Следующая остановка – Взрослая жизнь. Возвращение из Нетландии, или Как стать настоящим взрослым
16 декабря 2021

Взрослые дети, или, как их называют, кидалты (от английских слов kid и adult – ребёнок и взрослый), – это те самые молодые люди, которые сохраняют свои детские увлечения. С каждым годом кидалтов в мире становится всё больше. Можно легко запутаться и начать считать кидалта просто инфантильным человеком, то есть тем, чьё упорное нежелание в зрелом возрасте жить взрослой жизнью психологи называют «синдромом Питера Пэна». Вот уж точно – взрослеем мы все по-разному. Кто-то играет в игрушки, занимая серьёзную карьерную позицию и принимая решения за большие коллективы людей; кто-то в зрелом возрасте так и не может принять ответственность за самый элементарный поступок. Разобраться с непростым процессом становления человека бывает ох как нелегко.

Продолжая медиасериал о взрослении, попытаемся в новом эпизоде понять, чем зрелый человек отличается от ребёнка и как принять себя, а также составим полезный чек-лист для тех, кто собирается повзрослеть. На этот раз разобраться во всех тонкостях непростого вопроса нам помогает психолог. А ещё в статье есть ответы молодых людей, которым мы задали вопрос о том, что значит быть взрослым человеком. Итак, продолжаем становиться взрослыми!

На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым.

Антуан де Сент-Экзюпери

Ребёнок превращается во взрослого

Взрослые кажутся детям особенными людьми, способными исполнить все свои мечты – полететь в космос или выйти на сцену, купить все существующие игрушки и съесть все сладости из магазина. Мы мечтаем поскорее стать взрослыми, но на деле всё оказывается не так просто, как нам казалось. С возрастом многое нам становится «нельзя», появляются «ты должен», «ты обязан», меняются желания, разрушаются старые ожидания и появляются новые. На человека падает огромная ответственность, с которой многие даже не знают, что и делать. И вот ты уже взрослый, серьёзный человек, покупаешь кастрюлю вместо нескольких хороших книг или игры. А потом удивительным образом оказывается, что покупка хорошей кастрюли была не такой уж и плохой идеей!

Как же происходит это взросление? Чем отличается взрослый человек от ребёнка?

– Когда мы говорим о взрослении, то отмечаем возраст человека в определённый период его жизни, – объясняет профессор кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Тольяттинского госуниверситета Эльвира Николаева. – В России по закону человек считается взрослым с 18 лет, когда наделяется полными социальными правами и обязанностями. Взросление сопровождается серьёзными физиологическими изменениями, которые проявляются и отмечаются внешне. Например, ребёнок провёл лето в деревне у бабушки, приехал, и все отмечают: «Как ты повзрослел!» Но никто не отметил, как он поумнел, как духовно вырос. Эти психологические показатели взросления не лежат на поверхности. Психологически взрослый и ребёнок отличаются созреванием сознания, становлением личности, способной преодолевать собственные несовершенства, способной верить в определённые смыслы и жизненные ценности, задаваться вопросами «Кто я? Зачем я? Что я сделал? Что я делаю?».

Данила Я., 19 лет: «Для меня взрослый – это, в первую очередь, финансово независимый человек, во вторую – способный самостоятельно решать все свои вопросы. Сложно сказать, считаю ли я себя взрослым человеком. Наверное, в некоторой степени да. Я с 16 лет занимаюсь саморазвитием, в 19 лет уже устроился на работу. Мне кажется, у меня уже есть понимание, как быть взрослым, но полностью я себя таким пока не чувствую. Мне кажется, для того чтобы называться «взрослым», у меня ещё недостаточно жизненного опыта. Думаю, это приходит только с возрастом».

Ксения Ч., 21 год: «Взрослый человек для меня тот, кто несёт за себя ответственность, может положиться сам на себя в сложных ситуациях. Не могу сказать, что я полностью взрослый человек. Скорее, пятьдесят на пятьдесят. Мне нравится менять роли в своей жизни. Например, я могу быть ребёнком рядом с родителями, взрослой с друзьями и так далее».

Выдающийся учёный Эрик Эриксон (1902–1994), внёсший колоссальный вклад в психологию развития, выделил восемь этапов развития личности: младенчество – до одного года; раннее детство – с года до трёх лет; детство – с трёх до шести лет; школьный возраст – с шести до двенадцати лет; отрочество и юность – с двенадцати до двадцати лет; ранняя зрелость – с двадцати до двадцати пяти лет; средний возраст – с двадцати пяти до шестидесяти пяти лет; старость – от шестидесяти пяти лет. На каждом из этих возрастных этапов перед человеком стоят разные задачи развития личности.

– Психологами доказано, что восходящее движение развития личности начинается с ранних лет жизни ребёнка, – рассказывает Эльвира Николаева. – Существуют более благоприятные периоды, когда закладываются базовые потребности для развития важных личностных качеств. Например, к возрасту от одного года и до трёх лет при правильном воспитании у ребёнка появляется базовое доверие к миру, и на его основе формируется вся его будущая эмоциональная сфера. К двум-трём годам появляется первая базовая потребность ребёнка, которая определяется фразой «Я сам» и выражает желание ребёнка всё делать самому. В этом возрасте закладываются основы будущей независимости и первые действия, необходимые для преодоления трудностей при овладении чем-то новым. Ребёнок может часами сидеть и что-то делать. Даже если не получается, он продолжает этим заниматься. Ребёнок, чтобы башмак зашнуровать, может и сорок минут сидеть, если ему позволят... Иногда мне на консультациях родители жалуются: «После себя ребёнок вообще ничего не убирает, даже тарелки не помоет». Я их тогда спрашиваю: «А когда вашему ребёнку было 3–4 года, что было?» А мне в ответ: «Ой, лез ребёнок и мыть посуду, и стирать, и всё делать». А что родители сделали? Они запретили ребёнку мешать им, потому что он бы всё сделал не так, всё бы испортил. Именно тогда и были загублены потребности к самостоятельности.

То, как каждый из нас проходит важные возрастные вехи, по сути, определяет все сложности, что и кого мы встречаем на тернистом пути к конечной точке «Я взрослый».

Дарина Г., 22 года: «Наедине с собой я часто ощущаю себя маленьким ребёнком, который ничего не может, ничего не умеет и ни с чем не может справиться. Но стоит мне оказаться рядом с кем-то другим, ощущения меняются. Я начинаю чувствовать себя как взрослый и опытный человек, способный на всё».

Михаил В., 21 год: «Я не считаю себя взрослым человеком, потому что мне кажется такое деление бессмысленным. Для меня взрослый – это тот, кто осознаёт себя и свои действия, свою ответственность, обладает самодостаточностью и способностью к самореализации».

Александра М., 20 лет: «В некотором плане я считаю себя взрослой. Например, понимаю, что нужно брать больше ответственности, работать, потому что вечно с родителями жить не будешь, нужно стараться некоторые свои нужды оплачивать самой. Но, с другой стороны, я не чувствую себя взрослым человеком на все сто процентов, ведь им за один вечер не станешь. Это приходит постепенно, после каких-то моментов, которые сильно на тебя повлияли. Для меня взрослый – это человек, который несёт ответственность, в первую очередь, за себя, финансово обеспеченный, знающий, как себя вести в любой ситуации, не полагающийся на других, опирающийся на своё состояние».

 

Чему не учат в школе

Общероссийский народный фронт и фонд «Национальные ресурсы образования» три года назад провели совместный опрос. В нём участвовало более двух с половиной тысяч школьников от 13 до 18 лет. Результаты опроса показали, что до 28 % снизилась доля детей, которым нравится учиться в школе. За последние годы выросла доля детей, которые вообще не хотят идти в школу. Очень много школьников учится по принуждению. Кстати, всё больше оборотов популярности набирает движение аутскулинг (или хоумскулинг – домашнее обучение). Формат учёбы, когда родители берут на себя функции учителей, с начала «ковидной» эпохи приобретают всё большую распространённость.

– Раньше источником получения новой информации был только взрослый, именно во взаимодействии с ним и рос ребёнок, перенимая его опыт и знания, и этой мотивации было достаточно. В интернете можно найти всё, только бы знать, что искать, – объясняет Эльвира Николаева. – Современного ребёнка недостаточно мотивировать: «Ты в школе научишься читать, писать, рисовать, считать». Он этому учится уже после первого полугодия первого класса! А дальше: «Я всё уже умею, больше не хочу учиться!» И очень редкий учитель или родитель раскрывает ребёнку секретный код слова «учитьСЯ»: «Ты в школу пойдёшь для того, чтобы научиться учить себя, а взрослые будут помогать тебе в этом нелёгком труде».

Что же такое «взрослый-взрослый»?

– Взрослым человек начинает чувствовать себя гораздо раньше, чем этот статус признают за ним другие люди, – считает Эльвира Николаева. – Это и «я сам» дошкольника, и «чувство взрослости» подростка, и доминанта юношеского максимализма в оценке и переживаниях своего «я». К реальной взрослости человек идёт долго, развиваясь интеллектуально и духовно-нравственно. Важной стороной в развитии взрослой личности занимает также эмоционально-волевая сфера, которая позволяет человеку владеть и регулировать свои чувства и эмоции, прикладывать волевые усилия для достижения цели и преодолевать как собственные личностные трудности, так и социальные. Способность выходить за пределы только собственных переживаний – это тоже элемент взросления.

Михаил И., 26 лет: «Я считаю себя взрослым в некоторых отношениях, порой даже слишком. Когда включаются мои перфекционизм и гиперответственность в задачах, этого не требующих. Нет баланса взрослости, как мне кажется. Она для меня – синоним ответственности и самостоятельности. Человек не обязан всегда и везде быть на 100 % независимым и держать ответ за каждую мелочь. Также и дети способны на взрослые поступки, а взрослые, наоборот, имеют право расслабляться. За любым поступком стоит выбор, кем из этих двух состояний быть. А делать его способен только зрелый человек».

Сергей С., 21 год: «Я не считаю себя взрослым человеком: не зарабатываю самостоятельно и не могу обеспечить себе независимость. Да и просто не считаю себя таким чисто психологически. Для меня взрослый – это тот, кто осознаёт свою ответственность за что-то или кого-то».

Милена В., 22 года: «Для меня взрослый – это способный нести социальную и гражданскую ответственность за себя и своих несовершеннолетних родственников, быть финансово обеспеченным и морально здоровым, стабильным человеком с устоявшимся мнением и чёткой позицией. Я не считаю себя взрослым человеком, поскольку ещё нахожусь на иждивении у родителей, обучаясь на пятом курсе университета, не несу ни за кого ответственности, не задумываюсь об отношениях и, в принципе, обращаю мало внимания на политическую и экономическую ситуацию в стране, а в свободное от учёбы время занимаюсь только узким кругом собственных интересов».

Оставим сказочному Питеру Пену его Нетландию. Между тем признаем, что психологической взрослости, состояния «взрослый-взрослый», или, можно сказать, «зрелости», достигают далеко не все. Эмоции, ответственность, исправление ошибок, тянущихся из тех самых периодов развития, признание себя, понимание чувств других людей, ответственность за себя и за свою деятельность – это именно то, что отличает ребёнка от взрослого. Из всего этого формируется сознание, которое позволяет по-другому смотреть на этот мир.

Достичь этого уровня сложно, но преодолевать сложности – это нормально. Зато потом понимаешь, что всё было не зря. Как в видеоиграх – с каждым новым уровнем становится всё опаснее, но интереснее!

Чувство вины, неверие в свои силы, одиночество, пассивность, сформированные ещё до периода ранней зрелости, могут быть слишком сильными. Но даже в этой ситуации есть выход – не бойтесь просить помощи.

Да, порой не хочется оплачивать счета или работать, но если найти состояние равновесия, понять и принять эту самую взрослость, то многое в жизни будет совсем иным. Всегда можно принять решение и найти работу, которая вам нравится, можно начать учиться чему-то, чему вы хотели научиться, но боялись. Да, страхи будут у нас всегда. Но, будучи взрослым, вы будете намного более зрелым взглядом смотреть на вещи, будете трезво оценивать себя и свои возможности, станете более независимы и свободны. Вы – ваша главная ответственность, за которой уже стоит всё остальное. И это самое классное, что есть во взрослении.

Не забудь про это, когда решишь повзрослеть

  • Взрослый человек принимает решения сам

  • Взрослый человек самостоятельно справляется с положительными и отрицательными последствиями своих решений, не перекладывает при этом ответственность на других

  • Взрослый даёт право совершать ошибки себе и другим

  • Взрослый человек в состоянии контролировать свои эмоции

  • Взрослый адекватно воспринимает даже не самую приятную критику

  • Взрослый человек умеет распределять свои ресурсы: время и силы

  • Взрослый человек может мотивировать себя сам, не ожидая помощи со стороны

  • Взрослый человек принимает себя и других людей со всеми недостатками

  • Взрослый человек в состоянии отстаивать свои личные границы и не нарушает чужих

  • Взрослый человек умеет при необходимости просить помощи

Автор: Анна Мурашова

Редактор: Любовь Гапеева

Материал проиллюстрирован фотографиями участников проекта «Следующая остановка – Взрослая жизнь»: Альбины Казаковой, Натальи Романовой, Софьи Пуховой, Юлии Комковой, Анастасии Роводиной, Сергея Сызганцева, Михаила Яшина и Анны Мурашовой

Просмотров: 1153
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей