Придумано в Тольятти: История неидеального города. Как всё начиналось
8 декабря 2020

Для приезжих Тольятти – это прежде всего город, история которого неразрывно связана с промышленностью. Чего стоят только штампы «город большой химии», «автомобильная столица», «русский Детройт». По расхожим утверждениям, культуры у Автограда вообще нет и никогда не было, дескать, откуда ей взяться среди этих одинаковых квадратных кварталов и типовых пятиэтажек? Однако в городе много талантливых музыкантов, поэтов, художников, дизайнеров, которых эта специфическая атмосфера вдохновляет. Феномену того, что придумано и создано в Тольятти, мы посвящаем этот проект.

 

Вначале были заводы

Технократическое будущее города негласно было определено ещё в начале 50-х годов XX века. В это время начинается строительство Куйбышевской (ныне Жигулёвской) гидроэлектростанции. Доступ к дешёвой энергии становится главной деталью в механизме тотальной индустриализации страны. Одно за другим появляются новые предприятия. За двадцать лет Тольятти превратился в промышленный центр Советского Союза.

Строительство Волжского автомобильного завода окончательно определило социальную роль Тольятти в масштабах страны. Ленинград был «город-история», Волгоград – «город-памятник». Тольятти стал «городом-заводом». Здесь возникла особая реальность, в которой культурные и социальные процессы автоматически оказались вторичны.

Но если предположить, что небольшому заводскому городку развитая культурная сфера особо не нужна, то для социалистического «города будущего» она просто необходима. А именно таким и должен был стать Тольятти.

Виктор Лавренёв, как и многие молодые люди, приехал в Тольятти на строительство автогиганта. И остался здесь на всю жизнь.

– Можно сказать, что тогда [в 1960-ые годы] культура в город «спускалась» сверху, – вспоминает он. – Для сотрудников предприятий проводили концерты, в которых участвовали приглашённые артисты. Партийные власти организовывали гастроли столичных театров. Во всех местных газетах даже самых маленьких обязательно был раздел, посвящённый искусству.

 

Как на тольяттинских заводах собирали искусство

Искусственно «подсаженная» культура прижилась и стала развиваться в 70–80-е годы ХХ века. История Тольятти как нельзя лучше доказывает возможность единства производства и творчества. Без развитой промышленности местной культуры могло вообще не быть. Вот как рассказывает об этом Аркадий Лямин, историк, заведующий отделом экспозиционно-выставочной деятельности Тольяттинского краеведческого музея:

– В советское время городские дома культуры и большинство творческих мероприятий финансировались производственными гигантами, например, Волжским автомобильным заводом. Свой ДК был практически у каждого предприятия. Так как промышленность была востребована на уровне всей страны, заводы располагали достаточным количеством ресурсов, чтобы вкладываться в развитие культуры, например, выплачивать хорошие зарплаты деятелям искусства.

Тесная связь культурной сферы с промышленностью была трендом того времени. Тольятти имел статус промышленного центра, благоприятнее почвы для творческих экспериментов было просто не найти. В домах культуры предприятий создаются танцевальные коллективы, хоры, оркестры, вокально-инструментальные ансамбли. В этот же период в Тольятти появляются народный театр оперетты (1970) и театр кукол (1973).

Культурная жизнь Тольятти не просто стремительно развивается, а даже в чём-то опережает своё время. В 1988 году выходит приказ о создании в городе первого профессионального драматического театра «Колесо», который имел и статус экспериментального. Такого в стране ещё никогда не было.

«Эксперимент заключался в том, что была разработана модель первого в нашей стране контрактного театра. Кроме того, театру предоставлялась большая самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, что в дальнейшем было осуществлено многими государственными театрами России»©

На протяжении двадцати лет ежегодно проводились конкурсы и городские смотры художественной самодеятельности. Не терялась связь со всесоюзной культурой. В Тольятти продолжали давать концерты популярные советские ВИА «Пламя» из Москвы, «Синяя птица» из Куйбышева и другие. И вот ещё один тренд того времени: в репертуаре популярных коллективов появляются романтические песни, посвящённые городу, прославляющие молодость, труд и научный прогресс.

В это же время начинается история образования в сфере культуры. Появляются музыкальные школы, на базе ГПТУ-45 (ныне профессиональное училище № 45) организовывают музыкально-литературный факультет.

К последнему десятилетию XX века тольяттинцы подходят с неплохим багажом творческих побед. Местные самодеятельные артисты и творческие студии становятся победителями и призёрами областных и всесоюзных конкурсов, посещают с гастролями Великобританию, Германию и другие страны Европы.

Культурная жизнь бьёт ключом и кажется, что дальше можно идти только вперёд. В советское время тесная связь с производством давала мощный синергетический эффект для творческого развития. Но в 1990-е годы именно она становится губительной для тольяттинской культуры.

 

Культурное перерождение

После развала Советского Союза местные предприятия переходят в руки частных собственников, которые уже не хотят финансировать так называемый соцкультбыт. Конечно, в городе ещё оставались предприниматели и меценаты, спонсирующие культурные мероприятия. Но к нулевым годам XXI века многие из них покинули Тольятти. Город постепенно начал сдавать позиции и перестал быть интересным с точки зрения «больших денег».

– В «нулевые» бремя поддержки культурной и социальной сферы практически полностью падает на плечи города, в бюджете которого не было достаточно средств на полноценное финансирование, – характеризует Аркадий Лямин состояние культуры в то время.

Что развал Союза значил для Тольятти? С карты мира исчезла целая страна. Оставалось ли там место для её идеального социалистического города? На вопросы о культуре красноречивым ответом стали недостроенные культурные объекты вроде Дворца культуры и техники ВАЗа (впоследствии – Дворец культуры, искусства и творчества, а ныне – культурный центр «Автоград»).

Новая концепция позиционирования города так и не была найдена. Поэтому приходилось эксплуатировать то, что есть. По мнению культуролога и организатора творческих мероприятий Дмитрия Чевозёрова, в 2010-е годы культурная сфера в Тольятти постепенно начала делиться на две части:

– Первая – традиционная культура, которая тяготеет к прошлому, ею занимаются муниципальные организации. Лейтмотивы – Тольятти как автомобильная столица, город молодёжи и прочие регалии из прошлого. Проблема в том, что в настоящем многие из этих идей уже не актуальны. Молодым Тольятти был в конце 60-х, когда молодёжь приехала сюда строить завод. Сейчас же город всё чаще называют стареющим. Нет поиска новых смыслов, попыток приблизиться к новому времени.

В противовес традиционной в Тольятти существует ещё культура городских инициатив. Здесь преобладают более актуальные и смелые темы, например, горизонтальность, инклюзивность, феминизм.

По мнению Дмитрия Чевозёрова, в контексте культуры эти темы раскрываются следующим образом.

• Инклюзия подразумевает включение людей с ОВЗ в процесс творчества, освещение тем инвалидности, перестраивание программ для людей с ограниченными возможностями здоровья.

• Горизонтальность – тип взаимодействия, при котором субъекты равны, а иерархия отсутствует. В театре это может выражаться в том, что зритель становится действующим лицом постановки наравне с актёрами.

• Феминизм понимается как раскрытие тем женского тела, неравенства полов, насилия, власти; освобождение от объективации женского тела и его изображения, отказ от стереотипов и социальных мифов, изменение языка. Формы проявления – феминистские фестивали, сепарированные встречи только для девушек, исключительно женские творческие коллективы.

Несмотря на передовые идеи из-за нехватки материальных ресурсов и отсутствия налаженного диалога с властью, активистская инициатива не создаёт общей повестки развития города. Тольятти до сих пор находится в состоянии двусмысленности и двоекультурия.

В городе всё же пишутся книги, сочиняются стихи и новая музыка. Одни поколения авторов сменяются другими. Творческая жизнь Тольятти никуда не исчезла. Так что же такое современная культура Автограда? Одному из важнейших её направлений – музыкальному – будет посвящён следующий материал проекта «Придумано в Тольятти».

Благодарим фотографа Вадима Кондратьева и Тольяттинский краеведческий музей за предоставленные фотоматериалы

Просмотров: 3446
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей