Магия спидвея. Чем болельщиков цепляет этот вид спорта?
28 января 2025

Болельщики – люди, в жизни которых определённый вид спорта занимает особое место. Но как складываются эти «взаимоотношения»? Почему не пропадает интерес спустя годы? Может ли спорт как-то повлиять на личность болельщика? Об этом в интервью «Тольяттинскому университету» рассказали любители одного из популярных и традиционных видов спорта в Тольятти – спидвея. Болельщики команды «Мега-Лады» делятся воспоминаниями о том, как гонки «вошли» в их жизнь и чем их зацепил спидвей.

Фото из личного архива Катерины Савкиной

«Я ненавязчивый болельщик»

Катерина Савкина, болельщик со стажем около семи лет:

– Первый раз я побывала на спидвее в 2014 году на гонке юниоров. Не ожидала, что соревнования будут такими волнительными и жёсткими. Ребята часто падали, кого-то увозила скорая. Мне было их очень жаль. Решила, что больше никогда не пойду на гонки, зрелище не для слабонервных. Но прошло три года, меня заинтересовали афиши с анонсом спидвея, решила ещё раз его посетить. Уговорила друзей пойти со мной. Помню, это была командная домашняя гонка между нашей «Мега-Ладой» и «Востоком» из Владивостока. Тогда-то и началась моя история болельщика.

Я бы назвала себя ненавязчивым болельщиком. Прежде чем подойти пообщаться, сфотографироваться, смотрю на настроение спортсменов. Среди гонщиков нашей команды мне нравится Евгений Сайдуллин. За его успехами слежу ещё со времён его участия в юниорских соревнованиях.

Сейчас практически не пропускаю гонки с участием «Мега-Лады». Поддержать ребят хожу круглый год. Зимние гонки, на мой взгляд, более зрелищные, атмосфера там захватывающая. Представьте: шипы на колёсах, гонщики крошат лёд, морозный день, запах метанола… Смотришь и думаешь, что соревнуются настоящие ледовые гладиаторы. Бываю и на выездных соревнованиях. В таких поездках есть свой шарм. В дороге (а это могут быть сотни километров) общаешься с другими болельщиками, обмениваешься новостями и слухами о любимом спорте и спортсменах. Летом, например, я была в Балаково и Октябрьском. Зимой посещала Астану, Алматы, Каменск-Уральский, Уфу, Вятские Поляны. В каждом городе своя атмосфера на стадионе, контингент болельщиков. Хозяева площадки принимают поклонников «Мега-Лады» поразному, но чаще добродушно. Всё-таки глобально у нас одно сообщество, хотя мы и поддерживаем разные команды. Несмотря на то, что мы в первую очередь едем болеть за своих ребят, нам нравится следить за успехами спортсменов из других команд. Спидвей очень травмоопасный, и понятно, что за каждой победой кроется огромная работа. Главное для меня, как болельщика, чтобы гонщики проехали без падений, были здоровы.

 

«Билет на спидвей – лучший подарок»

Наталья Зайцева, болельщик со стажем более 25 лет:

– С детства люблю скорость. Папа это заметил и привёл меня на спидвей совсем малышкой. Осознанно интересоваться гонками я начала в 20 лет. В этом красивом и зрелищном спорте меня привлекли скорость, рёв моторов, поддержка и энергия зрителей.

Со временем нашла единомышленников, с которыми мы поддерживаем гонщиков дома и на выездах. Нас 15 человек, дружим почти 10 лет, несмотря на то, что работаем в разных сферах. Называем нашу группу семьёй. Всегда ходим на 13-й сектор. Там видно, как парни выезжают из бокса. На стадионе всегда классная атмосфера. Например, если идти в футболке с логотипом «Мега-Лады», то с тобой обязательно поздороваются даже незнакомые люди. Кто-то может подойти и поздравить после победы. Это приятно.

Стараюсь посещать все гонки, особенно летом. Многих в этом спорте смущает травмоопасность, но я понимаю, она есть в любом спорте, даже в шашках или шахматах (смеётся). Нередко ребят специально цепляют во время заездов, чтобы они упали и сошли с трека, если ведут по очкам. Подобные приёмы, к сожалению, применяют везде. Бывают случаи, когда мотоцикл неудачно вошёл в колею и т. д. Один раз после падения мотоцикл на скорости перелетел через ограждение. Жертв, к счастью, не было. В 2015 году был печальный случай, когда Виталий Белоусов очень сильно разбился и лежал в больнице. Тогда мы всей командой записывали ему видеоролики в поддержку.

На выезды я начала ездить только в этом году: была в Октябрьском и в Балаково. После таких соревнований с гонщиками как-то по-особенному приятно сфотографироваться, пообщаться. Спортсмены часто нас благодарят. На выезде болельщиков «Мега-Лады» меньше, чем болельщиков хозяев площадки. Но парням очень нравится видеть наши флаги, чувствовать поддержку, слышать кричалки. Они говорят, это прибавляет им адреналина. На гонках полностью «включена», даже до хрипоты срываю голос. На работе уже знают, что если я пришла без голоса, значит, вчера был спидвей (смеётся). Гонки – непередаваемые ощущения, заряд энергии. Они спасают во время сложных периодов на работе. Бывало – завал, и я просто каждый день думаю «Скорее бы спидвей» (смеётся). Там удаётся выплеснуть эмоции, зарядиться адреналином, особенно когда наши парни выигрывают.

Каждая гонка запоминается по-своему. Больше всего радует та, что закончилась без травм и падений. Такие можно по пальцам пересчитать, потому что парни молодые, горячие, рвутся в бой, особенно юниоры. Наша компания старается поддерживать всех, вне зависимости от того, какая команда катается, командные или личные соревнования.

Спидвей для меня – спорт для души, место, где можно выплеснуть негативную энергию. Благодаря гонкам я стала более общительной, у меня появились разносторонние знакомые и дополнительный вариант подарка от близких. Всегда говорю, что в случае чего мне можно подарить абонемент на гонки.

 

«Журналист после второго виража превращается в болельщика»

Алексей Шишканов, болельщик со стажем порядка 45 лет:

– В детстве слышал от мальчишек во дворе о спидвее, но сам не ходил. Впервые попал на соревнования в 17 лет случайно в 1979 году. Это была первая гонка, которая проходила в рамках Спартакиады СССР. Тогда было более 60 команд, три лиги. Позвал сосед, который одновременно был моим мастером производственного обучения на заводе СК (сейчас ООО «Тольяттикаучук. – Прим. авт.). И так как мне было нечем заняться в тот день, я согласился. И... «пропал». Атмосфера, скорость, запах сгоревшего метанола и касторки меня покорили. Понял, что это «мой» вид спорта.

На следующий день сам побежал на соревнования. Гонки тогда проводились два дня – командный и личный зачёты. Помню, как от незнания сел около виража и тут же оказался засыпан «шприцем» (крошкой с покрытия трека) из-под колёс, отбойников на заднем колесе тогда не существовало. Потом много лет не пропускал ни одной гонки. Работая по сменам, менялся, пару раз даже с разрешения напарника по смене сбегал на три часа на стадион.

Меня так впечатлил этот спорт, что я даже сам пробовал гонять, но было поздновато по возрасту. Чуть не снёс ворота на кроссовом «Чезете» (оригинальное название Ceska zbrojovka Strakonice, сокращено до обозначения страны производства CZ; марка мотоцикла), пытаясь войти на льду в вираж, на глазах Ивана Сибирёва и Григория Харченко (советские мотогонщики). На том и закончил (улыбается).

Года с 95-го сменил статус. Ходил на гонки уже не как рядовой болельщик, а как корреспондент. Сначала от газеты «Ставрополь-наВолге», затем от «Площади Свободы», «Городских ведомостей», «Газеты Тольятти», журнала «Автомеридиан», телекомпании «Лада-ТВ» и других. В этом качестве не раз был на гонках в Башкирии – Октябрьском, Уфе на зимнем турнире по «ледогари» (не путать с гонками по льду!). Но всё же гаревые гонки мне ближе.Журналист после второго виража превращается в болельщика.

За 45 лет никогда не считал количество гонок, которое посетил, но думаю, набралось прилично. Из всех соревнований запомнились, конечно, первые «Мемориал Анатолия Степанова». (Сейчас это ежегодные всероссийские соревнования по спидвею в память погибшего первого президента спортивного клуба «Мега-Лада» Анатолия Алексеевича Степанова. – Прим. авт.) После них долго хранил мегаладовский шарф с автографами Ники Педерсена (датский спидвейный гонщик), Ли Адамсс (австралийский мотогонщик), Грега Хенкока (мотогонщик из Соединенных Штатов), Андреаса Йонсона (шведский мотогонщик) и наших ребят. Жена по незнанию его постирала.

Поскольку этот вид спорта популярен, у него много любителей, которые ходят на гонки, у всех болельщиков своя специфика. Если сравнивать с башкирскими болельщиками, тольяттинцы – самые доброжелательные. Они никогда (!) не станут радоваться падению и травме гонщика чужой команды, всегда будут переживать за него. Проводят аплодисментами упавшего и нашедшего в себе силы подняться спортсмена. Искренне будут сопереживать, если он упал на последнем круге и катит мотоцикл к финишу в надежде успеть в отведённое для заезда время и заработать заветное очко.

Естественно, спидвей изменился. Не думаю, что даже звёзды 60–70-х смогли бы составить реальную конкуренцию нынешним гонщикам. А на мотоциклах тех времён – даже юниорам. Изменилась техника и не только мотоциклы, но и техника вождения. Несмотря на это, спидвей остаётся важным, потому что более мужественного и красивого вида спорта нет. Этот спорт не подвластен «повесточке», здесь до сих пор действуют джентльменские правила поведения. Ну и по накалу страстей с ним мало что может сравниться. Только гонки по льду. Обидно, что в России последние 30 лет спидвей балансирует на грани закрытия.

Просмотров: 852
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей