поведения. Если человек не хочет выглядеть некультурным или глупым, то и вести себя следует подобающим образом:

– уважительно относиться к сообществу, где происходит общение;

– грамотно выражаться;

– сохранять своё лицо;

– благодарить своих собеседников;

– извиняться за проступки, если это необходимо.

Нарушение этих правил может сыграть злую шутку. Например, вы ищете работу и находите объявление, в котором указано требование «грамотное общение с людьми». Созваниваетесь с работодателем. Он узнаёт ваши имя и фамилию и назначает время собеседования. Вы приходите на собеседование, но по неизвестной вам причине с порога слышите отказ в приёме на работу. Работодатель просто заглянул на вашу страницу «ВКонтакте», где на стене вы с друзьями общаетесь несвязными предложениями и обмениваетесь нецензурными фразами. Этого достаточно для того, чтобы у работодателя уже сложилось о вас впечатление: ведь он не хочет терять клиентов из-за вас. И хотя статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает ограничивать людей в трудовых правах на основании обстоятельств, не связанных с трудовыми качествами, работодатель может отказать в трудоустройстве, сославшись на любую другую причину.

На сайте 100voprosov.net в разделе «Карьера и работа» опубликован пост с историями людей, которых увольняли с работы именно из-за их публикаций в социальных сетях.

Таким образом, поведение в Сети – это репутация, как в виртуальной, так и в реальной жизни. А на репутации может отразиться нарушение любого из приведённых выше правил. Для сохранения репутации в Сети не следует:

– некультурно выражаться;

– хамить;

– публиковать пропагандирующие посты;

– размещать непристойные видео, фотографии, сообщения;

– вести нечестные разговоры с конкурентами;

– оскорблять;

– хвастаться;

– сплетничать;

– пустословить;

– отказывать в помощи, если на самом деле можешь помочь.

***

Для безопасной, комфортной и удобной коммуникации сетикет сейчас просто необходим. Соблюдение его правил поможет не нарушать законы и составить о себе мнение как о грамотном и вежливом человеке, с которым приятно общаться. Возможно, спустя некоторое время сетикет станет не только необходимым, но и модным.


Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей