Шаг в будущее, или Чему учат в Школе молодого журналиста Тольятти: взгляд педагогов и выпускников

В светлой просторной аудитории идёт урок, звучит музыка Эннио Мориконе. Ученики, затаив дыхание, слушают знаменитое произведение, а потом наперебой делятся впечатлениями с преподавателем по журналистской этике Галиной Павловной Алфёровой. Это минутка релакса или особый педагогический приём, позволяющий раскрыть эмоциональную сферу каждого ученика? Скорее и то, и другое. Это всего лишь одно из многочисленных воспоминаний о занятиях в Школе молодого журналиста (ШМЖ) при Дворце детского и юношеского творчества (ДДЮТ) Тольятти, которую мне довелось закончить в 2000 году. Что изменилось за это время? Чему учат в ШМЖ сегодня?

ШМЖ – «дитя девяностых»

Всё начинается с идеи и человеческого фактора. В далёкие 1990-е любая значимая для общества идея была на вес золота. Её подхватывало и уносило время, копируя и видоизменяя. Так произошло и со старейшим образовательным учреждением дополнительного образования – Школой молодого журналиста, расположенной во Дворце детского и юношеского творчества.

Создателем школы стала Алла Алексеевна Андреева – практикующий на тот момент журналист и педагог по призванию. О ней до сих пор очень тепло отзываются ученики.

Шёл 1992 год, когда руководитель тольяттинской полиграфической фирмы «Альтернатива» Виктор Бормотов решил открыть первую Школу молодого журналиста в Тольятти. «Меня пригласили читать лекции по истории и теории журналистики. Изначально учащимися школы были не только старшеклассники, но и студенты, рабочие и служащие – все, кто хотел заниматься журналистикой. Ничего подобного в Тольятти тогда не было», – вспоминает Алла Алексеевна.

Через два года «Альтернатива» прекратила своё существование, и школу взял «под крыло» ДДЮТ. Теперь здесь могли учиться только старшеклассники. «Это направление оказалось столь востребованным у молодёжи, что сначала мы даже проводили вступительные экзамены, так как не могли взять всех желающих. Постепенно в городе стали активно открываться подобные кружки»,– продолжает Алла Андреева.

Программа обучения была разработана таким образом, что в ней гармонично сочетались теория и практика. Школа стала союзом педагогов-единомышленников, объединённых одним общим делом. «Лекции по практической журналистике у нас читал старейший журналист Тольятти, поэт и писатель Александр Степанов. Занятия по этике журналистского творчества вела Галина Алфёрова, историю и теорию жанров – я. Ребята выпускали газету «Остров детства», изучали основы радиожурналистики и операторского мастерства. Главной задачей ШМЖ была адаптация молодёжи к изменяющимся социальным, экономическим, информационным условиям, научить их работать с информацией, научить общению», – рассказывает создатель школы.

Вот что рассказывает о занятиях в ШМЖ того времени одна из ее выпускниц, а позже и педагог по журналистскому мастерству, Надежда Фролова.

Стремительный рост популярности ШМЖ в 2000-е годы обусловлен спросом на журналистику. К концу девяностых в школе уже обучались не 15, а 45 человек. Многие из них продолжили обучение и стали известными тольяттинскими журналистами. Среди них Дмитрий Лескин, Оксана Куваева, Михаил Мощенко, Равиль Иткулов, Ирина Градобоева и многие другие.

 

Яблоко от яблони

С момента основания первой ШМЖ в Тольятти прошло без малого 30 лет, но та атмосфера романтики и вечной любознательности, свойственной молодым журналистам, присутствует в ДДЮТ и сегодня. Сейчас здесь «правят» молодые и активные, готовые менять мир с помощью слова. Руководит Школой выпускница кафедры «Журналистика» ТГУ Анна Головлёва. Она знакомит учеников с печатной и интернет-журналистикой, помогает готовить аудио- и видеосюжеты.

Анна Головлёва:

– Получив высшее образование, я на некоторое время уезжала в Москву. В столице работала в системе продаж – с жёсткой конкуренцией. В один весенний дождливый день пришли к нам два покупателя. Идут с тележками, и один другому жалуется, что, мол, нынешняя молодёжь совсем ничего не читает. А мне как раз было скучно, поэтому взяла и сказала:

– Как это? Давайте «Облако в штанах» прочитаем по ролям?

Мужчина остановился, и мы с ним наизусть по четверостишиям прочитали «Облако». Потом он радостно выдохнул:

– Ух, хорошо! Девушка, вы из электротоваров, я хотел туда позже зайти, но раз уж так получилось, то зайду сейчас.

Тогда он купил у меня товара на довольно крупную сумму. Прошло полгода, меня перевели в другой, самый проходной магазин. С конкурентами там была беда, мы с ними просто воевали. И вот стою я за прилавком и слышу:

– Эй, рыжая...

Разворачиваюсь – и вижу того самого мужчину, с которым мы стихи читали. Он подходит и говорит:

– Я в ваш магазин пришёл, а мне говорят, что ты уже тут работаешь? Ну, что на этот раз читать будем?

– Давайте «Мороз и солнце», – говорю.

– Хорошо, только я теперь сам читать буду, а ты будешь поправлять...

И он читал, а потом опять взял товара на крупную сумму. Конкуренты просто остолбенели. Я им рассказала историю, мы начали говорить с ними о литературе. И я поняла, что они вообще не читали классику, несмотря на то, что у них уже взрослые дети. Так я почувствовала волшебную силу искусства. Вернулась в Тольятти, и вскоре жизнь повернула таким образом, что я стала педагогом дополнительного образования, веду свою авторскую программу «Школа молодого журналиста», которая в 2017 году стала лауреатом городского конкурса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ нового поколения. На сегодня у меня 53 выпускника, 35 из которых поступили на профильные специальности.

ШМЖ сегодня

Сегодня в Тольятти существуют четыре крупных школы обучения журналистскому мастерству: Школа молодого журналиста при Дворце детского и юношеского творчества (старейшая в городе), школа «Лёгкое перо» при Гуманитарном центре интеллектуального развития, телестудия «Зеркало» и школа журналистики на базе общеобразовательной школы № 93. У каждой из них – своя история и особенности. О том, как, кого и чему учат в Школе молодого журналиста при ДДЮТ, рассказывает Анна Головлёва.

– Анна Сергеевна, в чем отличие ШМЖ от других школ Тольятти?

– На мой взгляд, главное отличие ШМЖ от других – в насыщенности программы. Когда я пришла работать в ДДЮТ мы стали активно сотрудничать с Тольяттинским государственным университетом и Волжским университетом имени Татищева (ВУиТ). В ТГУ для наших учеников периодически проводят экскурсии по медиахолдингу, устраивают мастер-классы, конкурсы и олимпиады. В ВУиТ часто приезжают преподаватели из Казанского федерального университета, и я стараюсь просить их провести семинары у нас. Так, например, в последний раз к нам приезжал кандидат наук Роман Петрович Баканов. Мы благодарны ему, что в своём плотном графике он всегда находит время и преподаёт нам что-то новое. Также мы активно освещаем мероприятия детских библиотек Старого города, которые возглавляет Марина Александровна Козлова. Она всегда приглашает нас на свои мероприятия. В частности, в прошлом году мы участвовали в проекте «Дочитаться до звезды», когда известные люди Тольятти читают детям книги. Чем это интересно для нас? Во-первых, так ребята учатся писать информационные тексты с места события, а во-вторых, это позволяет познакомиться с журналистами нашего города.

– Как устроен процесс обучения?

– Обучение проходит по принципу «пятьдесят на пятьдесят» теории и практики. На занятиях мы разбираем готовые тексты. Два раза в год ученики сдают экзамены. Обычно на первом уроке я говорю, где они могут наработать свой первый опыт, в каких конкурсах принять участие. Помимо этого мы выпускаем газету «SMIтана». Сейчас из экономических соображений она полностью ушла в интернет. Все учебные материалы я публикую в нашей группе «ВКонтакте». Таким образом, ребята видят, что их читают. В чём ещё особенность обучения? Мы активно сотрудничаем с театром юного зрителя «Дилижанс». И каждый год на протяжении 5-6 лет освещаем их фестиваль «Премьера одной репетиции». Мы с учениками в течение всего сезона ходим на их спектакли, а потом пишем театральные рецензии. Одна из причин, почему ребята достигают хороших результатов и поступают даже в МГУ на бюджет, – в том, что мы с ними на связи 24 часа в сутки. Если у них возникают какие-то вопросы по учёбе, они всегда могут задать их мне в соцсетях. Я сразу же отвечаю и подсказываю, что делать.

– Сколько человек обучается в группе?

– В среднем в группе обучается по 15 человек. Но таким большим составом я вижу их обычно вначале учебного года, а потом ребята ходят кто как может, так как большинство из них учатся в школах. Занятия проходят в вечернее время.


– Сколько стоит обучение в школе?

Обучение в ШМЖ бесплатное. Однако я заранее предупреждаю ребят и родителей о том, что во время учёбы нам нужно будет выезжать на различные конкурсы и фестивали в другие города: Самару, Челябинск, Воронеж, Саратов. На эти мероприятия ребята едут за свой счёт.

– Каким образом ученики узнают о вас? Является ли их выбор осознанным?

– Последние несколько лет к нам приходят несколько категорий учеников. Кому-то просто некуда пойти, а здесь учат бесплатно. Чаще всего такие ребята быстро отсеиваются. Журналистика им нужна для общего развития. Вторая категория учеников – те, кто «горят» профессией. В том году у меня было два таких примера – пришли две девочки: одиннадцатиклассница Настя Труханова и семиклассница Алёна Журавлёва. Обе они хотели в будущем поступать в вузы: Тольяттинский госуниверситет и МГУ, однако у них не было творческой папки. Я сказала им: давайте пробовать! В результате Настя взяла гран-при на конкурсе «Тольятти – город молодых», который проводится уже более десяти лет в ТГУ. И Алёна, собрав большое количество публикаций, поступила на бюджет в МГУ. По характеру девочки очень разные – Настя скромная, домашняя, Алёна – боевая, но обе очень талантливые.

Третья категория – те, кто приходят по рекомендации. Ребята в этом возрасте обычно себя ищут.

– Какие направления для поступления в вуз обычно выбирают ваши выпускники?

– На занятиях мы учимся вести себя в социуме, налаживать связи, выступать на публике, поэтому ребята выбирают в будущем не только профессию журналиста. Часто они поступают на социологию, педагогику, связи с общественностью, международные отношения, филологию и иностранные языки.

– Что бы вы посоветовали ребятам, которые хотят связать свою жизнь с профессией журналиста?

– Нужно быть активным и мобильным, не бояться участвовать в конкурсах, много писать. Я всегда говорю ребятам: пока вы учитесь, вы не думаете о взрослой жизни, ваша основная задача – набирать знания и умения, поэтому я предлагаю им много конкурсов. Всего их порядка тридцати в месяц. Я не заставляю брать все, а только те, которые действительно интересны.


• Только в 2019 году 50 % выпускников ШМЖ поступили на бюджетные места в вузы России

• К моменту поступления у абитуриентов сформировано собственное творческое портфолио, которое позволяет увеличить проходной балл и шансы поступить на бюджет

• Обучение в ШМЖ длится два года, занятия бесплатные

Таким образом, проследив историю ШМЖ при Дворце детского и юношеского творчества от основания до наших дней, мы можем сделать вывод о том, что профессия журналист сегодня все так же популярна, как и 20 лет назад. Изменился лишь педагогический состав школы и сами ребята, которые живут в эпоху «информационного бума» и вынуждены учиться «отсеивать» информацию, которая сыплется на них со всех сторон. И все же, если ты активен, обладаешь критическим мышлением, любишь общаться, посещать различные мероприятия, а потом запечатлевать их на бумаге – двери в ШМЖ для тебя открыты.

Просмотров: 1266
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей