Индустриальный Тольятти на музейном бульваре. При участии ТГУ реализуется историко-культурный проект

В Центральном районе Тольятти может появиться новая локация для культурных променадов – музейный бульвар. Такое неофициальное название получила территория вдоль Тольяттинского краеведческого музея. Возможность преобразить 200 метров городского пространства подарил благотворительный фонд Владимира Потанина. Он предоставил 300 тысяч рублей победительнице грантового конкурса – заведующей отделом развития и информационных технологий краеведческого музея Татьяне Ткаченко. Свой выигрыш она решила потратить на социально-значимый проект.

Летом 2021 года Татьяна Ткаченко обратилась в центр урбанистики и стратегического развития территорий Тольяттинского государственного университета (ТГУ) с просьбой разработать проект благоустройства прилегающей к музею площадки. Она должна стать такой, чтобы находящимся недалеко от музея людям сразу же захотелось посетить его. Важным пунктом техзадания была тема. По желанию заказчика, обновлённое пространство должно рассказывать индустриальную историю Тольятти. За подготовку нужного краеведческому музею документа взялись два специалиста: директор центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ Мария Степанова и её коллега, архитектор Иван Кузнецов. Они действовали в условиях финансовых ограничений, поскольку в дальнейшем на реализацию задуманного средства планируется получать из областного бюджета по проекту «СОдействие».

– У нас было достаточно много вариантов, много работ с образами относительно индустриальной истории. Но важно то, что в какой-то момент выяснилось, что для подачи заявки на [губернаторский проект] «СОдействие» необходимо ограничиться – 10 миллионов [рублей] в конечной реализации. Поэтому у нас отмелось очень много элементов из дизайн-проекта по причине того, что мы просто не укладывались в 10 миллионов.

Обсудив несколько вариантов преображения двухсотметрового участка бульвара Ленина, архитекторы и сотрудники музея пришли к решению, которое, на их взгляд, стало оптимальным.

– В конечном итоге у нас осталось центральное место около главного входа в музей, которое представлено картой Тольятти, состоящей из трёх районов стилизованных, где видны лес, Волга. Цветовое решение сейчас уточняется.

Было много образов плотины, которые мы по-разному обыгрывали. В конечном итоге мы оставили стенды, которые имитируют элементы плотины. На них располагается информация о музее, об экспозиции – краеведческий музей будет решать, что там должно быть расположено. Такие же стенды расположены рядом со скульптурной композицией.

Ещё есть два арт-объекта. Они в некотором смысле используют логотип музея, но не являются его копией или 3D-версией. Просто определённым образом используют и трансформируют идею логотипа. Они являются встречающими [элементами] как с одной стороны – со стороны улицы Баныкина, так и с другой – когда мы идём от художественного музея. Арт-объекты показывают нам, что мы вступаем на территорию краеведческого музея.

Эти буквы – TLT Музей – выполнены из металла, с подсветкой, с антивандальным прозрачным пластиком. Предполагается, что они будут достаточно высокими, то есть с ними можно [будет] фотографироваться, они «встречают» посетителя. Они достаточно высоки и для того, чтобы их можно было увидеть со стороны дороги и заинтересоваться: «А что же там?»

Индустриальная история Тольятти немыслима без трёх предприятий, которые символизирует скульптурная композиция, установленная около краеведческого музея. Она появилась в 1983 году и включает в себя несколько элементов: механизм, обеспечивающий вращение печи, изготовленный на предприятии «Волгоцеммаш»; ковш экскаватора, с которого началось строительство Волжского автозавода, и 18-тонная лопасть турбины Волжской гидроэлектростанции. Как поступить с этими промэкспонатами, разработчики дизайн-проекта решали вместе с автором скульптурной композиции Владимиром Никитиным.

– Скульптурную композицию мы сохраняем. Мы её дополняем элементами, похожими на те, что планировал сам Владимир Семёнович Никитин. Эти элементы – части плотины – мы располагаем слева и справа от скульптурной композиции, мы их немного стилизовали.

У музея была идея покрасить саму скульптурную композицию в яркий цвет. Владимир Семёнович был очень против. В общем-то, мы тоже не особо видели какой-то яркий цвет. Мы предлагали скульптурную композицию полностью очистить от серебряной краски, которая сейчас на ней, и просто покрыть её защитным материалом, не давая ржаветь, чтобы она была в своём естественном виде, без краски. Это мы с Владимиром Семёновичем согласовали, так и планируем сделать в рамках проекта.

В рамках работы над дизайн-проектом, предполагающим создание музейного бульвара, во «ВКонтакте» проводили опрос. Горожан спрашивали, каких изменений они ждут на территории, прилегающей к краеведческому музею. И люди сказали, что им не хватает зелени. Это пожелание было услышано. В документации, подготовленной специалистами ТГУ, речь идёт о посадке сирени, черёмухи, пузыреплодника и тамарикса. Кроме того, на бульваре планируется установить вазоны в виде шаровых резервуаров, которые видели все, кто проезжал мимо завода «Тольяттикаучук». В целом идеи архитекторов и сотрудников музея понравились городскому сообществу. Своё мнение люди могли выразить 21 апреля в ходе презентации дизайн-проекта в культурно-досуговом центре «Буревестник». Однако этого недостаточно для того, чтобы всё задуманное воплотилось в жизнь. Необходимо 11 миллионов рублей. Десять из них музей планирует получить из областного бюджета, приняв участие в конкурсе «СОдействие». Ещё 200 тысяч рублей может добавить городская власть из муниципальной казны, а 800 тысяч рублей нужно найти. Как правило, благоустраивать территорию Тольятти в рамках проекта «СОдействие» помогают предприятия. Не исключено, что так произойдёт и в этот раз. И тогда уже в 2023 году тольяттинцы прогуляются по обновлённому бульвару.

Индустриальный Тольятти на музейном бульваре. При участии ТГУ реализуется историко-культурный проект
Мария Степанова – о финансовых ограничениях
Мария Степанова – об итоговой концепции проекта
Мария Степанова – о сохранении скульптурной композиции
Просмотров: 390
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей