Рассказать истории с помощью танца. Театральная компания «немхат» поставила спектакль-перформанс в ТГУ

В начале декабря в Тольятти впервые приехала пермская театральная компания «немхат» – многократные лауреаты Российской студенческой весны в направлениях «Региональная программа» и «Театр». Студенты Тольяттинского государственного университета (ТГУ) под руководством «немхатовцев» изучали «новый театр» и приняли участие в спектакле-перформансе «Я танцую, пока ты смотришь на меня», где каждый участник с помощью танца рассказал историю из своей жизни.

Знакомство с гостями

В первый день представители «немхата» Александр Шумилин, куратор, эксперт форума «Таврида Арт», и Екатерина Шумилова, директор театральной компании, лауреат Российской студенческой весны, познакомились со студентами и рассказали о своей работе в «немхате» и о том, что сегодня представляет собой «новый театр».

– В современном кино мы видим актёров, которые не имеют профильного образования, но выступают. В театрах, музыке происходит то же самое. История с новой искренностью, с новой этикой меняет оптику восприятия людей, поэтому человек, который выглядит органично на сцене, больше выигрывает, нежели человек, который получил диплом в сфере искусства. У меня есть знакомые врачи, которые сначала работают в «красной зоне», а после этого идут играть спектакли, – признался Александр Шумилин.

Куратор рассказал и о специфике работы в театрах. Для репертуарных театров характерны отсутствие кастингов, постоянная труппа и редко обновляемый репертуар. Театральная компания работает в проектной системе: режиссёр проводит опен-колл, набирает актёров на представление. В такой системе нет постоянной труппы, люди меняются, часто в новый проект приходят те, кто уже работал в разных формах интерактивного театра.

В качестве иллюстрации творческого почерка «немхата» студентам показали видео нескольких спектаклей театральной компании.

«Тридцать три сестры» – первая постановка в формате иммерсивного театра, где зрителя пытаются «погрузить» в действие.

– Мы решили взять произведения Чехова. Сначала поставили мюзикл «Чайка», а на Студвесну в Перми – «Тридцать три сестры». В чём суть спектакля? Всё просто. Актрисы заранее записывали на диктофон свои истории из жизни. Зритель садился напротив участника спектакля, надевал наушники и слушал. После этого многие могли высказаться, поделиться своей историей, обняться с актрисой, – рассказал Александр.

Перформанс «Пермское море» относится к site specific-театру, где драматургию задаёт не текст или пьеса, а само пространство.

– Мы использовали бассейн – сделали там спектакль про миграцию молодёжи с нашего [Пермского] края. На десяти дорожках плавают десять перформеров, другие десять находятся на суше. Перед спектаклем мы поговорили с каждым перформером, задали одни и те же вопросы: «Что ты чувствуешь в данный момент?», «Что для тебя комфорт?», «Кем ты видишь себя через пять лет?». Собрали самые интересные ответы, и композитор из ответов создал текстовую оперу. Во время выступления зритель в наушниках находится около бассейна и слушает ответы перформеров. Десять сосредоточенных пловцов и их размышления о жизни складываются в одну историю, – рассказал куратор.

 

«Главное – чувствовать то, что делаешь»

Александр Шумилин и Екатерина Шумилова в ходе видеоконференции поделились со студентами ТГУ своими мыслями о фестивале «Студенческая весна».

– Чтобы достичь определённых результатов, нужно быть органичным в своём номере, – раскрыл секрет успеха на Российской студенческой весне Александр. – Нужно подобрать материал так, чтобы он тебе нравился. Ты можешь выйти на сцену, прочитать текст и взять главный приз. И не надо никакого образования, главное, чтобы человек чувствовал то, что он делает. Можно и Достоевского прочитать так, что это будет круто.

В тот же день студенты смогли ближе познакомиться с экспериментальным балетом: «немхатовцы» провели репетицию спектакля «Я танцую, пока ты смотришь на меня» в ТГУ.

День X

В премьере перформанса в ТГУ участвовали 16 студентов университета. В начале ребята по скоростям танцевали под песню Оксаны Почепы «Кислотный DJ». Первая скорость была самой медленной, пятая – самой быстрой. Затем каждый из перформеров под выбранную им композицию рассказывал свою историю с помощью танца. Участники могли поделиться чем-то сокровенным, важным. Многие переступали через стеснение и танцевали так, будто одни в зале. Если песня другого перформера понравилась, участники могли поддержать его танцем. Звучали и зажигательные, и лирические композиции. После объявления кульминации перформеры под звуки выстрелов должны были напрячь все мышцы, а затем расслабиться – и так раз за разом. Во второй части перформанса выступали остальные восемь танцоров. В финале под i love you Билли Айлиш каждый перформер должен был подумать о своей второй половинке или просто о любви. В конце экспериментального балета играла Dancing Queen группы ABBA, участники танцевали и кланялись зрителям.

– Работа с Екатериной и Александром, с командой – это невероятные эмоции, которые несравнимы ни с чем, – призналась после выступления студентка 2-го курса института права Екатерина Абрамова. – Самый, наверное, запоминающийся момент был в конце, когда мы с ребятами сходились в круг. Во время танца я была частью команды, мы танцевали под свою музыку, танцевали для себя, про себя и сами с собой. При этом во время перформанса я была в собственном мире, наедине с песней. Казалось, вокруг не было ничего, я даже не посмотрела, кто со мной танцевал, не успевала увидеть зрителей. Я была в моменте. Самый главный посыл всего действия в том, чтобы прочувствовать музыку, пожить в ней.

Следить за новыми постановками театральной компании можно в официальной группе «немхата» во «ВКонтакте».

Просмотров: 806
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей