До чего дошёл прогресс. Как тольяттинских школьников обучают робототехнике

Одним из главных трендов нашего времени является роботизация производств. Этот процесс диктует современному обществу новые требования. Роботизированным предприятиям необходимы высококвалифицированные специалисты, которые смогут не только обслуживать производства, но и регулировать их работу. На подготовку таких кадров и нацелен проект выпускника опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Вячеслава Рябцова «Лаборатория робототехники и программирования».

Проект стал одним из победителей молодёжного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018», и Вячеслав продолжает его активно развивать. Так, в школах и торговых центрах Тольятти на безвозмездной основе проводятся мастер-классы для детей от 5 до 14 лет, в ходе которых ребята могут познакомиться с робототехникой и попробовать себя в роли настоящих программистов.

– Главная задача, которую мы ставим перед собой, – это популяризация робототехники и программирования, подготовка специалистов по соответствующим направлениям и развитие научно-технического творчества у детей, – отмечает руководитель проекта Вячеслав Рябцов. – Проект реализуется при поддержке Фонда содействия развитию гражданского общества в Приволжском федеральном округе, полномочного представителя Президента РФ в ПФО, молодёжного форума «iВолга-2018».

Уроки по робототехнике

Одной из школ, где команда проекта «Лаборатория робототехники и программирования» проводила мастер-класс, стала школа № 47 г. о. Тольятти.

– В нашей школе уже проходили похожие мастер-классы, и мы всегда с радостью участвуем в них. Во-первых, это даёт возможность детям познакомиться с новыми технологиями. Во-вторых, развивает пространственное мышление. Робототехника всё больше входит в нашу жизнь, поэтому детям нужно не только иметь представление об этой технологии, но и пробовать свои силы на практике, – отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 47 Галина Литвиненко.

На мастер-классе дети работали в парах, их рабочее место состояло из проводного робота и ноутбука. Под руководством преподавателя мастер-класса школьники программировали робота на цикличность выполнения определённых действий.

– Мне очень понравился мастер-класс, я узнала много нового о компьютерных программах и впервые попробовала управлять роботом. Знаю, что серьёзно работать в этой сфере трудно, ведь нужно много всего знать и уметь, но я бы хотела учиться, – поделилась участница мастер-класса Юлия Горбачёва.

Несмотря на юный возраст, среди участников мероприятия были и те, кто уже знаком с робототехникой, но и они смогли открыть для себя что-то новое и прокачать уже имеющийся навык.

– Я занимался робототехникой в Кванториуме технопарка «Жигулёвская долина», мне очень нравится собирать роботов. Благодаря этому мастер-классу я ближе познакомился с программированием и поработал с более современными роботами не из «Лего», что тоже ново и необычно для меня, – отметил школьник Иван Елистратов.

Как это работает?

Робот – это большая зелёная плата, на которой установлен микроконтроллер (по сути, является мозгом устройства). Также у робота есть определённый набор датчиков и моторов, благодаря которым он может перемещаться и взаимодействовать с окружающей средой. С помощью провода робота подключают к компьютеру. В программе Scratch дети пишут программу путём выбора блоков. Каждый блок выполняет определённую функцию, которая передаётся в режиме реального времени роботу с помощью цифровых сигналов. Программа интегрируется с микроконтроллером, и робот начинает движение.

– Существует несколько языков программирования. На наших мастер-классах школьники постарше могут писать программы на понятном для роботов языке «СИ». Но для младшего возраста это пока сложно, поэтому мы обращаемся к программе Scratch, которая является чем-то вроде переводчика, – рассказал преподаватель мастер-классов по робототехнике Владислав Афанасьев.

– Мне очень понравилось работать с роботами. Конечно, возникали сложности, потому что я раньше никогда этим не занималась. Но преподаватель мастер-класса помогал, поэтому проблемы решались быстро и легко, – заметила участница мастер-класса Дарья Плотникова.

Подготовка будущих наставников

В команде проекта «Лаборатория робототехники и программирования» важную роль отводят преподавателям, ведь в их обязанности входит взаимодействие с детьми, именно они проводят мастер-классы в школах и занятия на постоянной основе в Центре робототехники опорного Тольяттинского государственного университета.

– Чтобы найти людей, мы публикуем вакансии на HeadHunter, иногда привлекаем студентов Тольяттинского госуниверситета, – уточнил Вячеслав Рябцов.

Тех, кто откликнулся, приглашают на собеседование и предлагают написать предварительный тест, включающий вопросы на определение компетенций, личных качеств, обучаемость, адекватность и техническую грамотность. Если тест сдан успешно, начинается обучение. Программа составлена с постепенным усложнением. Преподаватель получает базовые навыки, а в дальнейшем выступает в роли наставника на занятиях по робототехнике.

– Самое сложное в работе с детьми – удерживать интерес, а наша главная задача – показать, что уже с самого начала можно получить результат, даже если это их первые шаги в этом направлении, – подчеркнул Владислав Афанасьев.

Просмотров: 111
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей