Художник Евгения Зуева: «Мозаика работает на зрителя»

В центре мозаики Тольяттинского государственного университета стартовал курс по созданию копий византийских мозаик. За двенадцать трёхчасовых занятий (а это примерно полтора месяца увлекательного творчества) обучающиеся создадут произведения по мотивам римских и византийских мозаик, которые заберут домой.

В Древнем Риме и Византии этот вид искусства предполагал использование натуральных камней, мраморов различных пород и цветов, травертинов, гальки. Например, мрамор внутри бывает и розовым, и белым, и зелёным. Эффект живописности в этом случае вообще непредсказуем – всё решает естественная красота природного камня, его прожилки и оттенки переливаются, играют разными цветами.

О тонкостях мозаичного ремесла, о том, почему художественный процесс подобен терапии, а также о том, почему мозаика не теряет популярности, рассказывает Евгения Зуева – художник, специалист по монументальному искусству, выпускница кафедры «Керамика и стекло» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

– Евгения, мозаика считается таким архаичным искусством. Откуда у вас появился интерес к ней?

– Первый раз увидела, как собирают мозаику, когда работала в мастерской, где занимались в основном храмовыми видами искусства. Там была девочка, которая выкладывала мозаичный пол из мрамора для храма. Это была огромная звезда с лучами, на столах у нас лежали её сегменты, очень большие. Я помню, что мне очень хотелось подойти и выложить хоть немножечко, но меня всё время отгоняли, потому что кто не знает как, тот не делает. Я втихаря там пару камушков где-то положила... А девушка сама пилила камни на плиткорезе, колола их на древнем инструменте – на харди. Меня это прямо-таки захватило тогда.

– У вас есть любимые мозаики в Тольятти?

– Генеральный план Тольятти предусматривал, что высотные дома будут стоять среди обильной разнообразной зелени. Если бы эта идея сохранилась, то Дворец спорта «Волгарь» и здание кинотеатра «Сатурн» производили бы совсем иное впечатление. Но сейчас пространство забивают негармоничными постройками, баннерами. Тот же «Сатурн» – без мозаики это была бы просто коробочка. И мозаика здесь – не вполне украшение, а неотъемлемая часть. Наверное, она для меня самая любимая. Потому что там использован природный материал, и мне очень нравится, как абстрактная мозаичная композиция сочетается с самим зданием. Выглядит до сих пор очень современно.

– Какие навыки получает тот, кто идёт на обучение в центр мозаики?

– Во-первых, навыки работы с различными инструментами и даже станками. Это и плотный контакт с самым разнообразным материалом: смальтой, керамогранитом, мраморами со всего мира (индийский, итальянский, испанский, дагестанский и другие). К тому же любой художественный процесс терапевтичен: ты погружён в себя, и любой вид искусства тебя наконец-то столкнёт с самим собой. Ну и самое главное – это невероятное удовольствие, способ провести досуг в приятной компании.

– Что мозаика может открыть миру в XXI веке?

– Мозаика – это всегда очень гибкий материал, способный трансформироваться под время: камни, смальта, да даже деревянная мозаика. Современное искусство абсолютно точно может сочетаться с мозаикой, нет никаких преград! А если романтично относиться к этому, то каждый мастер должен обладать навыком различия оттенков – и это всё-таки приобретённые качества. Мозаика – монументальное искусство, которое масштабно работает на зрителя и производит впечатление за счёт того, что там правильно выстроена композиция, и часто это такие глобальные объекты, как станции метро. Помимо работы мастеров, которые набирают, есть художник, который проектирует, причём он может потом не участвовать в процессе, но он всё придумывает: создаёт эскиз (даже в натуральную величину), подбирает гамму, камни или смальту для мозаики.

Александра Дамиани, студентка кафедры изобразительного искусства Академии Святителя Алексия:

– Мозаика в мою жизнь пришла неожиданно и не так давно, несмотря на то что я хотела заниматься ей много лет назад. Просто то ли не складывалось, то ли не находилось подходящих курсов. И я рада, что появилась такая возможность: наконец-то всё сложилось, я хожу на занятия, что меня очень радует. Я увлекаюсь историей искусства, мне интересно изучать мозаику Древнего Рима, Византии, Месопотамии, поэтому я без раздумий взяла для работы копию древнеримской мозаики, хотя можно было выбрать из трёх вариантов – анималистики, современной мозаики и античной копии. Меня привлекает кропотливая работа. Я человек, любящий детали, и мне нравится всё, что связано с мелкой моторикой: подбирать форму камней, чтобы они лучше между собой сочетались, найти интересный колорит. В такие моменты я отдыхаю, для меня это какая-то медитация, интересный захватывающий процесс. Даже после трёхчасового занятия не особо устаёшь, и если можно было бы заниматься больше, я бы и дольше занималась.

 

Ольга Седых, художник:

– Опыт работы с мозаикой у меня есть – когда-то я выполняла частные заказы. Нужно было сделать декоративное панно из битой керамической плитки, я креативила и развивала своё мастерство, а мне за это ещё и платили. Это просто шикарный вид искусства, и в то же время сложный, но очень интересный процесс. Вспоминаются примеры мозаики, которая украшала танцпол «Пятак» (набережная 6-го квартала Автозаводского района Тольятти), или гербы в пионерлагере «Алые паруса». Мы путешествуем, видим красоту в других городах, а если бы в Тольятти было больше проектов по оформлению фасадов, например, и появились бы новые мозаичные панно, это было бы так здорово!

 

Марина Чубаркина, психотерапевт:

– Когда я была в Риме и рассматривала мозаики, они мной воспринимались как что-то само собой разумеющееся. А сейчас особенно остро ощущаю, насколько это кропотливая работа, сколько она требует терпения и как много людей принимали участие в создании этой красоты. Процесс набора мозаики мне очень нравится: подбирать камешки, чтобы контуры и изгибы были живыми, где-то глазик у птички подчеркнуть... К тому же есть что-то общее и с психотерапией, в которой ты находишь к человеку подход для того, чтобы он мог раскрыть себя, а мозаика как творческий процесс тоже помогает раскрыть себя.

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 17 (872) от 22.06.2022 г.

Просмотров: 1309
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей