«Какова цена лжи?» Рецензия на сериал «Чернобыль» от HBO

Седьмого мая в России состоялась премьера мини-сериала «Чернобыль». Детище HBO заняло первое место в рейтингах, обойдя даже «Игру престолов». Пожалуй, секрет успеха сериала, особенно в России, – в его честности, внимании к деталям и злободневности.

Картина создана американцами – тем интереснее наблюдать за осмыслением нашей трагедии людьми иной культуры. Столкновение ментальностей играет на руку сериалу, делая его ещё интереснее.

Первая серия начинается с самоубийства одного из главных героев, и едва ли это можно назвать спойлером. Такой сюжетный ход не только дань исторической правде – ведь профессор Валерий Легасов и правда свёл счёты с жизнью, но и цепляющая зрителей отправная точка повествования.

Картина не претендует на абсолютную историческую достоверность. Местами факты искажены в угоду художественному повествованию. Например, персонаж Эмили Уотсон – Ульяна Хомюк, в реальности не существовавший, стал собирательным образом учёных, которые помогали профессору Легасову с ликвидацией аварии. Или, к примеру, откровенные штампы восприятия СССР вроде вездесущих военных с автоматами наизготовку или повсеместного обращения «товарищ». Впрочем, вряд ли создателей сериала можно обвинить в неследовании исторической правде. Им удалось сохранить баланс между документальными фактами и художественными допущениями.

Обращения к Чернобыльской катастрофе в массовой культуре были и раньше. Но чаще всего в таких попытках катастрофа рассматривалась через призму мистики и фантастики. Один из последних примеров – российский сериал «Чернобыль: зона отчуждения». В новой картине Чернобыль – не фон, где развиваются какие-то не слишком связанные с катастрофой события, Чернобыль здесь – полноправный участник сериала. Всё, что происходит, так или иначе связано с главной темой – аварией на Чернобыльской АЭС.

Американцы в своём произведении зашли не с мистической, а со вполне реальной стороны и показали первые дни (и даже месяцы) после катастрофы через истории разных людей, объединённых общей бедой. Тут и молодой пожарный Василий Игнатенко, которого в числе прочих, ещё не осознавая масштабов аварии, отправили в самое сердце катастрофы, и высокопоставленный чиновник, который в начале сериала предстаёт как типичный советский функционер, для которого неважно, что происходит в зоне бедствия на самом деле. Главное – формальные отчёты. Однако уже к середине повествования этот самый чиновник – заместитель председателя Совета Министров СССР Борис Щербина – заставляет своими действиями изменить отношение зрителя к себе. Он делает всё ради спасения людей: ругается с партийным начальством, достает всё необходимое для ликвидации аварии – от сотен тонн песка до луноходов. И ещё десяток людей, которых затронула авария на атомной станции.

Сериал позиционируется как художественный, но и документальных деталей в нём хватает. Сравнивая архивные фотографии реальных профессора Легасова, инженера Дятлова и других реальных людей с их героями, порой поражаешься внешнему сходству. Справедливости ради – не все актёры похожи на свои прообразы из реальной жизни, но характеры «оригиналов» переданы отлично. Показанные в сериале типажи помогают лучше прочувствовать эпоху и настроения, навеянные этой самой эпохой после аварии.

Сценарист сериала Крейг Мэйзин («Очень страшное кино», «Мальчишник в Вегасе») и режиссёр Йохан Ренк («Во все тяжкие», «Викинги») изучили огромное количество исторических документов, архивных видеосъёмок и аудиозаписей, чтобы детально воссоздать первые дни и месяцы после аварии. В сериале используются реальные аудиозаписи: телефонный звонок с атомной станции в пожарную часть и объявление об эвакуации из Припяти, которое жители услышали из громкоговорителей.

Невозможно не отметить внимания создателей к деталям. Детские площадки во дворах, ковры и часы в квартирах – колорит советского быта передан очень аккуратно, вплоть до пуговиц на одежде. Создатели сериала одинаково точны (если не сказать дотошны) как в мелочах, так и в глобальных вещах. Реалистично показана и сама атомная станция. Графит для съёмок использовали настоящий (разумеется, не находившийся в эксплуатации). Чернобыльскую АЭС «снимали» на территории Игналинской атомной электростанции в Литве, а роль Припяти «сыграл» район Фабиёнишкес в Вильнюсе. От такого органичного сосуществования документалистики и художественного вымысла сериал только выигрывает.

Однако мини-сериал от HBO предлагает не только поразительное документальное воссоздание советского времени, но и художественное его осмысление, создание исторического образа эпохи.

В сериале очень хорошо показан весь ужас советской государственной «машины», где все герои лишь её «винтики», независимо от статуса и занимаемой должности. Функционеры от мала до велика слепо следуют инструкциям, порой вопреки здравому смыслу, лишь бы не брать на себя никакой ответственности. Ведь главное отрапортовать, что цель, поставленная партией, достигнута, и можно двигаться дальше в светлое будущее.

Крейг Мэйзин и Йохан Ренк не ставили перед собой задачу свести сериал целиком к политике. Гораздо важнее было показать подвиг – и отдельного человека, и народа в целом. Получился сериал про людей: разных, неоднозначных и многогранных – как в жизни. И все эти люди вызывают если не уважение, то хотя бы сочувствие. Да и трудно осуждать людей, которые оказались в уникальной ситуации – в мире никогда не случалось похожей катастрофы. Кто знает, как бы поступил каждый из нас, оказавшись на их месте.

Сериал сделан с большим уважением ко всем ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, напоминая о том, что человек и гуманистические ценности должны стоять превыше всего.

Слоган «Чернобыля» – «Какова цена лжи?». Это же главный вопрос, который рефреном проходит через все пять эпизодов сериала. Согласитесь, вопрос остаётся актуальным...

Просмотров: 107
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей