Жирным шрифтом. Ушедшие в тираж: как вещи становятся культовыми

Давайте посмотрим правде в глаза: мы хотим принадлежать и обладать. Принадлежать к полюбившимся течениям в моде и обладать легендарными вещами, которые сейчас с гордостью носят приставку it- («та самая вещь»). На первый взгляд, они могут показаться нам обыденностью. Но это не так. Их легендарность едва ли можно объяснить понятными всем определениями «крой», «размер» и «состав». Она лежит глубже – в смыслах и историях, которые на протяжении многих лет вкладывают в эти самые вещи люди, обладающие ими, и событиях, происходящих вокруг этих предметов. Но как именно эти вроде бы просто вещи становятся предметами поклонения миллионов людей по всему миру? Что это за процесс такой? Ответ на эти вопросы – в авторской колонке о моде «Жирным шрифтом» корреспондента Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Артёма Смирнова.

Диагноз: модная сериаломания

Бранчи в фешенебельных ресторанах «Большого яблока», романтические свидания в неоне ночного мегаполиса и друзья, которые будут рядом, если эти самые свидания не привели к «долго и счастливо». Шоураннерам сериала «Секс в большом городе» (18+) удалось не только наполнить экранизацию книги Кэндес Бушнелл милыми сердцу смыслами о дружбе и любви, но и продемонстрировать в ней экстравагантные модные решения, от которых многие фэшиониста до сих пор в восторге. В состояние экзальтации модников со всего мира приводит один только взгляд на сумку-багет Fendi – переиздание версии из коллекции бренда осень-зима – 1999/2000, покрытое крупными фиолетовыми пайетками. Её обладательница – Кэрри Брэдшоу – ролевая модель для многих романтиков и нестандартных личностей. Если нас с детства учат делать лимонад из подкинутых жизнью лимонов, то Кэрри умудряется делать из них коктейль «Космополитен». Её страсть в отношениях, лёгкость в общении, нестандартность взгляда и гардероба как раз и символизируют «хлебобулочный» аксессуар в пайетку. Поэтому неудивительно, что сумка гордо носит статус «распродано» на всех маркетплейсах. Более того, в свете выхода продолжения культовой истории под названием «И просто так» Fendi объявил о перезапуске сумки в коллаборации с исполнительницей роли Кэрри – Сарой Джессикой Паркер. Такого громкого камбэка «нулевых» не ожидал никто.

Цок, цок, цок

Таби (традиционная японская обувь) в интерпретации бельгийского дизайнера Мартана Маржела – культурная апроприация или модный зооморфизм? Отставим этот спор в сторону. Когда речь заходит о «той самой обуви», у любителей экстравагантных модных решений не остаётся никаких возражений. Для модного дома Maison Margiela (до ухода дизайнера – Maison Martin Margiela) сам факт существования традиций – вызов к их переосмыслению. Из японских традиций Маржела оставил в таби только форму – мыс с разделением между большим и остальными пальцами стоп. Дебют обуви в первой же коллекции дизайнера в 1989 году поверг видавшую виды модную публику в откровенный шок: перед шоу, которое и без того напоминало экспериментальный перформанс, дизайнер покрасил подошву таби красной краской так, что модели оставляли на подиуме кроваво-красные следы, напоминающие лошадиные копыта. Стоит ли говорить о том, что после этой «выходки» только далёкие от мира моды люди не захотели пополнить модной сенсацией свой гардероб?

Сейчас таби – титульная вещь модного дома Маржела. Дизайнеры бренда как только не адаптировали узнаваемую форму под быстро сменяющие друг друга тренды: и таби-балетки, и таби-кроссовки... В общем, запас необычной обуви под каждый лук нам обеспечен.

Мечта из габардина

Если вдруг вокруг вас многие прямо сейчас ходят в бежевых тренчах, у вас есть повод для беспокойства. Скорее всего, это заразно. Впрочем, от маниакального желания иметь в гардеробе такую легендарную вещь, как тренч Burberry, ещё никто не умирал.

В конце XIX века в Лондоне Томас Бёрберри открывает магазин под незамысловатым названием Burberry, начинает продажу неизвестных тогда миру тренчей и обретает феноменальный успех. Почему? Во-первых, плащи изготавливались из нового на тот момент материала – габардина. Он влагостойкий и при этом дышащий. Не зря во время Первой мировой войны тренчи Burberry пользовались популярностью среди офицеров британской армии. А во-вторых – дизайн. Дизайн – и точка. Лаконичные и строгие линии плаща завоевали сердца видных фигур того времени, например Уинстона Черчилля. Да что уж там говорить: сама Елизавета II в 1955 году выдала дому Burberry специальное разрешение, позволяющее обладателю быть эксклюзивным поставщиком одежды для королевского двора.

В XXI веке вдохнуть новую жизнь в образ идеального плаща удалось Кристоферу Бэйли, креативному директору дома Burberry с 2001 по 2018 год. Его дизайнерская мысль позволила переизобрести классический образ тренча: с 2001 года Кристофер расшивал плащи цветными нитками, раскрашивал красками и даже декорировал шипами. Ни на что не намекаю, но кое-кто точно бы кое-где перевернулся, узнав об этом.

За свою многолетнюю историю тренч Burberry пережил множество реинкарнаций: от строгого предмета военного гардероба до звания «той самой вещи». И я уверен, о его легендарности будет говорить ещё не одно поколение.

Держи ноги в тепле

Слышали выражение, что самые ироничные и хитро закрученные сюжеты изобретает сама жизнь, а не сценаристы? Угги стали популярны именно благодаря ироничному стечению обстоятельств. Начну с того, что развенчаю миф о том, что в Австралии жарко. Иногда температура воздуха на континенте опускается аж до минус десяти градусов. В России это вряд ли кого-нибудь испугает, а вот коренного австралийца ещё как. Почему я вообще заговорил про Австралию? Как бы иронично это ни звучало, именно здесь в XIX веке изобрели «ту самую» пару обуви. Здешние фермеры настолько устали от слякоти и холода (удивительно, не правда ли?), что придумали незамысловатые высокие ботинки из овчины, которые почти не пропускали влагу и защищали ноги земледельцев от холода.

Спустя некоторое время угги «распробовали» и австралийские сёрфингисты. После долгого пребывания в воде даже тёплый песок на пляже не спасал их от холода, поэтому многие покорители волн надевали угги и в тепле отправлялись домой. Здесь в нашей истории появляется Брайан Смит – будущий основатель всемирно известного бренда UGG. Именно этот предприимчивый австралиец и сёрфингист, в тот момент живущий уже на западном побережье США, оценив популярность сёрфинга в Калифорнии, начал поставлять угги местным обувным магазинам. Владельцы бизнеса скептично отнеслись к новинке: разве овчине место на жарком калифорнийском пляже? Как оказалось, ещё какое! Доказательством тому стали толпы австралийцев, которые отдыхали и, конечно же, носили угги на пляжах солнечной Калифорнии.

Настоящим же символом расслабленного калифорнийского лайфстайла наряду с фланелевой рубашкой и пляжными шортами угги стали в 1990-е годы, во время выхода сериала «Спасатели Малибу» с Памелой Андерсон. После долгих съёмок вся съёмочная группа прятала ноги от остывшего песка в полюбившиеся всем ботинки из овчины. Именно так угги проникли сначала в гардероб американских модников, а после – и всего мира.

Непозволительная роскошь

Даже в мире сумок есть жёсткая иерархия. И на вершине стоит она – сумка Birkin от Hermes.

«Тёзкой» и «матерью» легендарной сумки является не кто иной, как сама Джейн Биркин – британская актриса и икона моды. История появления «той самой сумки» на свет полна счастливых случайностей и лёгкой романтики. В начале 1980-х на борту самолёта Джейн познакомилась с Жаном-Луи Дюма, исполнительным директором дома Hermes. Конечно же, Биркин не была бы Биркин, если бы не взяла с собой плетёную корзинку – примету её стиля, между прочим! Одно неловкое движение дало жизнь целому культу: сломанная крышка сумки заставила Джейн пожаловаться новому знакомому на то, что нет на свете сумки, которая была бы и красивой, и удобной. Дело оставалось за малым: теперь уже хорошие знакомые не заметили многочасового перелёта, так как были поглощены идеей нарисовать эскиз и красивой, и удобной сумки. Уже в 1984 году сумка Birkin оказалась в заботливых руках своей «матери», а спустя некоторое время и вовсе покорила весь мир своей изысканностью и практичностью, которыми славятся аксессуары Hermes.

Думаю, ни для кого не секрет, что заполучить эту сумку не так уж и легко. Вспомните сцену из сериала «Секс в большом городе», в которой Саманта Джонс зашла в бутик Hermes в надежде выйти из него уже с новой сумочкой в руках. Но не тут-то было. Пятилетняя очередь для покупки сумки и фраза “It’s not a bag, it’s a Birkin” («Это не просто сумка, это Биркин») – не художественное преувеличение шоураннеров сериала, а вполне реальная реальность. Мы-то понимаем, что этот маркетинговый ход только подливает масла в огонь модного вожделения. Но это уже совсем другая история.


Правильный ответ только один

У каждой эпохи свои отличительные черты: приметы, традиции и, конечно же, вещи. К ним можно относиться как угодно: считать их легендарными и желать всем сердцем или же просто проходить мимо. Какой из вариантов верный, не знает никто, кроме нас самих. Даже нет, вот так: верный вариант один – счастье. Чувствуете себя на подъёме с Birkin в руках? Ваша взяла. Если же счастье для вас – добротный ноунейм из соседнего магазина, это тоже звучит как план. Давайте лучше думать, что по-настоящему легендарна та вещь, которая сделала нас счастливыми. Именно эту легенду мы пронесём через всю свою жизнь. Ну и побольше хороших нам сумок, конечно же.

Изображения в левой половине иллюстраций к данному материалу сгенерированы нейросетью Kandinsky 2.1

Просмотров: 1130
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей