«Команда мечты» – проект Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!». Наши герои – студенты опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ), которые делают первые шаги в науку. Кто-то из них совершит в будущем невероятное открытие, кто-то, возможно, получит Нобелевскую премию, а кто-то на основе студенческого проекта создаст инновационное предприятие, разработки которого будут востребованы во всём мире. Герои проекта очень разные: технари и гуманитарии, первокурсники бакалавриата и выпускники магистратуры самых разных направлений подготовки. Объединяет их всех одно: живой интерес к науке и инновационной деятельности.
В центре внимания нового выпуска проекта – студенческая инженерно-гоночная команда Togliatti Racing Team, получившая известность далеко за пределами родного университета, города Тольятти и всей России в целом.
Гоночная история
Проект «Формула студент ТГУ» реализуется на базе Высшей инженерной школы – стратегического проекта Программы развития опорного Тольяттинского государственного университета. Участники «Формулы» занимаются проектированием и конструированием гоночных болидов (команда Togliatti Racing Team), лодок на солнечных батареях (команда Togliatti Solar Team) и мотоциклов с электродвигателем (команда Togliatti Smartmoto Racing Team).
Togliatti Racing Team – студенческая инженерно-гоночная команда ТГУ – была создана в 2007 году. За первые три года студенты построили два болида, однако затем, по словам руководителя команды с 2013 года, заведующего кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» ТГУ Александра Бобровского, проектирование и изготовление машины продвигалось крайне медленно. После того, как в 2013 году он взял на себя руководство командой и заручился поддержкой администрации университета, студенты смогли за несколько месяцев собрать новый болид и подготовиться к первым соревнованиям. Болид White Shark разгонялся до скорости 100 км/ч менее чем за 4 секунды.
В проекте участвуют студенты разных направлений: от машиностроителей до переводчиков. Помимо проектирования болида команда готовит документацию для статических дисциплин: бизнес-план, отчёт о стоимости и производстве, дизайн-проект и участвует в международных соревнованиях, на которых успешно представляет свои автомобили.
Название: Студенческая инженерно-гоночная команда Togliatti Racing Team
Команда: студенты бакалавриата и магистратуры различных институтов ТГУ
Руководитель команды: заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей», кандидат технических наук, доцент Александр Бобровский
Сфера интересов: болиды, международные соревнования, гоночные автомобили, рекорды, инжиниринг
Команда Togliatti Racing Team участвовала во многих российских и зарубежных соревнованиях. Так, с болидом Black Scorpion G2 в 2019 году команда стала двукратным победителем международных инженерно-спортивных соревнований Formula Student Russia в Москве. Причём гонщики ТГУ оказались на подиуме во всех девяти представленных номинациях:
• I место – «Общий зачёт», «Ускорение», «Автокросс», «Топливная эффективность»;
• II место – «Отчёт о стоимости производства», «Бизнес-презентация», «Восьмёрка»;
• III место – «Гонка на выносливость», «Защита конструкции».
Подробные результаты соревнований – на официальном сайте.
В том же году с болидом Black Scorpion G2 студенты участвовали в Formula Student Italy – 2019 и, добившись снижения расхода топлива до 1,8 литра, впервые в истории команды выиграли малую номинацию Fuel Efficiency («Топливная эффективность»), набрав максимальные 100 баллов. В общем зачёте команда заняла 13-е место с результатом 484,474 балла.
Читайте также
• На чём строится победа. Как тольяттинские студенты покорили Москву
• „Формула студент“ выявила лучшую команду молодых инженеров
В болиде Black Scorpion G2 установлен новый мотор KTM 690 DUKE, он имеет две свечи на цилиндр и выдает мощность 55 лошадиных сил. Команда разработала и рассчитала новую модель подвески, которая повысила управляемость машины, изготовила ресивер и педальный узел с применением аддитивных технологий. Самое главное – машина разработана под требования FSG Rules, по строгому регламенту соревнований Formula Student.
– Каждый из болидов студенты разрабатывают и изготавливают в течение года, примерно за девять месяцев, с сентября по май. Согласно регламенту команда не может принимать участие в соревнованиях с болидом прошлого года, ежегодно команда должна изготавливать новый, – рассказала менеджер команды Дарья Горохова.
Студенты команды Togliatti Racing Team о своих впечатлениях
Виктор Сметанин, капитан, инженер-конструктор, пилот команды: «Мне всегда были интересны автомобили, хотелось в них больше разбираться, копаться внутри, что-то разбирать. Мне кажется, именно так я узнаю что-то новое в сфере автомобилестроения»
Алексей Нуянзин, инженер-конструктор: «Я увидел объявление о наборе в команду. Пришёл. В тот же день остался работать там до вечера. Так и остался навсегда. В команде мне интересно абсолютно всё. То, что мы проходим на лекциях, на «Формуле» проходим и на практике. У нас очень дружный коллектив, и время в мастерской проходит незаметно»
Михаил Гололобов, механик команды: «Я пришёл в команду из-за того, что хотелось стать настоящим инженером, узнать, как проходит весь путь создания болида. И до сих пор есть эта цель – оставить после себя след в инжиниринге»
Владимир Власов, инженер-конструктор, пилот команды: «Проект мне понравился ещё до поступления в ТГУ. Я хотел научиться всему, что увидел в лаборатории «Формулы». Привлекала и серьёзность соревнований международного уровня. И в принципе хотелось связать свою жизнь с автомобилями: я люблю скорость, всю эту гаражную атмосферу с дружным коллективом»
Леонид Харин, инженер-конструктор, пилот команды: «Меня всегда интересовали машины. Будучи на первом курсе, как только поступил в ТГУ, я узнал, что набираются люди в команду Togliatti Racing Team. И мне стало интересно, какие там делают машины и как это вообще устроено»
Дарья Горохова, менеджер команды: «Я пришла в проект в 2014 году. Ребята к тому времени только-только вернулись с соревнований Formula Student Russia – 2014, тогда проект проходил стадию восстановления после перерыва, многое приходилось начинать с нуля. Мне понравилось, что команду объединяла общая цель и у каждого было огромное желание её достичь. Это есть и сейчас, поэтому я рада быть частью команды»
Софья Горина, PR-менеджер команды, о том, что привлекает в «Формуле»
Трудовые будни
Обязанности между членами команды распределяются перед каждыми соревнованиями. Чтобы получить стоящий результат, участники вкладывают много сил и времени в разработку болида и все сопутствующие подготовке к соревнованиям процедуры.
Как поясняет руководитель команды Александр Бобровский, у команды есть общий график работы, в соответствии с которым распределяются задачи.
Положительный результат всегда зависит от работы всех участников команды. Именно поэтому очень важно, чтобы каждый выполнял свои обязанности хорошо. Даже маленькая ошибка имеет большое значение.
Команда трудится в собственном оборудованном инжиниринговом центре, у каждого участника – своё рабочее место с компьютером. Здесь проходят презентации, брифинги, лекции и занятия по английскому языку.
Участники Togliatti Racing Team o своих задачах в команде
Владимир Моисеенко, инженер, экономист отдела Business Presentation: «В проекте я совсем недавно, но уже занимаюсь бизнес-презентациями для защиты этапа „статики“ на соревнованиях. Для людей в моей сфере очень важно иметь опыт работы в программах 3D-моделирования, понимать английский язык на разговорном уровне, знать общую теорию конструкции автомобиля»
Леонид Харин: «На меня возлагаются разные задачи. Я много работаю у токарного станка, вытачиваю большинство важных деталей для нашего болида, также занимаюсь настройкой двигателя, сборкой узлов. Годом ранее, пока я не владел навыками работы на токарном станке, занимался изготовлением элементов из композита – обрабатывал и приводил их в надлежащий вид»
Виктор Сметанин: «Как капитан команды, я раньше занимался многими вещами: проектировал, работал на токарном станке, занимался проводкой и электрическими системами автомобиля. В нашей сфере нужно знать, как минимум, основы автомобилестроения. А вообще, чем больше будешь знать, тем лучше»
Алексей Нуянзин: «Думаю, что не у всех студентов такая жизнь, как у «формулистов». Проект Formula Student требует от команд чёткого соблюдения дедлайнов, а работы немало. Поэтому мы все приходим в цех после пар и работаем над проектом до вечера. И так каждый день на протяжении года»
Владимир Власов: «Я занимаюсь в основном проектированием, сборкой деталей и установкой их в автомобиль. Однако проект требует от всех участников многофункциональности, поэтому каждый член команды способен подменить товарища в выполнении любой задачи. Нельзя назвать жизнь «формулиста» типичной для студентов, потому что все участники посвящают своему проекту много времени. Это очень сложный проект в плане многозадачности и количества нюансов. Иногда приходится работать без выходных, не хватает времени на развлечения и прочие внеучебные дела»
Дарья Горохова: «Многие думают, что в проекте Formula Student могут участвовать только парни, всё-таки автомобили – это „мужская тема“. Это не так. В проекте есть различные направления деятельности, например, экономика, дизайн, PR-менеджмент, с которыми девушки отлично справляются!»
Александр Бобровский, руководитель команды, о борьбе со стереотипами
Формула успеха
Никаких особенных секретов, позволяющих достигать высоких результатов, у команды нет. Всё дело – в слаженной работе всех без исключения участников Togliatti Racing Team: одному человеку не под силу справиться со всеми задачами, нужны люди с различными знаниями и навыками, чтобы изготовить качественную, надёжную машину, подготовить грамотную документацию и успешно выступить непосредственно на соревнованиях. Благодаря работе в команде студенты приобретают важный жизненный и профессиональный опыт, который, уверены они, обязательно им пригодится после «Формулы».
Участники Togliatti Racing Team о планах на будущее
Виктор Сметанин: «Команда и проект в целом дали мне огромный багаж знаний для того, чтобы быть компетентным специалистом в сфере автомобилестроения. Именно таким я себя вижу через лет пять»
Леонид Харин: «Я долго ещё буду помнить победы нашей команды. В эти моменты особенно ясно понимаешь, что не зря ты старался проработать каждую деталь, чтобы было красиво и надёжно. Даже сейчас, в период самоизоляции, мы по-прежнему стараемся развиваться, читать книги и статьи, искать новые варианты решения старых проблем и разрабатывать новые конструкции будущих болидов»
Алексей Нуянзин: «Как и любая команда, мы учимся. У нас бывают ошибки, но мы не унываем. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное учиться на своих ошибках и идти вперёд. И, как известно, Formula Student – это студенческий проект, и скорее всего через пять лет я уже не смогу участвовать в нём. Но я уверен, что буду заниматься примерно тем же, чем и сейчас, и опыт участия в проекте мне, несомненно, в этом поможет»
Дарья Горохова: «Самое крутое в работе над проектом – это видеть результат. Для меня самые незабываемые моменты те, когда автомобиль, над созданием которого наша команда усердно работала целый год, делает свой первый старт. Это невероятные ощущения, в такие моменты я очень горжусь каждым из нас. Что касается проекта, он, безусловно, даёт опыт, стимул к изучению нового, доступ к лучшим мировым инженерным практикам и возможность учиться у лучших»
Do you speak English?
Согласно регламенту Formula Student, рабочий язык соревнований – английский, поэтому для участия в них студентам необходимо не просто знать, но и уметь изъясняться на английском языке. Максимальная сумма баллов, которые команда может получить на соревнованиях, – 1000, треть из них – 325 баллов – команда может получить за участие в статических дисциплинах: Cost and Manufacturing Event (Презентация отчёта о стоимости и производстве), Business Presentation Event (Бизнес-презентация), Design Event (Дизайн-презентация).
– Всё дело в том, что выступление в данных дисциплинах предусматривает презентацию и обязательное общение участников команд с судейской коллегией. Судьями на таких соревнованиях обычно выступают ведущие инженеры известных зарубежных автоконцернов, – рассказывает Дарья Горохова.
Команде нужно не только рассказать об автомобиле, но и доказать, что применяемые технические решения являются оптимальными. Чтобы студенты смогли свободно общаться на техническом английском языке и успешно выступать на соревнованиях, команда дважды в неделю самостоятельно проводит занятия по английскому языку в Центре машиностроения ТГУ. «Преподают» на занятиях те же самые участники проекта с хорошим уровнем знания языка. Они и помогают другим «подтянуться». Такая практика в команде существует с 2018 года. Сейчас занятия проводят студенты Владимир Моисеенко и Екатерина Чижаткина.
Владимир несколько лет подряд принимал участие в программе Work & Travel USA, в рамках которой получил большой практический опыт разговорного английского, а Екатерина обучается по специальности «Лингвистика» и является опытным участником проекта, обладающим знанием технического английского. Во время режима самоизоляции ребятам по-прежнему проводят занятия, но уже в онлайн-формате.
Новые разработки
Сейчас команда Togliatti Racing Team в рамках проекта Formula Student занимается изготовлением болида с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и моделированием болида на электродвигателе. В сентябре команда планирует выступить на международных соревнованиях Formula Student Russia – 2020 в Москве. Соревнования будут проводиться для двух классов болидов – Electric (электромобили) и Combustion (с ДВС).
Новый болид с ДВС будет отличаться от предыдущих: общая конфигурация рамы примерно останется такой же, поэтому болид также будет входить в линейку названий «Scorpion» и считаться третьим поколением – G3, но точное название будет зависеть от цвета рамы.
– Новая машина будет на 2 см выше, длина кокпита на 19 мм больше. Труба в нижней и передней части болида, будет проходить ещё ниже, – рассказывает Александр Бобровский. – Изменилась передняя подвеска: амортизаторы раньше находились сверху, теперь они будут гораздо ниже. До этого ресивер мы печатали на 3D-принтере, сейчас же делаем из карбона. У нас будут другие боковые обтекатели, ребята уже делают нужную форму. Будет совершенно другая конструкция педального узла: раньше тормозные цилиндры располагались горизонтально, теперь они будут угловыми – это позволило нам сэкономить место и сделать переднюю часть чуть короче. Мы изменили рулевой привод – рулевая рейка приподнялась, увеличилось плечо сошки, благодаря чему машина будет более манёвренной. Мы также не уверены, что будем использовать переднее и заднее антикрылья. У нас изменилась конструкция глушителя, предполагается, что он будет тише. База автомобиля увеличилась на 18 мм.
Болиды команды считаются самыми экономичными и топливно-эффективными машинами в России и Европе, так как имеют наименьший расход топлива – 1,8 л. При этом команда продолжает работать над улучшением этого показателя.
Новый болид на электродвигателе находится на стадии разработки. Вместо ДВС студентам необходимо будет вставить два электромотора, элементы трансмиссии, аккумулятор, контроллер двигателя, систему охлаждения и прочие системы безопасности.
– Учитывая огромный объём проектирования электрических компонентов, мы пока что остаёмся на нашей концепции. Только после того, как мы разработаем электрический комплект, который нужен будет для машины, возможно, мы займёмся модернизацией всего шасси, уже обладая компетенциями по электрике, – делится планами команды Александр Бобровский.
Что такое «Формула студент»?
• Образование
«Формула студент» – это международный образовательный проект, основанный Сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers). Цель проекта –формирование инженерного мышления у студентов и воспитание специалистов, готовых к решению сложных профессиональных задач.
• 30 лет опыта
Более 30 лет проект является одним из крупнейших инженерно-спортивных соревнований в мире.
• Создание автомобиля за один год
За один год команда, собранная исключительно из студентов, проживает полный жизненный цикл автомобилестроительной компании, производящей спортивные автомобили особого класса мелкой серии.
• Жёсткие правила
Болид должен быть построен в соответствии с техническим регламентом проекта, который обновляется каждый год. Поэтому участники учатся выполнять творческую работу, соблюдая конкретные технические требования.
• Множество компетенций
Для успешного существования участникам команды приходится решать не только конструкторские и технологические задачи, но и финансовые и кадровые вопросы.
• Теория и практика
Ценность проекта – в уникальной возможности воплотить полученные на занятиях теоретические знания и навыки на практике.