«Фамильные» секреты. В Тольятти состоялась лекция о творчестве Фёдора Достоевского

Лекция о «говорящих» фамилиях и прототипах персонажей произведений Фёдора Достоевского прошла 11 февраля в тольяттинской Библиотеке актуального чтения. Филолог Сергей Сумин рассказал слушателям о том, какие черты характера русский классик зашифровал в именах и фамилиях героев, а также об их возможных прообразах.

Источник: vk.com/litpetank

По словам Сергея Сумина, Фёдор Достоевский наделяет персонажей «говорящими» фамилиями на протяжении всего творчества. В ранних произведениях это заметно на примере таких героев, как доктор Костоправов («Честный вор»), писарь Писаренко («Двойник»), трудоголик Трудолюбов («Записки из подполья»). В более поздних произведениях писатель использовал этот приём уже не так однозначно и очевидно.

В «Преступлении и наказании», отмечает лектор, «говорящие» фамилии присвоены мужским персонажам (кроме Порфирия Петровича), в то время как героинь характеризуют их имена. Согласно интерпретации Сергея Сумина, роман посвящён «исследованию человеческого ума» через разные типажи героев. Так, Раскольников – ум «расколотый», одна часть которого направлена на добро и искренность, другая – на гордыню и тщеславие; Разумихин – ум здравомыслящий, простой; Лужин – ум мелочный и поверхностный, а Мармеладов – ум «мягкий» и слабый. Порфирий Петрович (от древнегреческих порфира – царственная мантия и Пётр – камень) выражает ум аналитический, интеллектуальный, но неспособный на переживание и сострадание. Отдельное внимание лектор уделил Свидригайлову, чья фамилия напоминает о прототипе персонажа – литовском князе Свидригайло Ольгердовиче, который жил на рубеже XIV–XV веков. Во времена польско-литовских конфликтов первой половины XV века Свидригайло несколько раз менял сторону и «ни за кого не был конкретно», что и отразил Достоевский в своём персонаже: Свидригайлов не может принять какую-либо сторону и постоянно находится в сомнениях. Его поступки могут быть как положительными (как, например, большие пожертвования на благотворительность), так и отрицательными (склонение сестры Раскольникова Дуни к преступлению).

Героини «Преступления и наказания» «раскрывают» свои ум и характер через имена. Дуня (уменьшительное от имени Авдотья, которое в свою очередь представляет собой народную форму от Евдокия – желающая блага) показывает «чистый» ум, доброжелательный, а Соня (от Софья – мудрость) – мудрый ум, «лучшая из всех возможных характеристик ума».

Другие примеры «говорящих» фамилий находим в романе «Бесы»:

  • Иван Павлович Шатов – шаткий, не стойкий человек;
  • Пётр Степанович Верховенский – стремящийся к высоким чинам, властолюбивый;
  • Николай Всеволодович Ставрогин (от греческого stauros – крест, символизирующий распятие Христа) – жестокий и подлый. При этом лектор отмечает, что имя Николай (с греческого – победитель народов) писатель подобрал для персонажа неслучайно: Ставрогин имел чрезмерно высокое самомнение и всегда ориентировался только на себя. Как отметил Сергей Сумин, «иногда его представление о себе граничило с синдромом бога».

«Один из самых интересных» возможных прототипов есть у Андрея Петровича Версилова из «Подростка». Им мог быть поэт Фёдор Тютчев. «Многие исследователи находили у них параллели в мировоззрении, но правдивость этих догадок до сих пор неизвестна», – рассказал Сергей Сумин.

Ещё одного реального прототипа, по словам лектора, мог иметь Фёдор Карамазов из «Братьев Карамазовых» (тоже, кстати, «говорящая» фамилия: тюркское кара – чёрный, то есть порочный; неслучайно Алёшу Карамазова в одном из эпизодов называют Черномазовым). Им был свёкор писателя Дмитрий Философов. «На самом деле, сходство у них колоссальное. Ряд критиков отмечает, что Достоевский почти полностью переписал историю Философова в свою книгу – его характер, распутство, вольнодумство», – рассказал Сергей Сумин. Дмитрий Философов, как и Фёдор Карамазов, был женат дважды и имел плохие отношения с сыновьями. Старшему сыну он отказал в наследстве и даже угрожал ему убийством, что отражено в постоянных ссорах и драках Дмитрия Карамазова со своим отцом.

В целом, по мнению Сергея Сумина, прототипами многих персонажей знаменитых писателей являются их ближайшие знакомые, чьи черты характера и поступки становятся основой для создания образов героев. «Бойтесь писателей, – шутит лектор. – Возможно, и вы когда-то обнаружите себя в чьей-то книге главным злодеем».

Следующая литературная лекция пройдёт 11 марта в Библиотеке актуального чтения. В центре внимания лектора будет творчество австрийского писателя Петера Хандке. Вход свободный. 16+

Просмотров: 2503
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей