Глазами и душой. В «Дилижансе» прошла премьера «Муму»

Каждый раз, когда глухонемой крепостной крестьянин топит в реке любимую собаку, в мире плачет как минимум один читатель. Или зритель, если сия трагедия разворачивается на театральных подмостках. Всё это – и о недавно состоявшейся премьере в театре «Дилижанс». Режиссёр Екатерина Зубарева представила зрителю своё прочтение «Муму» – одного из самых пронзительных произведений Ивана Тургенева.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа театра «Дилижанс» во «ВКонтакте»

Впервые постановка была показана во внеконкурсной программе XIV фестиваля «Премьера одной репетиции». Уже тогда она зарекомендовала себя как полноценный спектакль, готовый войти в репертуар театра наравне с победителем режиссёрской лаборатории, тем самым повторив судьбу другого спектакля Екатерины Зубаревой – «Белый пароход». С этой постановкой «Муму» многое роднит. И прежде всего – обращение создательницы к малому прозаическому жанру и к теме отношений человека с природой.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа театра «Дилижанс» во «ВКонтакте»

Эта песня словно птица

Открывает постановку песня о трагической судьбе маленькой уточки. Решение режиссёра использовать именно фольклорное песенное наследие не только украшает спектакль, но и наделяет тургеневский сюжет ещё одной трактовкой. С первых минут оно позволяет зрителю настроиться на неизбежную встречу с тем, что, возможно, заставляло его ронять слёзы на странички учебника литературы в пятом классе. Кроме того, утка в культуре некоторых народов России символизирует всеобщее начало. К слову, эта песня существует также в белорусском варианте.

В прологе можно увидеть ещё один приём, объединяющий спектакль с предыдущими работами режиссёра, – включение элементов кукольного театра. Причём куклы не только участвуют в музыкальном оформлении, как поющие птицы, но выполняют поистине сакральную роль – отражают метафорическую сущность души.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа театра «Дилижанс» во «ВКонтакте»

Любит не только лишь глазами

Главный герой спектакля Герасим (Пётр Зубарев) – крепкий, угрюмый и, к сожалению, невольный человек. С рождения глухонемой мужчина обладает физической силой и трудолюбием. Он служит дворником в усадьбе деспотичной барыни (Илиана Хитяева).

Переход Герасима из деревни в дом новой госпожи осуществляется в спектакле с помощью сценографии. Всего за несколько мгновений берёзки на заднем фоне превращаются в тяжёлые складки занавесей в барском жилище и открывают вид на высокую лестницу, с которой то и дело скатывается всякий, кого постигла господская немилость.

До того, как Герасим обретёт и потеряет свою Муму, он переживает чувство любви к молодой прачке Татьяне (Марина Агапова). Эта героиня мила, скромна, по-детски непосредственна и послушна. Герасим не слышит и лишён дара речи, но он, как мужчина, любит Татьяну глазами. К тому же герой необычайно искренен – настолько, что девушка понимает его и без слов. И от этого его попытки ухаживать за ней выглядят очень трогательно.

Однако зритель, читавший рассказ, знает, что участь у Татьяны незавидная. И хотя постановка максимально близка к первоисточнику и артисты всё показывают в действии, в ней есть одна исчерпывающая мизансцена. Момент, который отражает едва ли не всю жизнь женщины в крепостной среде через постепенное перевоплощение Татьяны в несчастное создание, не имевшее выбора и не знающее счастья.

Фото: Дмитрий Осинов. Источник: группа театра «Дилижанс» во «ВКонтакте»

Путь души

Душевный путь главного героя проходит через две вехи: потерю любимой и гибель верного друга, который всюду следовал за ним «хвостиком». Мир героя раскрывается через песни. Именно они есть отражение души как целого народа, так и одного человека.

Роль четвероногой спутницы Герасима исполнила создательница спектакля. И это – ещё одна особенность, объединяющая «Муму» с другими спектаклями Екатерины Зубаревой: «Белым пароходом», «Плахой», «Стойким оловянным солдатиком». Актриса очень точно передала характер Муму через пластику движений. Особый трепет, ощущающийся в работе дуэта четы Зубаревых, также придаёт образу Герасима доброты.

В конце Пётр Зубарев предстаёт перед публикой уже без бороды и рабочей одежды главного героя. Уйдя от барыни, Герасим словно бы умирает. А его душа, освободившись от оков, воссоединяется с духами тех, кто был ей дорог при жизни. Потому на сцену выходят и Марина Агапова, и Екатерина Зубарева. На символическую смерть персонажа намекала одна из песен.

Казалось бы, постановка выполнена в эстетике лубочной картинки, повествование во многом пересекается с оригинальным произведением. Но как же глубока режиссёрская мысль, отразившая стезю бессмертной русской души!

«Муму» – пожалуй, одна из интереснейших постановок в репертуаре «Дилижанса», ставшая синтезом искусной работы с формой и тонкого переплетения смыслов. В ней каждый из артистов демонстрирует высокий уровень игры. А посмотреть спектакль полезно как пятиклассникам, так и тем, кто уже давно оставил школьную скамью. Потому как важно не только освежать в памяти произведения отечественной классики, но и размышлять о пути собственного духа.

Просмотров: 1820
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей