Одним из главных трендов нашего времени является роботизация производств. Этот процесс диктует современному обществу новые требования. Роботизированным предприятиям необходимы высококвалифицированные специалисты, которые смогут не только обслуживать производства, но и регулировать их работу. На подготовку таких кадров и нацелен проект выпускника опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Вячеслава Рябцова «Лаборатория робототехники и программирования».
Проект стал одним из победителей молодёжного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018», и Вячеслав продолжает его активно развивать. Так, в школах и торговых центрах Тольятти на безвозмездной основе проводятся мастер-классы для детей от 5 до 14 лет, в ходе которых ребята могут познакомиться с робототехникой и попробовать себя в роли настоящих программистов.
– Главная задача, которую мы ставим перед собой, – это популяризация робототехники и программирования, подготовка специалистов по соответствующим направлениям и развитие научно-технического творчества у детей, – отмечает руководитель проекта Вячеслав Рябцов. – Проект реализуется при поддержке Фонда содействия развитию гражданского общества в Приволжском федеральном округе, полномочного представителя Президента РФ в ПФО, молодёжного форума «iВолга-2018».
Уроки по робототехнике
Одной из школ, где команда проекта «Лаборатория робототехники и программирования» проводила мастер-класс, стала школа № 47 г. о. Тольятти.
– В нашей школе уже проходили похожие мастер-классы, и мы всегда с радостью участвуем в них. Во-первых, это даёт возможность детям познакомиться с новыми технологиями. Во-вторых, развивает пространственное мышление. Робототехника всё больше входит в нашу жизнь, поэтому детям нужно не только иметь представление об этой технологии, но и пробовать свои силы на практике, – отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 47 Галина Литвиненко.
На мастер-классе дети работали в парах, их рабочее место состояло из проводного робота и ноутбука. Под руководством преподавателя мастер-класса школьники программировали робота на цикличность выполнения определённых действий.
– Мне очень понравился мастер-класс, я узнала много нового о компьютерных программах и впервые попробовала управлять роботом. Знаю, что серьёзно работать в этой сфере трудно, ведь нужно много всего знать и уметь, но я бы хотела учиться, – поделилась участница мастер-класса Юлия Горбачёва.
Несмотря на юный возраст, среди участников мероприятия были и те, кто уже знаком с робототехникой, но и они смогли открыть для себя что-то новое и прокачать уже имеющийся навык.
– Я занимался робототехникой в Кванториуме технопарка «Жигулёвская долина», мне очень нравится собирать роботов. Благодаря этому мастер-классу я ближе познакомился с программированием и поработал с более современными роботами не из «Лего», что тоже ново и необычно для меня, – отметил школьник Иван Елистратов.
Как это работает?
Робот – это большая зелёная плата, на которой установлен микроконтроллер (по сути, является мозгом устройства). Также у робота есть определённый набор датчиков и моторов, благодаря которым он может перемещаться и взаимодействовать с окружающей средой. С помощью провода робота подключают к компьютеру. В программе Scratch дети пишут программу путём выбора блоков. Каждый блок выполняет определённую функцию, которая передаётся в режиме реального времени роботу с помощью цифровых сигналов. Программа интегрируется с микроконтроллером, и робот начинает движение.
– Существует несколько языков программирования. На наших мастер-классах школьники постарше могут писать программы на понятном для роботов языке «СИ». Но для младшего возраста это пока сложно, поэтому мы обращаемся к программе Scratch, которая является чем-то вроде переводчика, – рассказал преподаватель мастер-классов по робототехнике Владислав Афанасьев.
– Мне очень понравилось работать с роботами. Конечно, возникали сложности, потому что я раньше никогда этим не занималась. Но преподаватель мастер-класса помогал, поэтому проблемы решались быстро и легко, – заметила участница мастер-класса Дарья Плотникова.
Подготовка будущих наставников
В команде проекта «Лаборатория робототехники и программирования» важную роль отводят преподавателям, ведь в их обязанности входит взаимодействие с детьми, именно они проводят мастер-классы в школах и занятия на постоянной основе в Центре робототехники опорного Тольяттинского государственного университета.
– Чтобы найти людей, мы публикуем вакансии на HeadHunter, иногда привлекаем студентов Тольяттинского госуниверситета, – уточнил Вячеслав Рябцов.
Тех, кто откликнулся, приглашают на собеседование и предлагают написать предварительный тест, включающий вопросы на определение компетенций, личных качеств, обучаемость, адекватность и техническую грамотность. Если тест сдан успешно, начинается обучение. Программа составлена с постепенным усложнением. Преподаватель получает базовые навыки, а в дальнейшем выступает в роли наставника на занятиях по робототехнике.
– Самое сложное в работе с детьми – удерживать интерес, а наша главная задача – показать, что уже с самого начала можно получить результат, даже если это их первые шаги в этом направлении, – подчеркнул Владислав Афанасьев.