Роботы – рядом с нами или вместо нас? Разговор с завкафедрой промышленной электроники ТГУ Александром Шевцовым

В сентябре министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева заявила о необходимости увеличения набора студентов в вузы по таким направлениям, как «Аддитивные технологии», «Мехатроника и мобильная робототехника». При этом приоритетными государственными проектами в сфере высшего образования являются «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Рабочие кадры для передовых технологий». В соответствии с современными вызовами в опорном Тольяттинском госуниверситете (ТГУ) открыт Центр развития молодёжи в сфере электроники и робототехники. Инициаторами создания Центра выступили кафедра «Промышленная электроника» и Центр маркетинга ТГУ. О развитии робототехники в границах университета рассказал заведующий кафедрой «Промышленная электроника» Александр Шевцов.

Игра в робототехнику

– Александр Александрович, какова цель Центра робототехники?

В первую очередь Центр создавался для того, чтобы школьники пришли в университет, увидели, что преподаватели готовы обучать их основам программирования в игровой форме и объяснять им азы управления при помощи электроники.

Мы хотим донести до школьников, что роботы – это не просто объекты на колесиках. Сегодня это автоматизированные системы, которые могут не иметь манипуляторов и колесиков, но в то же время могут работать по заданному алгоритму.

Обучение в Центре проходит по двум бесплатным программам: «Мобильная робототехника. Lego. Начальный уровень» и «Робототехника. Ардуино. Начальный уровень». Дальше обучающиеся могут выбрать целевые группы. Например, в группе «Спортивная робототехника» учащимся предполагается соревноваться с другими школьниками.

– На сайте ТГУ есть информация о том, что в Центр приглашаются дети 6-10-х классов. Это разные возрастные категории. Как формируются группы?

Продолжительность обучения составляет всего 12 часов. Это три дня по четыре часа. На самом деле, ничего страшного, если в одну группу попадут школьники разных возрастов. Ключевым является то, что они имеют начальный уровень знаний о робототехнике. Им интересны роботы, они хотят изучать, смотреть, трогать, создавать, разбирать их. Преподаватели Центра отмечают, что, несмотря на юный возраст, и продолжительность занятий, не возникает никаких проблем с поведением.

Из ТГУ – на производство

Центр принимает участие в обучении студентов по профилю «Электроника и робототехника». Какие знания, умения приобретают студенты, осваивая данную профильную программу?

В этом году мы впервые набрали студентов на профильную программу «Электроника и робототехника». Ребята изучают современные подходы к автоматизированному проектированию электроники и робототехнических систем, исследуют новейшие системы управления, выполненные на основе робастных, адаптивных и нейросетевых принципов, осваивают нанотехнологии в робототехнике, микропроцессорную технику и информационные системы. Мы стараемся, чтобы они получили компетенции, соответствующие запросам работодателей (от ПАО «АВТОВАЗ» до инновационных фирм, которые производят интеллектуальную собственность). Надеемся, что через пару-тройку лет обучения к ним проявят интерес руководители технических предприятий.

– Значит, студенты технических специальностей востребованы в городе?

Конечно. Были случаи, когда мне звонили и просили, чтобы я завтра же прислал для работодателя список лучших студентов.

– То есть, в Тольятти нет дефицита рабочих мест?

В городе кризис рабочей силы и дефицит квалифицированных работников. 2008–2009 годы – период первой массовой волны отъезда специалистов из города, 2014–2016 годы – вторая «волна» отъезда. Если абитуриент в 2017–2018 годах поступает на техническое направление подготовки, он со 100%-ной гарантией будет трудоустроен в городе практически по любой технической специальности.

Вы с такой уверенностью это говорите...

100 %. Даже 150! Конечно, студент должен при этом достойно обучаться в вузе. За 4 года бакалавриата он должен получить максимальное число компетенций.

А выпускники магистратуры востребованы на рынке труда?

Был период времени, когда работодателю не нужны были ни бакалавры, ни магистры – он не понимал, кто это. И подавай ему только специалистов. Позже пришло понимание различий в квалификации бакалавров и магистров. Задачи в производстве со временем усложняются. Оказалось, что разные уровни подготовки соответствуют динамике развития производства. С каждого высокооплачиваемого наёмного работника работодатель хочет получать прибыль, а значит, в некоторых видах деятельности необходимо иметь высшую квалификацию. Наличие магистерской степени является признаком того, что человек проявил инициативу, выделил два года своей жизни на обучение, он амбициозен и хочет расти в профессиональном плане.

Обучение в магистратуре в ТГУ проходит в вечернее время. Магистранты разрабатывают проекты, которые можно использовать в производстве. Я радуюсь ребятам, которые «отпахали» по восемь часов и вечером приходят на занятия.

Роботы – это не страшно, это дорого

– Сегодня в СМИ пишут о том, что на производства повсеместно внедряют роботов вместо человека...

Спросил я как-то друга – директора одной корпорации: «А что у нас роботов-то нет на производствах?». А он ответил: «Это зачастую экономически невыгодно. Нужно будет человека заменить не на одного робота, а на целую серию – пока это дорого».

– Но рано или поздно время роботов наступит. Актуально ли для школьников – учащихся Центра – ввести дисциплины, в рамках которых у них будет формироваться культура взаимодействия с роботами?

– Нет, не актуально. У человеческого мозга есть определённые возрастные интервалы, когда какая-то информация воспринимается, а какая-то нет. Школьники пока ещё не мыслят категориями этики, которые применительно к робототехнике к тому же и достаточно абстрактны. Поэтому преподавать детям этику взаимоотношения с роботами не вижу смысла.

– А с тремя законами робототехники Айзека Азимова, первый из которых о том, что «робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред», хотя бы знакомите?

Это классика литературы, но применительно к сегодняшнему состоянию профессии является чисто философским аспектом. Для практикующих инженеров пока это не актуально. Однако в практике производства, как одно из проявлений «законов робототехники», внедряются коллаборативные роботы. Они безопасны для людей, алгоритмы их функционирования подстраиваются под работу с человеком, предотвращают столкновения с ним и другими препятствиями.

– Но в любой системе может произойти сбой. Если на заводе робот нанёс вред человеку, ответственность будет нести создатель робота?

– Нет, работодатель, владелец робота.

– Родитель несёт ответственность за ребёнка. Разработчик за робота, разве нет? Это же его «ребёнок».

– Если преступник совершил преступление с помощью того или иного предмета, никто же в суде ни разработчика ни изготовителя этого предмета не осуждает. Наказывают человека, совершившего преступное деяние, или человека, проявившего халатность в служебных обстоятельствах, повлекшую за собой причинение вреда другому человеку. Так и с роботами: они чья-то собственность, используемая в тех или иных процессах.

– Значит, роботы не будут принадлежать сами себе, за них ответственность будет нести человек и управлять ими тоже...

Это зависит от того, какая практика сложится в то время, когда роботы будут гораздо сложнее нынешних. Однако, например, Татьяна Черниговская, учёный в области нейронауки и психолингвистики, в одном из интервью рассуждала о том, что хотя компьютеры и роботы могут обрабатывать информацию быстрее и эффективнее, чем люди, но в творчестве или синтезе новых знаний человеку нет и не будет равных. Разработчиком алгоритмов в робототехнике остаётся человек, а значит, делайте выводы...

Просмотров: 345
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей