Премьеры, современная режиссура и бордовый цвет

В новом году россияне окунутся в волшебный мир искусства – 2019 год объявлен в России Годом театра. Что же ожидает тольяттинского зрителя? Театр «Дилижанс», к примеру, представит яркие премьеры, проведет фестиваль и порадует своего зрителя обновленной сценой. Об этом в интервью редакции молодежного медиахолдинга «Есть Talk!» Тольяттинского государственного университета рассказал художественный руководитель театра юных зрителей «Дилижанс» Виктор Мартынов.

О настоящем и будущем

– Завершился 2018 год. Виктор, каким он был для театра «Дилижанс»?

– Этот год позволил нам перейти на новый уровень. Появилось множество федеральных и государственных программ, которые позволили получить дополнительное финансирование. Благодаря этому мы смогли создать два больших проекта: новогоднюю премьеру «Красная Шапочка», которую поставил московский режиссёр Александр Кудряшов, и спектакль «Преступление и наказание», объединивший творческих личностей из Тольятти и Санкт-Петербурга. Режиссером выступил петербуржец Евгений Зимин, а драматургом и художником – Юрий Клавдиев и Елена Золотарева – петербуржские тольяттинцы. Композитором спектакля стал я. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров лично выделил театру средства на капитальный ремонт зрительного зала.

– Театр ремонтировался около полугода. Какие изменения ожидают зрителя?

– Полностью поменяется «одежда» главной сцены, появится поворотный круг. В зрительном зале совсем по-другому будут располагаться кресла. Поскольку театр «Дилижанс» расположен в здании бывшего кинотеатра, во время спектаклей появлялась естественная реверберация – лишнее эхо. Теперь на стены установлены звуковые панели, которые создадут впечатление студийного помещения, как и должно быть в театре. Зал уже приобрел наш фирменный цвет – красный и бордовый. Думаю, зрители оценят ремонт. По ощущениям это будет совершенно новый зал.

– Какие премьеры и проекты планируете в новом году?

– Сейчас мы готовим несколько представлений. 25 января состоится премьера спектакля «Мой бедный Марат» по пьесе драматурга Алексея Арбузова. Эта работа посвящена 75-летию снятия блокады Ленинграда. В середине марта на широкую публику выйдет спектакль «Преступление и наказание» по роману Фёдора Достоевского. Мы хотим осовременить произведение с технической стороны. В спектакле будут использоваться два огромных телемонитора, где будет транслироваться видеоряд. Готовятся сложные трехэтажные декорации. Также в этом представлении будет задействован практически весь актерский состав театра. В марте-апреле в качестве премьеры будет представлен спектакль «Ганди молчал по субботам» по пьесе Анастасии Букреевой. Это победная работа Екатерины Зубаревой на фестивале «Премьера одной репетиции», который состоялся в 2018 году. Также мы хотим запустить проект «Академия маленьких долгожителей» – это четырехсерийный образовательный спектакль, раскрывающий темы, о которых не так много говорят в семье и в школе: безопасность ребенка, выживание в экстремальных условиях, финансовая грамотность и информационная гигиена. Завершит 2019 год детская постановка по повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Этим спектаклем хотелось бы почтить память великого детского писателя.

– Виктор Валентинович, расскажите подробнее о спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание». Ваш театр предназначен для юного зрителя, почему выбор пал на это произведение?

– В школьные годы я сам не читал этот роман – посчитал его неподъемным. Прочитал его, учась в университете, и тогда понял, что не смог бы понять произведение в полной мере, будучи школьником. У постановки нет задачи пересказать роман – мы хотим поднять темы, близкие нынешней молодежи. Наша задача – сравнить главного героя Раскольникова с современными подростками сквозь призму конфликта внутреннего состояния героя с окружающей действительностью.

– Все же, на какую аудиторию вы ориентируетесь прежде всего?

– Давно понятно, что «Дилижанс» – двуликий театр. Наша аудитория делится на две части: дети в возрасте 6-10 лет и более взрослые – старшеклассники, студенты. На самом деле, взрослая аудитория у нас широкая – может доходить и до 60 лет. Дети – это благодарные зрители, для них разрабатывается собственный репертуар, который, кроме развлекательной составляющей, всегда носит содержательный характер. Существует еще экспериментальный репертуар, который предназначен для взрослого зрителя.

– К нему можно отнести спектакль «Плаха»?

– Да, «Плаха» по роману Чингиза Айтманова и «Превращение» по повести Франца Кафки. Мы пытаемся работать в разных формах и жанрах, с абсолютно разными литературными первоисточниками.

– Как вам удается подбирать репертуар для такой широкой аудитории?

– Существует представление об идеальном репертуаре, где все уравновешено по интересам аудитории, жанрам и произведениям. Только этого идеала не достичь никогда, это я понял за годы своей работы. К идеалу можно только стремиться, потому что спектакли уходят из репертуара неожиданно. Просчитать все заранее невозможно. Например, я могу запланировать будущие постановки, но иногда приходится очень быстро менять все планы.

 

О театре и интернете

– Виктор, вы активно позиционируете себя в интернете. Какой интернет-ресурс, на ваш взгляд, особенно помогает наладить контакт с аудиторией?

– Несколько лет назад мы начали свое развитие в социальной сети «ВКонтакте». С тех пор группа на этой интернет-площадке у нас самая активная. Все обсуждения, всю актуальную программу можно найти там. У нас также есть и сайт, но он живет менее активно и носит скорее информационный характер. Мы пытаемся развиваться и в других социальных сетях, но это требует профессионального подхода. Все-таки у нас сетевое продвижение на любительском уровне, без конкретного специалиста, который бы выполнял данную работу целенаправленно. Думаю, если бы такой человек появился, эффект от нахождения в интернете возрос бы в разы. Также у нас есть идея создать YouTube-канал от театра «Дилижанс» для детей и раскрутить эту площадку, чтобы привлечь новых зрителей и наладить контакт с публикой за пределами театра.

 

О режиссерской мысли и зрительских потрясениях

– В 2019 году состоится юбилейный – десятый – фестиваль «Премьера одной репетиции». В прошлом году он был посвящен актуальной драматургии, а в этом году у вас в планах современная режиссура. Почему выбрана эта тема?

– Драматургия – это круг актуальных болевых точек, которые находят современные авторы. Когда эти проблемы показывают, мы понимаем, чем сейчас дышит молодёжь. Современная режиссура – это, как мне кажется, следующий уровень. На этом фестивале хочется представить разные формы современного театра, какие только возможно. Из этих соображений я буду выбирать заявки режиссеров. По мнению обывателей, театр – это что-то устаревшее, а у меня абсолютно обратное мнение. Хочется тольяттинской публике продемонстрировать все возможности современного театра, ведь они заключаются не в технических «наворотах», а скорее в режиссёрской мысли. Хотелось бы удивлять зрителя, именно этого я жду от фестиваля.

– Все девять лет существования фестиваля «Премьера одной репетиции» спектакли ставили местные актеры или режиссеры. Почему в этом году вы решили пригласить иногородних режиссеров?

– Мне хочется в юбилейный фестиваль влить «новую кровь». Обычно, если в фестивале участвует проект Екатерины Зубаревой, все говорят: «Она точно выиграет». Так и происходит. Хотя, мне кажется, что победитель фестиваля никогда не очевиден. Сейчас все же хочется уровнять шансы, пригласив внешних режиссеров, которых никто в Тольятти не знает и которые, соответственно, не знают тольяттинскую публику. Надеюсь, произойдут открытия. Мы отправили информацию в некоторые режиссерские группы, и я жду предложений от режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

– Как думаете, фестиваль формирует постоянного зрителя?

– Да, он уже сформирован. Постоянных зрителей не так много, но они очень ценны. Благодаря фестивалю у нас появилась театральная «тусовка»: актеры, художники, музыканты, студенты, учителя, а также журналисты и блогеры, которые стали освещать культурную сферу. Главное то, что их работа не заканчивается фестивалем, они и после него продолжают рассказывать о премьерах всех тольяттинских театров.

– 2019 год – год театра. Что вы ожидаете от него?

– Хороших сюрпризов. Надеюсь, что будут неожиданные приглашения, события, новые связи и знакомства, которые помогут театру заявить о себе на федеральном уровне. Хочется, чтобы зрители из других городов приезжали в Тольятти посмотреть наши спектакли. Мы к этому стремимся.

Просмотров: 192
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей