Стенография. В контексте города: когда здания становятся арт-объектами

Тысячи туристов каждый день устремляются в порт Рио-де-Жанейро на Олимпийский бульвар, чтобы увидеть один из крупнейших муралов в мире. Монументальную работу Ethnicities («Этносы») создал стрит-арт-художник Эдуардо Кобра. Площадь мурала составляет почти 3000 квадратных метров, а высота его – 15 метров. Художник изобразил пять человеческих лиц. Каждое из них символизирует отдельный континент – по аналогии с пятью олимпийскими кольцами. Как вы можете понять, арт-объект посвящён Олимпийским играм 2016 года, которые прошли в бразильской столице.

Стрит-арт сегодня превращает улицы городов в галереи под открытым небом. Чтобы увидеть и даже потрогать искусство, теперь не нужно покупать билеты в музеи и выставочные залы. Мурал – это послание художника, законченное художественное высказывание автора.

Один из портретов мурала Ethnicities (автор Эдуардо Кобра). Источник: kulturologia.ru

Первые пещерные рисунки датированы 30 000 годом до новой эры. Огромные наскальные изображения обнаружены археологами на юге Франции, в пещерах Шове. Со временем муралы «эволюционировали» в монументальную живопись. В античности, Средневековье и во времена Возрождения монументализм развивался во всех направлениях, появлялись разные техники и стили: фрески, лепнина, мозаика, витражи...

Мурал (с испанского muro – «стена») – масштабное изображение на стене здания, разновидность монументальной живописи. Мурал является частью современного уличного искусства, но не синонимом граффити.

Ольга Веретенникова, дизайнер, куратор молодёжного центра BIBL в библиотеке культурного центра «Автоград», автор проекта «Свободная среда»:

– Мурал-арт возник сравнительно недавно как форма, претендующая на более серьёзное место в искусстве, чем граффити и стрит-арт. Вопрос только в размере, масштабности, а вообще это явления одного порядка. Способы нанесения рисунка такие же: кисти, баллоны с аэрозольной краской, валики. Но у муралов есть главная особенность, помимо масштабности. Она заключается в том, что огромное изображение просматривается лучше с близких и дальних расстояний. Это значит, что стрит-арт даёт художнику возможность проявить себя, показать своё творчество не в музее, не в галерее, а на улице, в контексте города. Художники при такой глобальной работе воспринимают окружающий мир как чистый холст, в котором они находят и вдохновение, и место для самовыражения.

Десяток лет назад любое изображение на стенах воспринималось исключительно как вандализм и хулиганство. Сегодня отношение к современному искусству, частью которого является стрит-арт, меняется. По всему миру проходят фестивали уличного искусства. И наша страна не исключение.

Региональные власти дают на откуп талантливым художникам целые города. И те, в свою очередь, кардинально меняют городской облик, наполняя его новыми красками и, конечно же, новыми смыслами. Унылые панельки превращаются в неожиданные арт-объекты. Тренд очевиден. Муралы вывели современное искусство на принципиально новый уровень. Сейчас практически любое здание становится полотном для картины.

С 2010 года в Екатеринбурге проходит ежегодный фестиваль STENOGRAFFIA, благодаря которому уже создано несколько сотен муралов (признаюсь, что именно ёмкое название этого фестиваля я отчасти и позаимствовала для своего проекта). В дагестанском Дербенте фестиваль муралов «Стена» проходит с 2018 года. Здесь художникам со всего мира удаётся сочетать традиционный кавказский колорит и ультрасовременные направления искусства. Теперь Дербент часто называют городом муралов. В рамках международного фестиваля «Культурный код» с 2019 года создано уже более 100 работ по всей стране: в Одинцово, Челябинске, Казани, Москве, посёлке Солнечнодольск (Подмосковье), Нижнем Новгороде. С 2021 года проводится фестиваль «Рост» в Мурманской области. Здесь в июле –  единственном тёплом месяце – художники со всего мира создают красочные произведения искусства.

Только представьте себе: промёрзший зимний город на Крайнем Севере, полярная ночь, повсюду заснеженные сопки. Мир удивительным образом становится похож на лист бумаги. Несколько арктических регионов России нашли нетривиальное решение ­– провести фестивали стрит-арта. Десятки художников, каждый со своим уникальным стилем, создали муралы в городах Заполярья. И все эти арт-объекты – яркие, красочные, насыщенные, особенно на контрасте с аскетичной северной природой. В августе 2022 года даже прошёл конкурс на лучший мурал Арктики. Победили арт-объекты из Мурманска и Анадыря. Фотографии этих муралов «завирусились» в социальных сетях.

Один из муралов в Мурманске после фестиваля «РОСТ». Источник: murmansk.city.online

В 2020 году в Самарской области стартовал Samara Ground Fest, а в 2021 году в рамках этого фестиваля муралы появились и в Тольятти. Один из них – диптих «Антиподы» от известного российского стрит-арт художника QBic (Рустама Салемгараева) на фасаде одного из корпусов Тольяттинского государственного университета – даже вошёл в рейтинг 25 лучших муралов мира за октябрь 2021 года по мнению подписчиков крупнейшего объединения ценителей стрит-арта Street Art Cities.

Мурал художника QBic на фасаде корпуса ТГУ на Фрунзе, 2г. Фото: Артём Чернявский

Часто администрации регионов и местные СМИ проводят опросы об отношении жителей к уже созданным муралам или даже предлагают горожанам самим выбрать тематику будущих арт-объектов. Так само население активно участвует в организации городской среды. Например, в Комсомольске-на-Амуре жители дома категорически отказались от мурала, потому что им не понравились предоставленные художником эскизы. В сентябре 2022 года до старта фестиваля YAM(ural)AL в Надыме районная администрация провела опрос горожан о тематике будущих арт-объектов. Как выяснилось, 91 % населения гораздо важнее картинка, чем заложенный в ней смысл.

Первый мурал в современном его понимании появился в 1919 году благодаря выдающемуся художнику Казимиру Малевичу (1879–1935). Основоположник супрематизма изменил фасад здания народного художественного училища в белорусском Витебске. Он изобразил красные и чёрные геометрические фигуры: прямоугольники, круги, квадраты и треугольники.

Мурал на фасаде Витебского народного художественного училища, 1919 год. Источник: planetabelarus.by

К муралам можно относиться по-разному, но один факт бесспорен – они серьёзно меняют города. Это происходит здесь и сейчас. Международный фестиваль стрит-арта «Культурный код», например, ставит своей целью «создавать принципиально новую айдентику для моногородов „советского образца“» и современных многоэтажных «миллионников»». Отличный пример – город Солнечнодольск в Подмосковье, где 60 художников расписали фасады более 70 % всех жилых домов.

Давайте признаемся: многие до сих пор со скепсисом относятся к современному искусству. Искусство никого не оставляет равнодушным, оно всегда порождает споры. Без этого никак. С муралами – ровно та же история. Одни говорят, что здание испортили, называя стрит-арт вандализмом и хулиганством. Другие признают, что наконец-то что-то изменилось, жизнь заиграла неожиданными красками, появилась новая местная достопримечательность. А ещё есть люди, которые останавливаются в своём рутинном беге и вдруг задумываются о чём-то важном. И на эти важные размышления их наталкивают художники своими посланиями с фасадов.

Мария Степанова, директор центра урбанистики и стратегического развития территории ТГУ:

– Фасады имеют обширную воздействующую площадь. Сильнее, чем фасады, на нас воздействует только планировка кварталов, расположение улиц и домов. Глухой фасад зачастую оказывает сильное давление. А если он ещё и постарел, осыпался, мы видим удручающую картину. Когда наступает зима и вокруг всё становится серым, как в тумане, льёт дождь, возникает депрессивное настроение, тогда качественные муралы становятся спасением. На разных людей арт-объекты влияют по-разному, поэтому важно не только следить за смыслом изображения, но и обращать внимание на городскую среду, на то, как мурал будет просматриваться с разных точек. Иначе он может получиться вызывающим или слишком отвлекающим (например, для водителя). Мурал ни в коем случае не должен нарушать городскую среду. Он, наоборот, обязан её поддерживать, улучшать, облагораживать.

Ольга Веретенникова, дизайнер, куратор молодёжного центра BIBL в библиотеке культурного центра «Автоград», автор проекта «Свободная среда»:

– Это история о том, что мы хотим из серого города сделать цветовое многообразие. Именно это и происходит сейчас в крупных городах. Контекст не учитывается, не является базовым, основополагающим элементом в стрит-арте. Это происходит потому, что инициатива идёт сверху, а не снизу. То есть компании или государственные учреждения хотят облагородить улицы, внешний вид города. Именно такую задачу они ставят перед художниками. И именно тут теряется смысл – творец не может вложить в работу собственный замысел, потому что ему нужно отработать заказ. Перед ним ставят задачу сделать ярко или отразить цветовое сочетание определённой рекламы. Если говорить о Тольятти, о его будущем и о каком-либо потенциале стрит-арта и муралов, то, конечно, оно есть, но сейчас оно достаточно бессистемное, хаотичное. В том, что делается в последние годы, недостаточно смысловой нагрузки, идентичности города. Такие работы вообще сложно даже назвать уличным искусством. У уличного искусства всегда есть посыл, обращённый к зрителю. И ты сразу чувствуешь «коннект». Ты можешь не знать, кто изобразил рисунок или сделал этот арт-объект, но чувствуешь, что ты не один, что какой-то неизвестный человек заставляет тебя задуматься, домыслить свою историю. Неожиданные встречи с искусством в повседневной жизни очень важны.

Стрит-арт всегда как будто балансирует на грани. Изображение, нанесённое на фасад здания, перестаёт быть просто картиной. Оно становится частью здания, улицы, города. Именно от мастерства художника и его невероятной изобретательности будет зависеть, насколько органично арт-объект впишется в городскую среду, дав ей новый заряд для существования и развития.

В следующих материалах проекта «Стенография» вы узнаете, как муралы изменили Тольяттинский госуниверситет и можно ли неожиданно для себя самого превратиться в уличного художника.

Просмотров: 1395
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей