Входить в класс с улыбкой. Почему молодые педагоги идут работать в школу
5 ноября 2023

Сегодня всё большую популярность набирают новые профессии: блогеры, фрилансеры, онлайн-тренеры и онлайн-консультанты, лайф-коучи и другие. И всё же остаются специальности, на которые спрос не падает: медик, юрист, экономист, учитель. Статистика Министерства науки и высшего образования России показывает, что в этом году самыми популярными направлениями подготовки у абитуриентов стали педагогика, экономика и информационные технологии. Причём педагогическое образование уже второй год подряд входит в тройку лидирующих специальностей.

Почему из всего изобилия профессий молодые люди выбирают именно педагогику? Чем привлекает выпускников школ сфера, которую много лет называли неактуальной и непрестижной? Почему они решили связать свою жизнь с педагогикой и какая она – современная школа? Об этом рассказывают молодые учителя тольяттинских школ.

Источник: freepik.com

«Лёгкость приходит с опытом»

Елизавета Степанова, учитель русского языка и литературы МБУ «Гимназия № 48 имени Героя России О. Н. Долгова», выпускница Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Работает учителем 5 лет.

– У меня никогда не было мечты стать учителем. Интерес к работе с детьми появился после нескольких смен в детском лагере в роли вожатой. Затем была учебная практика в школе. Тогда я почувствовала, что мне нравится, у меня получается, а дети заряжают своей энергией и вдохновляют двигаться вперёд. Дальше всё как в тумане, и вот я уже пять лет работаю в школе!

Первый рабочий день невозможно забыть. Мне казалось, что мы с детьми были хоть и «по разные стороны баррикад», но испытывали одинаковые чувства. Присутствовали неуверенность, волнение, интерес – огромная палитра чувств! Конечно, хотелось понравиться, произвести впечатление. На вводном занятии прорывались вопросы: «Извините, а сколько вам лет?» или «Скажите, а почему вы в школу пришли работать?». В конце рабочего дня коллеги просто посмотрели на меня, и всё поняли без слов. Наверное, вспомнили себя.

Современные дети более открыты и прямолинейны, они не боятся высказывать своё мнение, готовы к дискуссии. Не помню, чтобы я писала в сочинении то, что действительно думаю. Обычно это было то, что хотели от меня услышать. Сейчас всё по-другому.

Лёгкость приходит только с опытом. В первое время сложно всё: построить урок интересно и необычно, найти подход к условно «сложным» ученикам, взаимодействовать с родителями.

Учитель должен быть прежде всего профессионалом, обладать глубокими знаниями в своей области. Дети очень чувствуют, когда учитель «плавает» в материале. Без знаний никакой авторитет невозможен. Важными качествами учителя также являются ответственность, дисциплинированность и стремление к самосовершенствованию. Но вместе с этим в современной школе важно быть творческим, креативным, лёгким на подъём. Хорошее чувство юмора тоже приветствуется.

Если вы уже задумались о работе в школе, то стоит попробовать. Может быть, вам подсказывает сердце!


«Быть на одной волне с детьми»

Алёна Сысуева, учитель истории в МБУ «Лицей № 19», выпускница ТГУ. Работает учителем 1 месяц.

– Когда поступала в университет, не думала о том, чтобы работать учителем. Планировала стать научным сотрудником архива или музея. Но примерно со второго курса, как только начала общаться с первокурсниками в качестве куратора, я постепенно поменяла своё мнение. Первокурсники – те же школьники, примерно месяца на три, потом они взрослеют. Но с первых дней их обучения ты рассказываешь, объясняешь, становишься наставником, на которого стоит равняться. Параллельно, наверное из-за того, что была старостой, я довольно часто объясняла своим одногруппникам некоторые темы, которые были сложны кому-то для понимания. На четвёртом курсе я устроилась в школу для подготовки ребят к ОГЭ и ЕГЭ. Трое моих учеников сдали экзамены с достаточно высокими баллами, и я окончательно убедилась, что способна объяснять эффективно и просто, и могу обучать детей интереснейшей науке – истории.

Первый рабочий день выпал на 2 сентября, о чём я узнала внезапно. Поэтому времени морально подготовиться не было. У меня было пять уроков, и самый первый – у пятиклашек, которые только начинают изучать историю. Я должна была сделать так, чтобы первый в жизни ребят урок истории вдохновил и заинтересовал их. Первые минут десять прошли немного напряжённо, но затем я вспомнила свою педагогическую практику на четвёртом курсе и работу репетитором, и всё пошло как по маслу. Сейчас от волнения не осталось и следа.

Современные дети мало чем отличаются от детей моего поколения. Единственное – они стали более взрослыми и деловыми для своего возраста. Я работаю в 5–6-х классах, и многие из школьников уже способны сформировать своё мнение по поводу каких-либо вопросов и исторических событий. Кто-то очень ответственен и вовремя делает домашнее задание, кто-то корчит рожи на уроках и вертится. Все они разные, и мы с моими одноклассниками были такими же.

Лично для меня легче всего продумать урок: как его разнообразить, как интересно подать информацию, чтобы интересно было всем. Всем, конечно, не угодишь, но, к счастью, большей части детей мои уроки нравятся, и слушают они меня с удовольствием. До сих пор главной проблемой для меня остается дисциплина на уроке. Тут играет роль возраст детей. Они хотят двигаться, забирать друг у друга тетради и пеналы, особенно мальчишки. Коллеги постарше советуют повышать голос и применять санкции, но я сторонник демократического подхода. Поэтому стараюсь договориться со всеми, что получается не всегда. Приходится прибегать к «тяжёлым методам». Но ребята не обижаются!

Конечно, современный учитель должен быть на одной волне с детьми. В этом главный плюс молодых специалистов. Мы можем обсудить с детьми новые тренды из интернета и соцсетей, на их примере подать учебный материал. Но за взрослыми педагогами опыт поведения в трудных ситуациях, смекалка и авторитет, что тоже немаловажно. Конечно, со временем всем этим овладевает и молодой учитель. На мой взгляд, самое главное в педагоге – его ораторские способности. Умения, которые позволят урок по скучной теме превратить в интересный, а главное – познавательный перформанс. Конечно, это отнимает много сил, но у нас – молодых учителей – их как раз ещё достаточно!

Есть выражение «Учитель – это не профессия, а призвание». Можно закончить колледж, вуз, множество курсов, но если нет предрасположенности к работе с аудиторией, тем более аудиторией непоседливой и неподготовленной, то вы не будете чувствовать отдачи от своего труда. И ещё самое главное – не гонитесь за зарплатой. Поверьте, записочки с сердечками и конфетки, которые вам дарят дети без повода, – это дороже любых денег.


«Необходимо запастись терпением»

Алексей Кравцов, учитель физической культуры ГБОУ СОШ с. Тимофеевка, выпускник ТГУ. Работает педагогом 1 месяц.

– Честно говоря, я никогда не мечтал стать учителем и вообще не хотел быть как-то связанным с данной профессией. Но всё вышло наоборот, я решил поступить в институт физической культуры и спорта ТГУ, чтобы попробовать себя в роли учителя. Профессия привлекла меня активной работой, постоянным движением и взаимодействием с детьми различных возрастов.

Первый день перед выходом на работу был очень волнительным. Сомневался в своих силах, но после первого проведённого урока всё волнение прошло. Если говорить о сложностях, с которыми я столкнулся, то есть непонимание некоторыми родителями определённых требований к учебному процессу и сложность организации работы в больших классах.

Помимо профессиональных качеств, которые необходимо постоянно развивать, учитель должен обладать терпением, человечностью, порядочностью и объективностью. Педагог должен быть эмоционально уравновешенным, сохранять тактичность, но и не забывать о требовательности. Многие ученики и их родители хотели бы видеть как можно больше этих качеств в одном человеке. Но не стоит забывать, что учителя – такие же люди, как и все остальные.

К сожалению, наблюдаю, что очень малое количество выпускников педагогических направлений подготовки идут работать в школы. На это есть ряд определённых причин, о которых многие знают. Но если вы решили идти работать в образовательные учреждения, необходимо запастись терпением.

 

«Как такая профессия может не привлечь?»

Римма Давыдова, учитель русского языка и литературы в ЧОУ «Ковчег», выпускница ТГУ. Учителем работает 8 лет.

– В детстве любила играть в школу. Учила всех, кто под руку попадался: подруг, племянниц, маму, бабушку. С возрастом одержимость преподаванием стала пропадать, и в 11 классе при выборе профессии педагогику я даже не рассматривала. Но в середине учебного года попросили объяснить несколько тем по литературе школьникам помладше. Подготовилась, провела занятия, зацепило. Поняла, сколько же зависит от учителя! Он может сделать жизнь ребёнка интереснее, подарить ему увлечение, которое, возможно, станет делом жизни. Он открывает мир маленькому человеку. Как такая профессия может не привлечь?

Ощущение первых месяцев работы помню чётко: постоянно казалось, что знаний у меня недостаточно, что недодаёшь информацию детям. В общем, синдром самозванца во всей красе. Со временем это проходит. То есть страх проходит, ощущение недостаточности знаний по-прежнему со мной, как бы я ни углубилась в профессию. Но мне кажется, это к лучшему. Это ощущение не даёт застыть, заставляет двигаться вперёд, расширять горизонты.

Современные дети – это явление уникальное. Чисто авторитарный подход в обучении с ними не работает. У них нет страха перед преподавателем, а их уважение не каждому удаётся заслужить. Они задают вопросы, каверзные, неудобные. Но если постараться их понять, а не давить авторитетом; объяснить им смысл и пользу изучаемого предмета, да просто – честно пообщаться, то мы увидим творческих, талантливых, неравнодушных ребят. А если учитель сумеет их замотивировать, то ещё и деятельных! Кстати, многие современные дети самостоятельно и с удовольствием осваивают сложные программы, учатся рисовать, проходят курсы. Они легко изучают новое, что говорит об их сообразительности и гибком уме.

Лично мне сложнее всего даётся общение с родителями учеников. Не со всеми. С теми, кто – «мне лучше знать, как надо, делайте вот так». Тяжело объяснить что-либо человеку, который и так всё знает. Это как наполнять переполненную бочку. Остальное же: работа с ребятами, подготовка к урокам, организация праздников – чистое творчество! Не скажу, что всё это даётся легко, но даже усталость становится радостной, когда видишь плоды своей работы.

Учитель должен гореть своим делом, иначе ничему он не научит. Должен быть человеком творческим, ищущим пути и подходы, открывающим новое для себя и ребят. Вообще много чего учитель должен... Мне кажется, самая главная черта настоящего педагога в том, что в душе он по-прежнему ребёнок. Школа – не работа, школа – призвание. Если она вас позвала, и сердце откликнулось, – идите!


«В школу – только по большой любви»

Рита Дарбинян, учитель истории в МБУ «Школа № 1 имени Виктора Носова», выпускница ТГУ. Педагогом трудится три года.

– Когда заканчивала школу, точно знала, что обязательно вернусь туда уже в роли учителя. Во-первых, меня вдохновил мой преподаватель истории, у которого я обучалась с пятого по девятый класс. Её подача предмета меня вдохновила, я поняла, что тоже хочу преподавать и видеть горящие глаза детей. Мне кажется, это прекрасно, когда ты можешь заинтересовать ребёнка, завлечь его, чтобы он задался вопросом «А что было дальше?». Также мне всегда хотелось помогать детям в реализации их желаний и стремлений.

Мой первый день в школе был очень волнительным, ведь я недавно закончила институт и сразу пошла работать в образовательное учреждение. Причём пошла я в ту же школу, которую сама закончила. Думала, как меня воспримут дети, как меня воспримут коллеги, у которых я сама училась. Помню, что на первых уроках, которые вела, даже путала слова! Но в целом всё было очень хорошо, меня добродушно встретили как дети, так и коллеги.

Впечатления о современных детях у меня положительные. Конечно, они другие, это нормально, это хорошо. Они не боятся говорить, что думают. Они открыты ко всему новому, они очень отзывчивые. С ними сейчас нужно больше говорить и уметь их слушать. Конечно, у нас было своё детство. На мой взгляд, мы были более зажатыми и стеснительными.

Мне всё даётся легко. Я люблю свою работу, люблю детей. Я прихожу в класс и вижу, что, когда я улыбаюсь им, они улыбаются в ответ. И я думаю: «Как же это прекрасно!», как бы банально это ни звучало. Сложности возникают только с какими-то бумажками и отчётами, с которыми сталкиваешься ежедневно. Сложности с родителями, которые не всегда могут оценить работу педагога по достоинству.

На мой взгляд, современный учитель должен быть открыт всему новому, должен быть очень близок к детям. Он должен вдохновлять детей, говорить с ними и уметь слушать их. И учитель по возможности должен приходить на урок с улыбкой. Это очень важно.

Мои будущие коллеги, которые думают, идти или не идти в педагогику, мой совет – идите. Попробуйте себя! Скорее всего, узнаете много нового и интересного, сможете зажечь огонь знаний в сердцах детей. Если вы чувствуете, что хотите кого-то вдохновлять и заряжать, обязательно нужно идти в школу. Занимайтесь тем, что вам нравится и что вы любите, потому что работать в школе можно только по большой любви!

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 23 (912) от 11.10.2023 г.

Подготовила Владислава Каленская, студентка ТГУ

Просмотров: 1983
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей