Графика, передающая настроение города. Как выставка студентов-дизайнеров ТГУ раскрывает уникальность Тольятти
4 октября 2020

Очередной дождливый осенний день. И для чего в такую погоду вообще выходить на улицу? Но несмотря на моросящий дождь, я всё-таки нашёл повод выбежать из дома – решил побывать на открытии выставки графических работ студентов Центра дизайна опорного Тольяттинского государственного университета «„ТОТТИ“ город через призму графики». Дело оставалось за малым: нужно было отыскать «Счастье» – так называется художественная галерея, расположенная в Комсомольском районе Тольятти.

Войдя в один из жилых дворов Коммунистической улицы и оторвав взгляд от карты на экране телефона, я не сразу понял, за какой именно дверью «прячется» галерея. Мне казалось, что у галереи будет обычная подъездная дверь, и дальше всё тоже будет обычным... Но вот над ступеньками, ведущими в подвал дома, засверкала вывеска «Счастье». Капли дождя на табличке с названием галереи отражали свет от уличных фонарей, привлекая взгляд прохожих.

В галерее не было ничего из того, что я ожидал увидеть: ни прямоугольного помещения с работами в углах да посередине, ни медленно идущих вдоль стен зевак, рассматривающих картины. Оказавшись в помещении, я увидел несколько коридоров, ведущих в разные залы галереи, и толпящихся в них гостей. В толпе посетителей то и дело «мелькали» организаторы выставки – руководитель Центра дизайна ТГУ Марина Шилехина и руководитель галереи «Счастье» Ольга Левченко, которые с заразительными улыбками рассказывали гостям о выставке. Они старались уделить внимание каждому посетителю. После короткого разговора с ними гости становились заметно радостнее. А по выражениям лиц посетителей казалось, что они наконец-то познали те грани искусства, которые ранее были недоступны их воображению...

Почти сразу же после того, как я скинул с себя куртку и отряхнул зонт от капель дождя, заиграла музыка – сигнал для нас, гостей, о том, что вот-вот начнётся путешествие по «районам» нашего города. Организаторы разделили выставку на три зоны, каждая рассказывала об одном из районов города, передавала архитектурные особенности и атмосферу. Назвали их по-молодёжному: «Комса», то есть зона Комсомольского района, «Старик» – Центральный район и «Новик» – Автозаводский. Как только я дочитал последнее название экспозиции, «написанное» чёрной лентой на одной из стен галереи, музыка стихла – начиналось «путешествие».

Выставка «„ТОТТИ“ город через призму графики» подготовлена Центром дизайна Тольяттинского государственного университета. Авторы работ – студенты ТГУ, обучающиеся по программе «Графический дизайн». Это первая выставка студенческих графических работ будущих дизайнеров на городской площадке, где представлены работы 15 начинающих художников. Студенты подготовили графические работы о районах Тольятти с учётом ключевых особенностей каждой территории.

Прогулка по «городу» началась с «Комсы». Ещё до того как войти в саму галерею, я сморщил нос от кисло-пряного аромата солений. Казалось бы, откуда ему взяться в художественной галерее, подумал я, продолжая морщить нос. Но мгновение спустя мне стало всё понятно: на столе у стены зала разложены по тарелкам солёные огурцы и квашеная капуста. В дальнем углу комнаты стояла самодельная тафта, а на стенах было развешано столько работ, что за ними практически не было видно стен. Сами работы чёрно-белые, графика. Как позже рассказала Марина Шилехина, графика не должна привлекать зрителя цветом – она привлекает его внимание «игрой линий и драмой», заложенной в ней.

После «Комсы» меня и других гостей выставки «переместили» в реалии «Старика». Настроение Центрального района передали специально состаренные каплями чая открытки с зарисовками городского пейзажа, где каждая улица знакома тольяттинцу. Рядом с работами разместились советский радиоприёмник и выпечка, попробовать которую настойчиво предлагали студенты-организаторы. Сравнивая графику этого «района» с работами в «Комсе», я отметил, что фактура работ усложняется, она становится насыщенной «жёсткими ритмами» – от округлых форм, которыми, по мнению студентов-дизайнеров, характеризуется архитектура «Комсы», до более угловатых фигур в архитектуре Центрального района. В «Старике» я задержался (пышки и более сложные в исполнении работы сделали своё дело!).

Конечным пунктом моего «путешествия по городу» стал «Новик» – наверное, самый ожидаемый для изучения «район». «Мы хотели закончить „Новиком“, потому что он стоит особняком. Поэтому и пространство мы оформили по-другому: оно больше и совсем другого настроения, более молодёжного», – поделилась Марина Шилехина. И правда, этот «район» получился совсем непохожим на другие: тут расположена фотозона, большой стол с пирожными и «Пепси», и именно в этом зале дольше всего играла музыка. Ребята даже читали стихи. Заслушавшись декламацией, я чуть не забыл посмотреть на картины – настолько живую и естественную атмосферу районов создали организаторы! «Новик» отличился от предыдущих «районов» и большим разнообразием в работах: кроме графики, посвящённой архитектуре Автозаводского района, здесь были и модели сооружений из пенопласта и картона, которые можно было потрогать и рассмотреть поближе. Они были не менее «графичны» – строгие и минималистичные, как и многие здания района, выполненные в стиле советского архитектурного модернизма. В общем, «Новик» как выставочный зал в галерее мне показался оживлённее.

Так и уместились три района города в трёх залах галереи – и это стоит увидеть и, что главное, прочувствовать. И время для этого есть: выставка будет открыта до 14 октября (6+). А после этой даты её работы, скорее всего, можно будет увидеть в ТГУ. Надеюсь, что и тут выставка найдёт своего зрителя, который увидит в этих работах нечто большее, нежели просто комбинацию линий.

Просмотров: 33
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей