Следующая остановка – Взрослая жизнь. История взросления в нескольких (спойлер: кратких!) главах

Мы оканчиваем университет в этом учебном году, но, если честно, пока с трудом понимаем, как это – взрослеть. Взрослая жизнь нам представляется невероятно сложной – со всеми этими тарифами ЖКХ, поисками работы, ведением личного бюджета и быта... Кстати, продлить официальный возраст детства с нынешних 18 до 30 лет предлагают и чиновники от здравоохранения, и политики. Медицинские технологии развиваются, жить человек будет дольше, а значит, и детство становится длинным, к тому же нас, молодых, с таким упоением сейчас уличают в тотальной инфантильности.

Мы, группа студентов-журналистов четвёртого курса, решили разобраться в проблемах взросления, которые нас интересуют, понять раз и навсегда, могут ли скучные взрослые проблемы стать нескучными, а ещё найти работающие лайфхаки. Поэтому проектом «Следующая остановка – Взрослая жизнь» мы хотим помочь в том числе и себе. Мы, как водится, сёрфили интернет, говорили с взрослыми специалистами и такими же студентами, как и мы сами. Пристёгивайте ремни, мы отправляемся в путь. Начинаем с истории вопроса. Обещаем, путешествие будет увлекательным!

 

История взросления

Взрослеть – значит привыкать к миру.

The Walking Dead / «Ходячие мертвецы»

Колесо времени вращается, сменяя одну эпоху за другой, а вместе с ними меняется восприятие детства. Глядя на сегодняшний подход к воспитанию детей, мы стараемся отыскать его и в предыдущие периоды истории. Однако всё не так просто. Преподаватель кафедры «История и философия» Тольяттинского государственного университета Игорь Трубицын отмечает:

– Общее понимание детства появляется лишь примерно в XVII веке. До этого проблема детства не рассматривалась. Она возникает в эпоху Нового времени и развивается на протяжении дальнейшей истории.

Сегодня мы попробуем разобраться, как менялось отношение к детству на протяжении веков, начиная с античности. Не спешите делать скучную мину! Впереди – интересные факты и несколько глав нашей краткой истории взросления.

 

Такая суровая античность

До Нового времени воспитание детей не отличалось знакомой нам гиперопекой. Если ребёнок родился с физическим изъяном, не соответствовал ожиданиям родителей или просто отнимал у них много времени, считалось нормальным его убить или принести в жертву богам. Особенно не везло девочкам – их убивали чаще.

Примечательно, что при таком жестоком (по нашему нынешнему восприятию) обращении родители старались наделять своих детей именами, которые помогли бы сделать их жизнь счастливой, наградить удачей или «отдать» под покровительство божеству. Это ярко видно по произведениям автора «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (VIII век до н. э.). У героев его произведений броские имена: Агамемнон – вызывающий восхищение, Менелай – сила войска, Гектор – охранитель. Кстати, имя самого Гомера означает «заложник-слепой» (великий древнегреческий поэт и правда страдал слепотой). Эта система составления имён называется древнегреческой антропонимией.

Воспитывающее Средневековье

Для человека Средневековья детство заканчивалось в семь лет. К этому времени ребёнок уже считался взрослым и активно постигал, например, рыцарские навыки, а в 10–11 лет для него наступала уголовная ответственность вплоть до смертной казни. Девочки могли выходить замуж уже в 12 лет, а мальчики жениться в 14.

В эпоху Средневековья за воспитание детей активно взялась церковь. Во многом образ заботливой матери сложился из образа Мадонны с Иисусом на руках. В то же время детей начали воспринимать как податливую глину, из которой можно лепить что-нибудь полезное, или же пустой сосуд, который необходимо заполнить.

Кроме того, начиная со Средних веков ребёнок использовался как рабочая сила. По сути, ребёнок – это просто маленький взрослый со своими жёсткими обязанностями. С одной стороны, считалось, что учить детей до семи лет не имело смысла, потому что они в любой момент могли умереть от чумы, холеры или других опасных болезней, распространённых в Средневековье. С другой стороны, детей эксплуатировали, ведь взросление определялось социальным статусом и общественной пользой, а не количеством прожитых лет.

Новые времена

Только в XIX веке появляются законы, ограничивающие детский труд. Игорь Трубицын отмечает, что один из первых таких законов в мировой истории в 1882 году ввёл Александр III:

– Он устанавливал запрет на работу до возраста 12 лет. Для подростков от 12 до 15 лет время на производстве ограничивалось восемью часами в день (не более четырёх без перерыва), запрещалась ночная работа с девяти вечера до пяти часов утра.

Впрочем, существование этого закона не отменяет того факта, что в России на протяжении всего XIX века малоимущие родители отправляли своих детей на изнурительный труд с 6 лет, а с 10–12 лет дети могли зарабатывать самостоятельно. Распространёнными «детскими» профессиями были посыльный, газетчик, нянька, работник фабрик, лакей, чистильщик сапог, точильщик, подмастерье.

В XVIII–XIX веках принципы воспитания зависели от сословия. Для крестьян было важно, прежде всего, научить своих детей почитанию старших, сохранению семейных ценностей, следованию религиозным учениям. Аристократы и представители других имущих слоёв, помимо образования, уделяли внимание развитию чувства собственного достоинства, проявлению храбрости и самообладания, заботе о внешнем виде и многим другим нравственным и этическим принципам.

– Когда британский дипломат Филип Честерфилд отправил своего сына учиться за границу, то в письмах писал ему, что он должен делать, а что не должен, исходя из принадлежности к своему аристократическому сословию. У нас про это хорошо написала Ольга Муравьёва в своей работе «Как воспитать дворянина». В ней очень хорошо видны общие принципы воспитания, по которым нужно учить детей именно этого сословия, – поясняет Игорь Трубицын. – В молодом возрасте, в детстве проще всего заложить основы. И это понимали все типы школ. В дореволюционных школах проходило и воспитание гражданина. Например, в Царскосельском лицее Пушкина именно этому хотели научить – не наукам, а качествам добродетели. Если у человека нет этих качеств, то непонятно, что из него получится.

Многие мыслители видели школу как строгую систему, которая вгоняет детей в жёсткие рамки.

– Школы бывают разные. Есть школы, где вам говорят о том, что вы должны говорить, а есть школы, где вас учат размышлять. Вспомним концепцию Мишеля Фуко о том, что школа – подобие тюрьмы. Школа воспринимается им как один из институтов государства. Она воспитывает среднестатистического человека, – поясняет Трубицын.

 

Война как взросление

Как и в Средневековье, в бурлящем XX веке взрослели рано. Оно и понятно: глобальные потрясения, революции, падение великих империй, мировые войны...

В первое утро Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, на фронт прямо с выпускных балов в СССР отправлялись восемнадцатилетние солдаты. Тогда прощались они не только с любимыми, но и со счастливой и беззаботной юностью. После фронтовых пяти лет за парты университетов садились уже взрослые люди.

– У детей военного времени, стоявших за станками, детство «минимизировалось». Период счастливой, беззаботной жизни закончился, и после станка вы уже в университете. Без руки и ноги, но счастливый, потому что это мирная жизнь, вы горите желанием узнавать новое. Если мы посмотрим фотографию первой лекции в МГУ, то увидим, что там сидят все военные. Кто без ног, кто без рук, но эти лица были готовы к новым открытиям, – рассказывает Игорь Трубицын.

Что было дальше...

С середины XX века в воспитании стал развиваться так называемый помогающий стиль. Он предполагал, что дети знают свои потребности лучше, чем их родители. При таком подходе родители готовы помочь своему ребёнку, а главное – его понять. Этот принцип стал, пожалуй, одним из самых гуманных и актуальных на сегодняшний день.

В XX веке по всему миру увеличивается возраст вступления в брак, появляются новые возможности для получения образования. Молодые бунтари из различных субкультур всегда восстают против патриархальных концепций мира, общества или семьи.

– Современное общество диктует современные условия. Мы видим, что люди не всегда хотят быстро взрослеть. А зачем? Но есть и обратная сторона. В стенах университета можно заметить, что люди взрослеют достаточно быстро. Например, у меня на первом курсе есть много студентов, которые уже работают. Они вышли из семейного гнезда – детство закончилось. И человек сначала должен стать самим собой, достичь определённого нравственного уровня своего развития, – поясняет Игорь Трубицын.

И всё же почему по большей части сегодня мы, молодые, упорно не хотим взрослеть? При чём тут гаджеты? И как инфантилизация влияет на общество? В этом нам поможет разобраться социолог в следующем материале. А ещё мы расскажем вам, как тема взросления получает отражение в мировой литературе и что же нам делать с этими бесконечными психологическими травмами. Не пропустите!

А пока – наш небольшой исторический конспект.

Не забудь про это, когда решишь повзрослеть

• На Руси, начиная с трёх-четырёх лет, мальчик начинал ухаживать за скотиной, помогать в поле, в домашних делах. Девочки ухаживали за младшими детьми, помогали по дому. С семи-девяти лет дети начинали работать. А вам всё ещё лень помыть за собой тарелку?

• Пётр Первый был провозглашён русским царём в возрасте четырёх лет. О том, что он успел сделать для нашей страны, рассказывать не стоит. Как говорится, а чего добился ты?

• Это Спарта! Куда же мы без фактов о суровой Спарте. В возрасте семи лет мальчиков забирали из родного дома и отправляли в специальные лагеря для подготовки к поступлению на военную службу (агогэ). Там они превращались в не ведающих страха воинов и патриотов. До 12 лет спартанские мальчики не знали одежды и обуви. При этом, ясное дело, понятия «психологическая травма» тогда тоже не существовало.

• В Великобритании XIX века, согласно Фабричному законодательству 1833 года, ребёнка отправляли работать на фабрики уже после того, как у него появлялся второй коренной зуб, то есть в 11–13 лет. И никакой вам трудовой книжки или договора...


Просмотров: 819
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей