По следам Булгакова: «нехорошая квартира», Козье болото и настоящий особняк Маргариты

Третий месяц самоизоляции... Многие планы из-за внезапно начавшейся пандемии сорвались, отменились поездки не только за рубеж, но и по России. Чем заняться всей семьёй? Конечно путешествовать! Но безопасно – по интернету.

Кто сказал, что нельзя поехать в Москву бесплатно? Интеллектуальный клуб «Химия слова» организовал онлайн-экскурсию по российской столице, причём не просто путешествие, а целое приключение по следам Михаила Булгакова. 29 мая Егор Сартаков, лучший гид Москвы по версии Русского географического общества, провёл зрителей по квартирам, в которых жил Булгаков, и многим другим местам, упомянутым в романе «Мастер и Маргарита».

 

Прототипом «нехорошей квартиры» была не квартира Булгакова

Коммунальная квартира, в которой жил автор «Мастера и Маргариты», тоже считалась нехорошей: здесь жили безработные, проститутки, табачник, булочник... В общем, совсем не тот социальный слой, к которому относился Булгаков. Гулянки в соседних комнатах, крики женщин, драки не давали писателю покоя, приходилось постоянно вызывать милицию. Стоило правоохранителям появиться на пороге, дебоширы затихали и закрывались в своих комнатах. Булгакова даже хотели привлечь к ответственности за якобы ложные вызовы.

Однако в знаменитом доме 302-бис на Большой Садовой была квартира похуже – она принадлежала известному художнику Георгию Якулову и являлась его мастерской. Якулов работал декоратором (сценографом) в камерном театре Таирова, но в светской тусовке его называли «великолепным Жоржем». «Его квартира была главным местом встречи артистической тусовки 1920-х годов, – рассказывает Егор Сартаков. – Весь московский бомонд собирался в этой мастерской. Сюда приходили Маяковский, Есенин, Ахматова, Кончаловский, Виноградов и многие другие».

Соседям Георгия Якулова нелегко жилось: музыка, крики и песни ночи напролёт – непрекращающийся балаган. Именно эту квартиру Булгаков выбрал прототипом «нехорошей квартиры», в которой жили Лиходеев и Берлиоз и в которую впоследствии заселяется Воланд. Кстати, жена Георгия Якулова, манекенщица Наталья Шиф, стала прототипом Геллы: после очередной весёлой ночи Наталья любила похмелиться. Водку в 1920-е голодные годы достать было сложно, поэтому в поисках спиртного она ходила по соседям. Однажды ей посоветовали обратиться к Булгакову: он был врачом, и даже если водки у него и не было, то спирт точно нашёлся бы. Так знаменитая манекенщица и появилась на пороге писателя – в чёрном плаще на голое тело, вдохновив его на образ вампирши в романе «Мастер и Маргарита».

– Помните эпизод, когда Бегемот сказал Маргарите: «Я бы не позволил налить даме водки. Это чистый спирт!» Вот это, друзья, произошло здесь (в доме на Большой Садовой. – Прим. ред.). Булгаков неоднократно подчёркивал, что он никогда не изображал того, чего не видел или не слышал, – комментирует Егор Сартаков.

 

Не патриаршие Патриаршие пруды

Никогда не задумывались, почему роман «Мастер и Маргарита» начинается именно на Патриарших прудах? Здесь гуляют литературный критик Берлиоз и модный поэт Иванушка Бездомный. Берлиоз выговаривает Бездомному за его антирелигиозную поэму и объясняет, что поэту стоило не изображать Иисуса дурачком, а показать, что его вообще не существовало, ведь «большинство нашего населения сознательно перестало верить сказкам о Боге». После этой фразы к третьей лавочке подходит Воланд. Что дальше – все знают. Но до сих пор непонятно, почему Булгаков выбрал именно это место для роковой встречи?

Егор Сартаков объясняет: «Я совершенно не претендую на то, что моё предположение истинно, однако Булгаков вполне каноничен. В Евангелие от Матфея сказано: «Человеческая душа – это крепость». То есть она не бывает не занята. Как только её оставляет Бог, её занимает другое «ведомство». И поэтому, как только Берлиоз сообщает, что сказкам о Боге мы не верим, сюда на третью лавочку и подсаживается Воланд. Патриаршие пруды сравнительно недавно так называются, а раньше это место называлось Козьим болотом: это было место выпаса и водопоя всех московских козлов. А мы с вами знаем, символом кого является козёл... Символом того, кто и подсаживается к Бездомному и Берлиозу на эту лавочку!»

Как оказалось, всё очень даже логично. К тому же Булгаков отлично знал Москву, раз выбрал это место, ведь в советские времена Патриаршие пруды назывались Пионерскими.


Настоящий особняк Маргариты

Прототипом ведьмы Маргариты была третья жена Булгакова – Елена Сергеевна. Много споров и сейчас ведётся о том, где же был особняк Маргариты Николаевны (вряд ли это было какое-то вымышленное место). У Егора Сартакова тоже есть своя версия, какой дом в Москве всё-таки стал прототипом особняка ведьмы: «Судя по описанию полёта Маргариты на щётке, её особняк находился в Малом Васильевском переулке. И тут, правда, есть такой дом: двухэтажный, с комнатой-фонариком, с собственным садиком, недалеко от Арбата. Когда я это откопал, решил узнать, как этот дом связан с Булгаковым. Оказалось, что в этом доме была первая в Советском Союзе школа ритма. Здесь преподавали ритм по методике Айседоры Дункан. А роман Дункан и Сергея Есенина начался в той самой «нехорошей квартире» Георгия Якулова. Так что в принципе это можно связать».


Много других интересных подробностей о булгаковской Москве можно узнать, посмотрев полную версию видеоэкскурсии в соцсети «ВКонтакте».

Просмотров: 95
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей