Стоп! Камера! Кино!
1 Ноября 2018

Вы когда-нибудь задумывались о том, как правильно смотреть кино, что такое саспенс и по какой схеме можно анализировать любой фильм? Об этом и многом другом 26 октября в ДК «Тольяттиазот» в рамках интеллектуального клуба «Химия слова» рассказал специалист по герменевтике киноязыка – Дмитрий Скворцов.

 Лекция «Как устроено кино и как его смотреть» состояла из двух частей: в первой части Дмитрий Скворцов рассказал о принципах драматургии, роли актера, ключевом слове, во второй – о герменевтике и алгоритме анализа.

Тот, кто что-то смыслит в драматургии, может перейти к следующей части. Для тех, кто хочет разобраться: в любом хорошем сценарии есть пять актов. В первом акте описывается место действия, во втором – «пиковый» момент напряжения. Далее все идет на спад: третий акт – последствия кульминации, четвертый – последующая ассоциация с апогеем, пятый – мир после кульминации, т.е. эпилог. Возьмем конкретный пример – фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». В первом акте нам показывают сам корабль, т.е. место, где будут проходить все события. Кульминация – столкновение с айсбергом. Последствия «пиковой» точки – смерть Джека. Основная ассоциация, возникающая с кораблем «Титаник» - это несчастье. И последний акт – мир после трагедии Титаника.

Еще есть один прием в кинематографе, который успешно используется – это саспенс. Саспенс – это когда персонаж не знает о реальной, грозящей ему опасности. Придумал этот термин Альфред Хичкок. Например, вам показывают картинку, где двое сидят за столиком в кафе и мирно беседуют. Вдруг неожиданно происходит взрыв, и наши герои погибают. Да, неожиданно, неприятно. Но как вы будете себя чувствовать, если вам покажут этих двоих мирных собеседников с такого ракурса, что будет видно, как под столом тикает бомба? Вы будете переживать за героев сильнее, потому что вы видите то, чего не видят они. И представьте, что еще в какой-то момент один из собеседников начинает собираться, но задерживается, чтобы еще что-то рассказать. Это и есть саспенс. Он нужен для того, чтобы создать напряжение и привлечь зрителя настолько, чтобы тот не отвлекался вообще.

Важно понимать роль актера и активную цель фильма. Актер может играть вашего «знакомого» для передачи какого-либо социального конфликта, может быть «андердогом», т.е. с помощью такого персонажа в фильме показывается социальная борьба; «потерянная душа» - человек, совершивший преступление, человек, которому нечего терять, и «идол» (чудо, тайна, авторитет) – персонаж, который остается для нас загадкой.

Также в любом кинематографическом произведении всегда есть конфликт. Нет конфликта – нет события. Если есть противоречие, то историю можно описать одним ключевым словом. Допустим, какое ключевое слово в «Звездных войнах»? Несмотря на то, что это франшиза, целая эпопея, есть все-таки одно, вокруг чего все разворачивается. А именно тот факт, что Дарт Вейдер приходится отцом Люку Скайуокеру. «Люк, я твой отец», - ключевая фраза в фильме, а «отец» - ключевое слово.

Перейдем ко второй части лекции Дмитрия Скворцова, в которой он рассказал, что такое герменевтика и дал план анализа, который подходит для любого фильма.

Герменевтика – это наука о понимании и интерпретации. Любой хороший фильм создается так, чтобы каждый зритель сделал свой вывод, интерпретировал смысл картины по-своему. А чтобы анализировать, нужно знать, как это делать. Для этого есть последовательность действий, которые упростят жизнь вашему внутреннему аналитику:

– Поиск «темного места». Нужно найти то, что является наиболее непонятным в картине.

– Активное непонимание. Важно задавать правильные вопросы, уметь доказывать свою точку зрения. В процессе, вы сможете сами ответить на свой вопрос, а если нет, то обратиться к другому источнику, чтобы разобраться окончательно.

– Изменение эмоционального фона. Это когда зрителя специально кидают в разные чувства, состояния для более внимательного просмотра. То вас резко рассмешат, то вдруг заставят плакать. Здесь может использоваться саспенс. Хорошим примером такой «эмоциональной раскачки» служит сериал «Игра престолов»: никогда не знаешь кого там убьют следующим: то ли твоего любимого персонажа, то ли другого твоего любимого персонажа.

– Пресуппозиция. Важно знать предысторию. То, что было еще до начала событий, потому что именно в предыстории могут содержаться ответы на многие вопросы зрителя.

– Индивидуальный ключ. Каждый расшифровывает смысл, который заложил автор, по-своему. И это нормально. Нужно уметь аргументировать свою точку зрения и принимать чужие.

Итого, в хорошем кино должна быть четкая композиция, непротиворечивость интерпретации и фильма, возможность разных интерпретаций, динамика, «темное место», конфликт и ключевое слово. Если все эти компоненты присутствуют, то вы вероятно столкнулись с хорошим, глубоким кино.

Текст: Олеся Коваль


Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей