Время, назад! В Тольятти открылись выставки к 25-летию памятника Василию Татищеву
8 сентября 2023

Одному из главных современных символов Тольятти исполняется 25 лет. 2 сентября 1998 года на берегу Жигулёвского моря недалеко от затопленного Ставрополя был открыт памятник его основателю Василию Татищеву. До сих пор он остаётся редким для России монументом – по масштабу и композиции. Специально для Тольятти прославленный скульптор Александр Рукавишников взялся выполнить работу, которую прежде не делал.

Фото: Елена Супонькина

Этому историческому событию – возведению в Тольятти памятника Татищеву – посвящена экспозиция «Как это было» (0+), открывшаяся в Музее актуального реализма (МАР). Она встречает посетителей в первом же выставочном пространстве, заманивая в увлекательное путешествие во времени – через грохочущие 1990-е в переломный для России XVIII век, когда на карте страны появилась небольшая крепость под названием Ставрополь, чтобы затем перенести в 16-е столетие. С эпохой меняется страна, люди, пейзажи, представленные в многозальном пространстве второй выставки «Трансформация после Брейгелей» (0+). Обе экспозиции, открытые в один день, объединяет имя творца – скульптора Александра Рукавишникова.

– Александр Иулианович – наш огромный друг, человек, который сыграл большую роль в становлении музея. Это человек разностороннего таланта, который работает и в монументальной скульптуре, и в скульптуре малых форм, занимается живописью и графикой, – рассказала на открытии выставок директор Музея актуального реализма Ирина Яновская. – В собрании нашего музея восемь работ Рукавишникова. Нам удалось познакомиться с мастером ещё в 1996 году и вместе реализовать грандиозный проект для нашего города и для того времени – возведение памятника Татищеву.

25-летняя годовщина тольяттинского монумента стала поводом для того, чтобы не только напомнить историю его создания, но и показать тольяттинцам небольшие скульптурные композиции Рукавишникова. Притом особые, прежде не выставлявшиеся.

Фото: Елена Супонькина

Татищев в фотографиях

На выставке «Как это было» представлено около 70 фотографий, запечатлевших разные этапы процесса создания и возведения памятника, участников этого проекта. Среди них – Сергей Жилкин, мэр Тольятти тех лет, впоследствии первый ректор Тольяттинского госуниверситета. Его имя носит сегодня благотворительный фонд «Духовное наследие», основанный в 1996 году для сбора пожертвований на строительство памятника.

– Это был грандиозный проект, имевший большое социокультурное значение. Примерно как сегодня проект по восстановлению стелы «Радость труда» (реализуется командой ТГУ по заказу тольяттинской администрации. – Прим. авт.), который показывает, что наш город жив, что у него есть большие творческие силы и гражданское общество, способное объединиться для достижения общих целей, – пояснила Ирина Яновская.

Деньги на создание памятника поступали от крупных предприятий, частных компаний, горожан – участие в проекте приняли сотни благотворителей. Высота памятника Татищеву вместе с постаментом – 21,5 м. На момент его создания монументальных конных скульптур в России было всего около 10, пояснили в музее. Такой высоты, как тольяттинский памятник, – ни одного.

Сегодня в стране насчитывается 25 конных монументов. Авторами трёх из них является Александр Рукавишников. Однако именно памятник Татищеву стал первой конной статуей мастера.

– Конная скульптура представляет собой сложную композицию. Её сложность в том, что две фигуры должны находиться в едином существовании, я бы сказал, в танце, – экспертно заметил известный тольяттинский художник и дизайнер Николай Кузнецов. – Редкие российские города имеют подобные скульптуры. Памятник Татищеву – это настоящий подарок Тольятти, ставший со временем его символом.

Фотоисторию о том, как появился памятник Татищеву, МАР обещает дополнить рассказами участников тех событий. И в первую очередь – Виталия Вавилина, который вместе с Сергеем Жилкиным инициировал проект и добился согласия Рукавишникова стать автором скульптуры. Творческая встреча запланирована на сентябрь, точную дату музей объявит чуть позже.

Фото: Елена Супонькина

Брейгели в бронзе

На создание памятника Татищеву у мастера ушло 2 года. Реализация проекта, посвящённого творчеству нидерландских художников Брейгелей, заняла 10 лет. Александр Рукавишников воплотил в жизнь идею воссоздания в объёме изображения персонажей картин Питера Брейгеля Старшего и двух его сыновей, Питера и Яна.

Выставку «Трансформация после Брейгелей» составляют 34 бронзовые скульптуры. Одновременно в пространстве музея размещены копии 13 картин художников, с которых «сошли» герои скульптур. Так что зритель оказывается вовлечён в занимательный квест – отыскать конкретных персонажей среди десятков фигурок на холсте. Иногда это становится непростой задачей, решив которую, приятно перейти на новый уровень удовольствия – рассмотреть героев во всех нюансах и со всех сторон.

По словам самого мастера, перевезти скульптуры проекта из Москвы в Тольятти – всё равно что вывезти на гастроли целый театр. Мало того что это проект многофигурный, бронзовые скульптуры ещё и довольно тяжёлые, одна из них и вовсе весит около 100 кг. До сих пор герои Брейгелей обитали в мастерской скульптора «Рукав» и не были представлены широкой публике. Выставка в Тольятти стала первым выходом объёмных фламандцев в свет.

– Выставка очень необычная, креативная, в ней используется современный подход – соединение несоединяемого. Для Тольятти это ново. Музей актуального реализма сделал всё весело, с выдумкой, при том что работа по организации выставки проделана титаническая, – поделился мнением профессор ТГУ искусствовед Сергей Быков. – Александр Рукавишников – гений нашего времени, очень плодовитый и очень успешный. На выставке представлены замечательные его вещи, которые погружают нас в мир Средневековья. По Брейгелям мы можем распознавать культуру той эпохи с её сезонными праздниками и забавами. Бронза, из которой отлиты скульптуры, – мягкий и податливый металл. Его пластичность сродни человеческому телу, поэтому бронзовая скульптура способна так точно передавать детали.

В рамках выставки «Трансформация после Брейгелей» музей планирует большую культурно-просветительскую программу для взрослых и детей. В том числе лекции о творчестве династии Брейгелей и скульптора Рукавишникова, мастер-классы по различным методам визуализации, арт-игры и викторины.

Выставки продлятся до 21 октября 2023 года.

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 18 (907) от 30.08.2023 г.

Просмотров: 913
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей