Soft skills на прокачке. Студенты ТГУ – об опыте работы кураторами проектной деятельности

Управлять проектом, организовать работу команды, формировать смету, взаимодействовать с бизнесом и властью – это лишь часть тех навыков, которые студенты Тольяттинского государственного университета (ТГУ) получают во время работы над проектами в качестве кураторов. Некоторые из ребят примеряют на себя роль руководителя на один семестр, другие за время обучения возглавляют несколько проектов. Есть кураторы, которые из семестра в семестр ведут один проект, а есть такие, кто пробует себя в проектах разной направленности – от технических до гуманитарных. О своём опыте работы кураторами и о том, чему каждого из них научила проектная деятельность, выпускники 2021/2022 учебного года рассказали Молодёжному медиахолдингу «Есть talk!».

В проектной деятельности заняты все студенты Тольяттинского госуниверситета. Эта модель обучения была запущена в ТГУ в 2017 году. Погружение в сферу создания проектов происходит в первую же неделю обучения. Затем вплоть до 4-го курса студенты учатся работать в команде, доводить проекты – инновационные, технологические, социальные – до логического завершения, защищать их перед экспертами и потенциальными инвесторами. Некоторые из проектов по уровню проработанности близки к стартапам.

«Свой страх я преодолел за один семестр»

Владимир Анищенко – выпускник бакалавриата по направлению «Энергетическое машиностроение». За его плечами опыт работы над различными кейсами, в первую очередь техническими. Он возглавлял команды, решавшие задачи от организаций-партнёров ТГУ: ГИБДД, АВТОВАЗа, «Зетта» и других. Впрочем, как поясняет Владимир, в кураторы проектов он шёл не за тем, чтобы развить свои технические компетенции. Прокачать управленческие навыки – вот та задача, которую он ставил перед собой с самого начала.

– Я присоединился к школе кураторов ещё на первом курсе. Внутри сидело понимание, что я не хочу быть простым исполнителем. И тут появилась возможность попробовать себя в роли руководителя. Сложнее всего было выйти на публику, просто даже говорить перед 15–20 людьми. Но за один семестр я этот страх преодолел, – рассказывает выпускник. – В школе кураторов нам давали большое количество практической информации: как держать себя во время выступления перед аудиторией, как доходчиво излагать свои мысли, как организовать работу команды, как её сплачивать, чтобы все вместе работали на результат.

В разных семестрах вместе с командами Владимир решал несколько кейсов от АВТОВАЗа. Будучи лидером, набирал команду, осуществлял координацию группы с куратором проекта от предприятия, организовывал работу студентов. На 3-м курсе автопроизводитель взял студента в свою программу целевого обучения. Сразу после выпуска из бакалавриата Владимир займёт позицию инженера-конструктора силовой части двигателя и продолжит обучение в магистратуре Тольяттинского госуниверситета.

– Желания исполняются. Я всегда хотел быть проектировщиком, заниматься 3D-моделированием – со школы меня увлекали чертежи. При этом я изначально планировал идти на АВТОВАЗ. Это большое предприятие, где есть перспективы движения по карьерной лестнице, возможность получить опыт работы в большом коллективе. Думаю, навыки управления персоналом мне очень пригодятся, – говорит Владимир. А ребятам, у которых впереди ещё несколько лет обучения в ТГУ, даёт совет быть активными, искать себя и ничего не бояться.

«Не замечала раньше за собой таких способностей»

Во время проектной деятельности многие студенты открывают в себе таланты, о которых даже не подозревали. Александра Федосеева – одна из них. Выпускница бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование», вожатая, куратор многих социальных проектов. Словом, человек, который общается с людьми много, часто, эффективно. Однако так было не всегда.

– Я была очень закрытым человеком, но на проектной деятельности с удивлением открыла в себе лидерские качества. Оказалось, что я могу вести за собой команду, – рассказывает Александра. – В кураторы я пошла на 2-м курсе просто за компанию с подругой. Подруга потом ушла из кураторов, а я осталась. Первое время я боялась, что у меня не будет коннекта с ребятами, но мне на удивление быстро удалось найти со всеми общий язык. Раньше я за собой таких способностей не замечала. Школа кураторов здо́рово помогает натренировать навыки общения с людьми. Это именно то, что мне было нужно для моей будущей профессии и для жизни в целом. Многие мастер-классы школы кураторов были направлены на работу с командой. Знания, которые я оттуда вынесла, потом использовала в работе.

Поставить педагогический голос, научиться лучше общаться с детьми студентке помогла и активность во внеучебной жизни. С 1-го курса она является участницей добровольческого педагогического отряда «Успех», который организует различные активности для детей. Ещё обучаясь в ТГУ, Александра начала работать вожатой в детском лагере.

– Я работаю с детьми разных возрастов. У каждого возраста свои особенности поведения, поэтому к каждому ищешь подход. Как раз здесь очень помогают навыки, полученные во время проектной деятельности, – поясняет выпускница.

После выпуска Александра планирует работать в школе. «Хочется попробовать себя в роли педагога-организатора, который отвечает за организацию досуга для учеников. Это то, чем мне очень нравится заниматься», – делится мечтами Александра Федосеева.

«Я прошёл все этапы развития проекта»

Выпускник бакалавриата по направлению «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» Никита Хорищенко уже на первую проектную неделю пришёл с собственной идеей, которую активно двигал все четыре года обучения. Ещё со школьных лет он увлекался радиосвязью. На базе родной 89-й школы вместе с единомышленниками организовал коллективную радиостанцию и очень был заинтересован в том, чтобы развивать в Тольятти радиоспорт. С этой мечтой он и включился в проектную деятельность. Уже на 1-м курсе университета провёл со студентами и школьниками сеанс связи с Международной космической станцией. Вскоре в стенах ТГУ появился Студенческий центр радиосвязи, на базе которого ребята узнавали, как устроена радиосвязь и какие возможности она открывает.

– Параллельно мы рассматривали смежные направления IT-сферы, поскольку в современном мире радиосвязь связана с информационными технологиями напрямую, – говорит Никита Хорищенко. – Так, в рамках проектной деятельности мы подготовили проект автоматизации 89-й школы, где располагается коллективная радиостанция. Сейчас эта система активно работает и позволяет не выходя из кабинета управлять зданием площадью в семь тысяч квадратных метров.

Проект «Студенческий центр радиосвязи» участвовал в различных грантовых конкурсах, получал поддержку Союза радиолюбителей России и Фонда Тольятти. Всё это время Никита Хорищенко с командой стремились сделать так, чтобы радиоспорт в Тольятти был доступен для каждого.

– Мне было интересно работать в команде и делать важное дело, – подводит итог проектной работе выпускник. – Проектная деятельность позволила мне познакомиться с методиками управления проектами. Это целая наука, в которой не всё так просто, как кажется. До какого-то момента проект можно вести в голове, потом на бумаге. Но когда он выходит на более высокий уровень, качество планирования тоже должно расти. И у меня была возможность пройти все этапы развития проекта. Я учился грамотному планированию, учился правильно распоряжаться временем и организовывать команду. И одно из главных – делегировать полномочия, потому что делать всё самому неправильно и невозможно. Грамотно простроив систему делегирования с получением обратной связи, ты получаешь лучший результат. Я это понял во время проектной деятельности, и сейчас мне это помогает в работе.

В свои 22 года Никита имеет семь лет непрерывного стажа – работать он начал ещё в школьные годы. Сегодня он системный администратор одного из крупных в России аутсорсинговых контактных центров, обслуживающего 25 % входящих звонков.

Подушка безопасности для будущих лидеров

Попробовать себя в роли куратора проекта может каждый студент ТГУ. Достаточно заявить о своём желании, а дальше самому сгенерировать идею проекта и формировать под неё команду или обратиться в центр проектной деятельности. Его специалисты помогут выбрать проект из тех, что уже существуют в стенах вуза и нуждаются в лидерах. Для того чтобы научить ребят управлять проектами, в ТГУ работает школа кураторов.

Она стартует в вузе в начале каждого семестра с интенсива: лекций, тренингов с участием вузовских специалистов и приглашённых спикеров. После чего кураторы участвуют в еженедельных встречах, на которых изучают методы, приёмы, инструменты организации работы проектной команды, делятся своим опытом, получают советы от старших товарищей, экспертов и сотрудников центра проектной деятельности.

– Сегодня проектное мышление востребовано во всех сферах деятельности. Оно позволяет чётко видеть проблему и находить оптимальные решения с учётом имеющихся ресурсов. На это в целом направлено обучение в рамках проектной деятельности, – рассказывает директор центра проектной деятельности Юлия Карабельская. – Конкретно школа кураторов даёт студентам возможность попробовать себя в качестве руководителей проектов, понять, насколько им близка эта роль, развить в себе лидерские качества. Ребята учатся управлять проектами на реальных задачах и в то же время – при нашей подстраховке. Центр проектной деятельности создаёт вокруг них некую подушку безопасности, благодаря которой студенты могут ошибаться и пробовать заново. Если у куратора что-то не получается, мы вместе разбираемся, почему и как это исправить.

Саморефлексия – одно из главных упражнений в программе обучения. Студенты занимаются разбором полётов не только с экспертами, но и друг с другом. Опытные кураторы, руководящие проектами уже несколько семестров, зачастую дают советы младшим коллегам. Впрочем, может происходить и наоборот.

– Важно, что ребята видят рядом с собой таких же, как они, студентов, которые сталкиваются с похожими проблемами. Они помогают друг другу, делятся лайфхаками, учатся сотрудничать, – говорит специалист центра проектной деятельности Олеся Никулина. – Ещё один полезный навык, который формирует школа кураторов – умение представлять проект, чётко формулировать мысли. У современных студентов, привыкших переписываться короткими сообщениями в мессенджерах, с этим большая проблема. Кураторы становятся более коммуникабельными при очных беседах и с людьми выше них по статусу, учатся доносить свою мысль, осваивают навык деловой переписки.

Между тем воспитание лидеров не является главной задачей школы кураторов, как поясняют в центре проектной деятельности. Есть студенты, которые приходят к пониманию, что роль лидера не для них.

– Это тоже важный результат, – считает Юлия Карабельская. – Профессиональное самоопределение – одна из задач вуза. Если человек учится по той или иной специальности, это ещё не значит, что он определился с профессией. Школа кураторов в числе прочего даёт возможность студенту поработать с командой и понять про себя – лидер я или исполнитель, могу я управлять большим коллективом или более эффективен среди узкого круга единомышленников.

Студент, успешно отработавший один семестр в качестве куратора, получает благодарность ректора, которая в том числе имеет вес при начислении повышенной стипендии. Свидетельство об окончании школы кураторов вручается ребятам, которые занимались в ней год.

Кроме того, с 2021 года каждый выпускник Тольяттинского госуниверситета, успешно проработавший над проектами три и более семестра, получает специальное приложение к диплому – «Компетентностный профиль». В нём перечислены все проекты, над которыми трудился студент, оценки за них и статус, в каком он работал – участника или куратора. В документе указывается, какие компетенции молодой специалист при этом приобрёл и каков их уровень сформированности – от начального до продвинутого.

– Многие работодатели сегодня обращают внимание на то, есть ли у выпускника опыт работы над проектами. Это особенно актуально для IT-компаний, для крупных предприятий, в том числе для АВТОВАЗа, – замечает Олеся Никулина. – Равно как soft skills, которые в современном мире не менее важны, чем hard skills. Если человек умеет договариваться, имеет критическое мышление, способен обучаться, он перспективен для работодателя. Технологии устаревают очень быстро, а эти навыки сохраняют актуальность.

В проектной деятельности заняты все студенты Тольяттинского госуниверситета. Эта модель обучения была запущена в ТГУ в 2017 году. Погружение в сферу создания проектов происходит в первую же неделю обучения. Затем вплоть до 4-го курса студенты учатся работать в команде, доводить проекты – инновационные, технологические, социальные – до логического завершения, защищать их перед экспертами и потенциальными инвесторами. Некоторые из проектов по уровню проработанности близки к стартапам.

Просмотров: 459
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей