Стенография. Мурал – главный экспонат, или Каков закон жанра
20 апреля 2023

Новый мурал появится в Тольятти уже к концу этого лета. Как сообщают «Городские ведомости», на торец дома по адресу: улица Мира, 117 будет нанесено абстрактное изображение на спортивную тематику. Инициатором создания нового арт-объекта стал тольяттинский футбольный клуб «Акрон». Нарисует эскиз и выполнит сам мурал художник, график, граффити-райтер Владимир (Nootk) Гупалов. Пока нет даже наброска будущего арт-объекта и мы, жители города, можем пофантазировать, каким он будет. Абстрактный красочный геометрический рисунок? Или философская зарисовка? Пока понять сложно.

Источник: artnow.ru/ru/artists/209/6574.html

Геометрическое начало

Наивно полагать, что муралы для Тольятти – веяние последнего времени. В середине 1990-х в эксплуатацию был сдан корпус Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета (ныне Тольяттинский государственный университет, ТолГУ) на Фрунзе, 2г. Тогда на торцы здания были нанесены замысловатые изображения геометрических фигур в стиле оп-арт. Авторами работы стали Сергей Дергун и Сергей Галета, члены Союза художников России, участники многих международных и российских выставок, тогда преподаватели вуза.

Кстати, такая же интересная и значимая работа в стиле абстракционизм «Интересное – внутри» находится в двенадцатом квартале Автозаводского района по адресу: улица Свердлова, 14. Её реализовали Сергей Дергун и его помощники в 2014 году в рамках фестиваля ART CITY.

Источник: artnow.ru/ru/artists/209/6574.html

В проекте «Стенография» мы уже писали о том, что в 2021 году благодаря фестивалю Samara Ground Fest на корпусе ТолГУ по адресу: улица Фрунзе, 2г появился красочный и неоднозначный диптих Рустама QBic «Антиподы». Появился он не на пустом месте, а перекрыв предыдущее изображение. Наши эксперты, которые занимаются развитием городской среды, не сговариваясь, отмечают именно этот нюанс.

Диптих «Антиподы» на корпусе ТГУ (ул. Фрунзе, 2г). Автор Рустам QBic. Фото: Артём Чернявский

Михаил Солодилов, доцент центра дизайна Тольяттинского государственного университета, кандидат архитектуры:

– До этого на фасаде художник создал геометрические фигуры. Он понимал, какая эстетика присутствует в окружающей геометрии, чтобы это точнее передать. Я бы хотел, чтобы там была какая-то абстракция. Диптих, который располагается на фасаде сейчас, кажется мне эстетически каким-то странным, несуразным, но при этом там изображены парадоксальные идеи. Архитектура не предусматривает рисунок или стороннее изображение на фасаде. Когда подобное происходит, такой рисунок с точки зрения архитектуры не нужен на этом месте. Он становится лишним элементом, как, например, «блёстки на горб». При этом именно в советское время впервые начали создавать на торцах зданий изображения, потому что они компенсировали некую скудность архитектуры. Такие изображения были не очень выразительны, но добавляли индивидуальности. Это своего рода компенсация. И даже в виде подобной компенсации изображение и искусство будут приносить пользу. А геометрия – она, по сути, нейтральна: аудитория сама вложит в неё свои смыслы и задумки. Поэтому, если хочешь не прогадать и точно попасть, можно воспользоваться именно абстракцией. Тогда все будут довольны, получается своеобразная панацея.

Алексей Зуев, директор центра креативных индустрий Тольяттинского государственного университета, художник:

– Мурал закрасили другим. Монументальные произведения в этом случае имеют разный характер. Другое дело, например, стела «Радость труда», которая на годы делалась. А здесь просто украшение фасада на несколько лет без специальной подготовки самого фасада. Кстати, поверхность корпуса покрыта стеклянной мозаикой, как и многие панельные дома в нашем городе. Эта плитка не допускает какой-либо адгезии (сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел. – Прим. авт.) с красочными материалами. И мурал моего учителя по живописи Сергея Кирилловича Дергуна, к которому я отношусь с большим уважением, начал осыпаться. Повторюсь, технологически эта поверхность не предназначена для нанесения изображения водными красками. Само изображение выгорело, краски начали осыпаться. Решено было обновить поверхность. Прошло уже больше года с момента создания мурала Рустамом QBic, и даже этот мурал начал уже осыпаться. Несмотря на то, что организаторы фестиваля Samara Ground Fest подготовили поверхность с помощью специальной грунтовки для водных красок, в скором времени придётся думать о том, чем заменять этот фасад. Возможно, корпус будет закрыт отдельным фасадом из более современных материалов.

Рустам QBic в процессе создания диптиха «Антиподы». Фото: Артём Чернявский

Своя мелодия

Все тольяттинские эксперты, с которыми мы говорили при создании материалов для проекта «Стенография», сходятся в одном – у каждого города своя идентичность, специфический язык или код, если хотите. Тольятти – не стандартный провинциальный город. Давайте попробуем сравнить его с музыкальным произведением. Тольятти – точно не классическая симфония, не изысканный джаз и не ультрасовременное техно. Тольятти – это такая, на первый взгляд, непритязательная, но до боли знакомая мелодия с явным урбанистическим флёром. Каждому уличному художнику, который хочет внести в городскую партитуру свою ноту, важно органично попасть в индивидуальный ритм Тольятти.

 

Раскраски для взрослых?

Что вообще должно стоять за муралом в провинциальном городе? По мнению Ольги Веретенниковой, дизайнера, художественного куратора выставок, организатора фестиваля стрит-арта и монументального искусства ART CITY, ведущего специалиста по рекламе в библиотеке культурного центра «Автоград», автора проекта «Свободная среда», тренд на стрит-арт сейчас «превращает серые города в разноцветные раскраски». Но это не просто забавные «разукрашки». И речь не о нарушениях норм морали на арт-объектах, а о внешней смысловой загруженности улиц. Именно поэтому яркие муралы появляются не на каждом тольяттинском доме.

Благодаря простым геометричным муралам город тоже может преобразиться. Летом-осенью 2021 года фасады нескольких жилых домов украсили работы студентов ТолГУ, обучающихся по направлениям «Графический дизайн» и «Дизайн среды». Восемь жилых домов обновили свой внешний облик и стали гораздо приятнее глазу. Муралы подобного характера служат косметическим украшением улиц и дворов, а никак не арт-объектом на века.

Директор центра урбанистики и стратегического развития территории Тольяттинского государственного университета Мария Степанова:

– Геометрию на фасаде не нужно называть муралом или художественным изображением. Подобные простые вещи призваны вписать здание в окружающую среду, подчеркнуть колористические решения на фасаде. Здесь речь не о муралах, не об искусстве. Это разные вещи. Художественный рисунок, изображение с идеей, мурал, городская живопись несут совершенно другие мотивы. Художник передаёт идею, своё мироощущение. Он понимает, в каком месте будет уместен тот или иной арт-объект. История с геометрией более утилитарна. Она не должна раздражать глаз, а должна вписываться в общий фон, быть гармонизирующей. Художественные произведения единичны. Вы представляете, что будет, если каждый фасад в городе станет объектом искусства? Мы будем жить в картинной галерее! И это слишком сильное воздействие на горожан. У нас и так перегруз визуальной информацией.

Фасад жилого дома после реновации. Эскиз студентов-дизайнеров ТолГУ. Источник: tltsu.ru

Мурал – это точно не про вечность, это не картины в Эрмитаже или Лувре под пуленепробиваемым стеклом. Муралу, как, например, любому футболисту, рано или поздно понадобится «замена на поле». И в этом его суть. Мурал живёт, становится особенностью конкретной точки, развивает городскую среду, служит неким актуальным высказыванием. Он, как человек, стареет и даже умирает. И тем интереснее наблюдать за стрит-артом, потому что это искусство всегда в движении. Чаще смотрите по сторонам – вокруг нас жизнь и муралы, которые эту самую жизнь и отражают.

Просмотров: 2633
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей