Классика доступна всем. Музыкант и журналист Ляля Кандаурова – о том, как полюбить классическую музыку

Почему современному человеку сложно воспринимать классическую музыку? Чем отличаются произведения эпохи Ренессанса от композиций эпохи классицизма? Как научиться понимать сюжет произведений Баха или Бетховена? Об этом 15 марта на встрече интеллектуального клуба «Химия слова» во Дворце культуры «Тольяттиазот» рассказала музыкант, журналист и ведущая авторских курсов о классической музыке Ляля Кандаурова.

Как понять классику

Лекцию под названием «Полчаса музыки: как понять и полюбить классику» Ляля Кандаурова начала с того, что объяснила, чем классическая музыка отличается от других видов искусства.

– Классическая музыка сложна тем, что она, прежде всего, обращается к чувствам человека, к его эмоциям и ассоциациям. Например, после прочтения книги или просмотра фильма человек легко может пересказать сюжет произведения. Но описать сюжет симфонии или сонаты невозможно, рассказала лектор. – Музыка остаётся чем-то сверхъестественным и иррациональным, она может быть близкой слушателю в эмоциональном плане, но понять задумку композитора бывает очень сложно.

По мнению Ляли Кандауровой, для понимания классической музыки требуется эрудиция, знание исторического контекста того периода, в который она была создана.

– Изначально музыка была связана с временным циклом, с ритуалами рождения и погребения. Европейская цивилизация придумала классическую музыку, которая как будто не подходит для этого. Это интеллектуальная музыка, созданная человеком для человека, – отметила Ляля Кандаурова. – Поэтому чтобы понимать классическую музыку, нужно внимательно слушать её и обращать внимание на детали.

Этапы развития классической музыки

Средневековая музыка зародилась в соборах и была неотъемлемой частью литургии. Такая музыка больше похожа на чтение латинского текста вслух.

– Современный человек не сможет полностью понять средневековую музыку, – отметила лектор, – потому что в те времена важным элементом восприятия музыки была обстановка в соборе: ощущения прихожан во время богослужения зависели от фресок на стенах, акустики, даже от температуры воздуха.

Изменения в музыкальном искусстве начинают происходить в эпоху раннего Ренессанса. В этот период появляется теория музыки, люди задумываются о том, как нужно писать музыку. Ещё более существенные изменения происходят в эпоху позднего Ренессанса. Впервые в фокусе музыкальных произведений начинает появляться человек.

– Конец эпохи Ренессанса – очень важный рубеж, – говорит Ляля Кандаурова, – Музыка этого периода впервые начинает озадачиваться рассказом сюжета, развлечением человека, увлечением его внимания.

В эпоху барокко появляются первые оперы, основой которых были сюжеты римской и древнегреческой мифологии. Например, Франческо Кавалли взял для своей оперы сюжет из мифа о Зевсе и нимфе Каллисто, а Якопо Пери обращается к мифам об Орфее и Эвридике.

В эпоху классицизма, отметила Ляля Кандаурова, обретают популярность симфонии, сонаты и концерты. Развитие музыки классицизма достигает своего апогея в произведениях Людвига ван Бетховена, которые открывают дорогу грядущему веку романтизма.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности в её конфликте с окружающим миром. Тема одиночества становится одной из самых популярных, а раскрытие личной драмы нередко приобретает у романтиков оттенок автобиографичности.

– Романтическая музыка наиболее близка современному слушателю, – заключила Ляля Кандаурова. – Это связано с тем, что романтики изображают реального человека со всеми его проблемами и переживаниями.

Просмотров: 1103
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей