От рок-н-ролла до рэпа за 70 лет. Историк музыки Лев Ганкин выступил в Тольятти с открытой лекцией
7 Октября 2019

В Тольятти начался новый сезон лекций интеллектуального клуба «Химия слова». Открыл его Лев Ганкин, журналист и историк популярной музыки. Не так давно он выпустил книгу под названием «От Элвиса Пресли до Билли Айлиш: 70 лет популярной музыки за полтора часа» и с одноимённой темой выступил 20 сентября перед слушателями во Дворце культуры «Тольяттиазот».

– Девятнадцатый и двадцатый век – это вечное крещендо: музыка звучит всё громче, поп-музыка начинает отражать дух поколения, – такими словами начал лекцию Лев Ганкин. Человеком, который положил начало долгому пути поп-музыки, по словам лектора, был Элвис Пресли.

 

50-е. Весёлые и бунтарские

Элвис Пресли был исполнителем, который решил отойти от всех сценических канонов: ему не нравилась классическая эстрада во главе с Фрэнком Синатрой. Жанр, в котором творил Элвис, противоположен классической американской эстраде тех лет. Песни, которые исполнял Элвис Пресли наполнены сумасшедшей энергией драки. Именно этот настрой характеризует новый жанр – «рок-н-ролл». Дословный перевод – «качайся и крутись». За популяризацию нового жанра Пресли прозвали «королём рок-н-ролла». Достоинство жанра в том, что он смог объединить не только поколения, но и расы: «рок-н-ролл» сформировался из смеси афроамериканских и «белых» мотивов. Однако основы жанра, а именно чёткий ритм в песнях, больше исходят от африканских корней.

Чуть позже от рок-н-ролла отделяется ещё один жанр под названием «соул». Это музыкальное направление появилось на юге США и характеризовалось не только чётким зажигательным ритмом, но и более «душевным» вокалом. Одним из самых ярких представителей соула является Рэй Чарльз.

 

60-е. Электрическая и гармоническая революции

В начале 60-х ритм побеждает смысл и становится главным компонентом в песне. Теперь популярна очень энергичная, ритмичная музыка с коротенькими фразами. Один из основоположников жанра «фанк», Джеймс Браун, сделал направление модным. А само слово «фанк» – жаргонное, и означает оно «танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть».

В это же время происходит революционное изменение в поп-музыке, которое потом определит всё её дальнейшее развитие. Если раньше использовались только классические музыкальные инструменты, то теперь добавляется «электрификация». Одной из первых это новшество опробовала Арета Франклин: она добавила в соул элементы «электроники».

Ещё одним голосом поколения 60-х стал Боб Дилан, который электрифицировал авторскую песню на Западе. В то время песни Дилана стали гимнами движения за гражданские права и против войны во Вьетнаме. И кстати, первый музыкальный клип был снят именно на его песню.

В это же время в Европе происходит своя музыкальная революция: рок-н-ролл попадает в Старый Свет и смешивается с классической музыкой. Получается рок-н-ролл, отличный от американского. Рок-н-ролл, в котором наибольшее предпочтение отдано «инструменталу». И мир открывает для себя группу The Beatles. Эти четверо совершили гармоническую революцию: набор и число аккордов в их песнях никак не укладывались в классическое представление о бардовской музыке. Конечно, как у всех популярных исполнителей, у «битлов» были соперники – британская группа Rolling Stone. Их соперничество дошло до того, что в 1967 году группы выпустили альбомы с очень похожими обложками.

Во второй половине 60-х в американских музыкальных хит-парадах стал главенствовать «психоделический рок». Люди, ещё не оправившиеся от войны, хотели оказаться в альтернативной реальности, где светит солнце и все живут в мире. Тогда только зарождается движение «хиппи». Становится очень популярными космический эпос, злободневная лирика и концептуализм в альбомах. Все эти тенденции хорошо отражены в творчестве Pink Floyd.

 

70-е. Неспокойные и богатые на жанры

В 70-е годы многие исполнители поп-музыки осознали, что направление, в котором они работают, уже «немаленькое». Каждый хотел быть Моцартом своего времени и создавать что-то кардинально новое. Жанры рафинируются и в итоге отходят от сложившихся стандартов поп-музыки. Так появляются новые направления: «хардкор», с которым ассоциируют группу Led Zeppelin, и «глэм-рок», ярким представителем которого был Дэвид Боуи.

Во второй половине 70-х появляются «панк-рок» – агрессивный и непричёсанный, а также «диско» – чисто электронная музыка.

Заслуживает внимание и тот факт, что популярное диско создавалось не только в Америке, но и в Германии.

Несмотря на то, что все американские хит-парады возглавляла электронная музыка, на Ямайке была популярна инструментальная музыка, а именно «регги». Боб Марли очень поспособствовал популяризации этого жанра.

 

80-е. Новая волна

Характерной особенностью музыки 80-х стало появление нового жанра, происходящего от панк-рока. Например, появились «пост-панк» с его выраженным гитарным соло и «новая волна» (New Wave) – жанр поп-музыки, в которой стали использовать синтезаторы. Принято считать, что в жанре пост-панка играла группа Joy Division, а представителями «новой волны» стала группа Eurythmics.

Технический прогресс детерминирует поп-музыку. Появляется драм-машина и возможность цифровой записи песен. Начинается расцвет диджейской культуры и мода на ремиксы.

Итак, диджейская культура произвела на свет «техно», «хаус-Детройт», «Чикаго», «джангл» и «драм-н-бэйс».

В конце 80-х произошло то, что изменило популярную музыку навсегда. Диджейская эпоха родила «рэп». Афроамериканцы всегда отдавали предпочтение сильной ритмичной основе в своих песнях, но зачастую аккомпанемент был настолько быстрым, что исполнители не успевали пропевать текст. Тогда к находчивым музыкантам пришла совершенно революционная идея: они стали не петь, а читать. И теперь ритм можно было поддерживать не только ударными моментами в самой музыке, но и голосом. А умению красиво и чётко попадать в ритм трека дали название – «флоу».

 

90-е. Эпоха слова

В 90-е года рок отошёл на второй план. И хотя тогда оставался популярным «альтернативный рок», но в поп-музыке все равно правил «хип-хоп». Модным стал «гангста-рэп», возникший в криминальных кварталах Америки.

 

00-e

В 2000-х годах хип-хоп продолжает набирать обороты. Также в это время появляется «попса», к которой сейчас мы уже привыкли.

 

Наши дни

Сегодня есть тенденция обращения к поп-музыке прошлых десятилетий и соединения разных жанров и стилей. Так, открытием 2019 года стала певица Билли Айлиш, которая совместила в своём творчестве жанры «техно» и «хип-хоп», некую «роботизированность» звука и бесстрастный вокал.

Просмотров: 30
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей