Искусство офлайн без графоманства. В Тольятти открывается выставка, созданная по мотивам учебника XVII века

24 сентября Музей актуального реализма представит посетителям около 150 работ российских художников. Графика, живопись, фотографии поведут зрителя к оценке современных явлений, но парадокс в том, что основой для появления экспонируемых произведений стала книга, написанная в 1658 году. И предназначалась она исключительно для детей. Однако двенадцать лет назад вице-президент Российской академии художеств Константин Худяков придумал проект, который каждые два года заставляет СМИ говорить о труде трёхсотлетней давности, но при этом проект интересен людям, давно вышедшим из школьного возраста. В частности выставка, которая откроется в Автозаводском районе Тольятти 24 сентября, предназначена для людей старше 16 лет. Это объясняется наличием острых тем, затронутых художниками. Впрочем, наряду со сложными актуальными моментами, которые отразили в своих работах мастера, посетители встретят более лёгкие по содержанию произведения. Они не заставляют погружаться в длительные раздумья и всё же не уводят от отражения жизни. «Кто хотел бы узнать, что такое самый продолжительный поцелуй? – Приходите на выставку», – призвал студентов Тольяттинского государственного университета (ТГУ) один из участников выставки «Красные ворота / Против течения», художник Николай Кузнецов. Вместе с директором Музея актуального реализма Ириной Яновской они рассказали, почему относят предстоящую выставку к «высокому стилю» и для чего налаживать контакт с изобразительным искусством.

– Некоторые наши слушатели, наверняка, уже слышали о проекте «Красные ворота / Против течения», потому что если я правильно понимаю, в этом году ему исполняется десять лет. Но это не значит, что каждый раз посетителям выставки предлагают смотреть на одно и то же. Ирина Борисовна, напомните, пожалуйста, об особенностях проекта, в котором музей актуального реализма традиционно принимает участие.

Ирина Яновская: Проекту двенадцать лет. Десять лет наш музей является партнёром проекта, мы подключились почти в самом начале, но всё-таки не сразу. В шестой раз мы в Тольятти принимаем эту выставку, а вообще выставка «Красные ворота / Против течения» проходит в седьмой раз.

Ещё уточнение: да, многие художники из Приволжского федерального округа, но есть и московские художники, есть приглашённые из других регионов страны. В этом году приглашены из Ставропольского края и Краснодарского края.

Важно, что «Красные ворота / Против течения» – это именно конкурсный проект. Не все могут поучаствовать. Сотни художников подавали заявки на конкурс, и солидный экспертный совет отбирал лучшие работы, которые и вошли в передвижную выставку.

Действительно, многие тольяттинцы уже знают этот проект, ведь начиналось всё очень давно – в 2012 году. Тогда нам, прямо говоря, негде было показать такую большую выставку. Не было зала, где мы бы могли повесить 150 работ. Но нам всегда помогали разные городские организации, в том числе очень помог Тольяттинский госуниверситет (ТГУ), за что ему большое спасибо, мы всегда это помним. В ТГУ мы делали вставку дважды. Если бы не помощь университета, нам было бы сложно, потому что в те годы Музей актуального реализма занимал площадь всего в 165 квадратных метров. Поэтому многие студенты ТГУ, аспиранты, педагоги должны помнить, как мы в 2016 и 2018 годах выставлялись в [корпусе] в Новом городе и в главном корпусе в Центральном районе.

– Сейчас на Юбилейной, 25 у вас 1200 квадратных метров, насколько я знаю.

И. Я.: Да, на Юбилейной, 25 мы уже третий год. В 2020 году «Красные ворота / Против течения» была почти первой выставкой, которую мы провели в новом помещении.

Сам проект рассчитан на двадцать лет. Каждые два года не просто проходит выставка, а ещё издаётся толстый том энциклопедии, приуроченный к каждому двухлетнему этапу проекта. В энциклопедию попадает ещё больше работ, чем в передвижную часть выставки, – порядка 500–600 работ. Не все музеи могут принять такую обширную выставку, [поэтому для передвижной части отбирается] 150 работ. В энциклопедиях отражено, как современные художники видят объекты, вещи и явления, как раскрывают темы из списка, актуальные и в XVI веке и в последующих веках, вплоть до нашего времени. Это возможность посмотреть на мир глазами современного художника. И этот взгляд останется в веках. Открыв потом эту энциклопедию, любой сможет увидеть, как понимали мир те, кто отразили его в своих произведениях, как понимали свою эпоху.

– Про список тем и способы их раскрытия мы ещё обязательно поговорим. Сейчас хочу спросить про горизонт планирования – почему выставка рассчитана именно на двадцать лет?

И. Я.: Этот проект был задуман вице-президентом Российской академией художеств Константином Васильевичем Худяковым. Пятнадцать-двадцать лет назад он случайно познакомился с трудом просветителя Яна Амоса Коменского, который жил в XVII веке. Он создал труд «Мир чувственных вещей в картинках». Прочитав его, Константин Васильевич задумал воплотить этот проект на современном материале. Когда он посчитал, сколько тем нужно раскрыть, получилось, что удобнее всего разбить эти темы на двадцать лет, по десять тем на каждые два года.

– Выставка «Красные ворота / Против течения» позиционируется как «академическая». Это должно навести потенциальных посетителей на мысль о том, что они увидят исключительно понятные произведения, которые не вызовут вопросов?

И. Я: Нет, это не так. Сам термин «академическая» говорит о том, что выставка проходит под эгидой Российской академии художеств. Она является одним из учредителей проекта (наряду с Творческим союзом художников России). Глава академии Зураб Церетели является и участником проекта (в качестве художника; две его работы можно будет увидеть в Музее актуального реализма), и в то же время он патрон этого проекта.

Хотя выставка и имеет в названии слово «академическая», это не значит, что на ней представлено только академическое искусство. Вообще, понятие «академическое искусство» сегодня совсем не то же самое, каким было в XIX веке. Это не значит, что представлено будет, например, только реалистическое направление, не обязательно это классическое искусство в традициях XIX века (хотя многие художники сегодня работают в этих традициях). На нашей выставке не провозглашается какой-то один стиль или одно направление.

– Получается, выставка «Красные ворота / Против течения» отражает всё многообразие искусства? Что на ней можно будет увидеть? Академическое искусство и, может быть, современное?

И. Я.: Когда говорят: «А что такое современное искусство?», нужно понимать, что это вопрос дискуссионный. Есть точка зрения, что все художники, которые творят сегодня, – наши современники, и поэтому творят современное искусство, независимо от манеры и стилистики. Есть другое понимание термина – в противовес традиционному, классическому, реалистическому и другим видам искусства, которые были характерны для начала XX века. Сегодня можно писать в этой манере, но это уже не будет считаться современным искусством. Трактовок может быть очень много.

Я думаю, что современное искусство – это всё многообразие творчества современных художников, которые и придерживаются традиций, и опровергают их, и развивают. Стоя перед каждым произведением, можно сказать, к какому направлению оно относится: остроактуальное оно, современное во всех отношениях, или же это повторение пройденного. Невозможно, не видя конкретного произведения, охарактеризовать его как современное или нет. Думаю, что этот вопрос важен, в первую очередь, для зрителя.

– Поэтому нужно обязательно приходить на выставку и отвечать на этот вопрос для себя.

И. Я.: Верно.

– В этом году выставка «Красные ворота / Против течения» приедет в Тольятти уже в шестой раз. Обычно маршрут картин традиционный: «художественный караван» начинает движение из Саратова (где в 2008 году и родилась выставка), следующая остановка – Тольятти, затем Саранск, Казань и Москва, где состоится торжественное закрытие выставки. Какие работы увидят посетители в различных городах, решает экспертный совет. Ирина Борисовна, какими критериями руководствуется отборочная комиссия?

И. Я.: Всё, что вы сказали, было верно для всех предшествующих лет. В этом году маршрут немного изменился. Это связано и с последствиями пандемии, и с другими организационными моментами. В этом году маршрут выставки начинается в Москве. Не заканчивается, а именно начинается. В июле прошла итоговая выставка в столице, потом она переехала в Саратов, затем приехала к нам в Тольятти, а затем отправится в Саранск и в Казань.

Критерии? Я не член жюри, хотя несколько лет была членом экспертного совета и могу об этом судить, но в основном этой работой занимается учредитель Музея актуального реализма Виталий Владимирович Вавилин, который вживую в экспертном совете в Москве участвует в голосовании. По-моему, члены экспертного совета не объясняют критериев определения лауреатов. Они знатоки искусства, могут не объяснять нам, почему выбрали ту или иную работу.

Но в этом году к нам на выставку приедут наши коллеги. В частности – куратор проекта Светлана Андреевна Кузнецова, которую непосредственно 24 сентября можно будет спросить, указывая на ту или иную работу, на каком основании жюри выбрало именно её.

– В передвижной выставке задействованы работы 23 авторов из Самарской области. Их произведения будут экспонироваться в Автозаводском районе в Музее актуального реализма. Посетители смогут оценить и картины мастеров, работающих в Тольяттинском госуниверситете, в частности специалиста по монументальной живописи центра мозаики ТГУ Евгении Зуевой, а также профессоров института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ Сергея Никитовича и Веры Ивановны Кондулуковых. Ирина Борисовна, правильно ли я понимаю, что Евгения – дебютант «Красных ворот», а чета Кондулуковых, напротив, ветераны?

И. Я.: Чета Кондулуковых, действительно, много раз участвовала в «Красных воротах», но и Евгения тоже не впервые участвует, в прошлом конкурсе она уже принимала участие.

– Мне кажется, Евгения Зуева больше известна в России своей росписью керамики, нежели произведениями на холсте. Однако на выставке «Красные ворота / Против течения» должны быть представлены всё-таки картины. Ирина Борисовна, какие темы затронула Евгения в тех работах, которые будут доступны посетителям с 24 сентября?

И. Я.: На выставке необязательно присутствуют только картины. В конкурсе могут участвовать любые произведения искусства, в том числе и скульптуры, даже декоративно-прикладное искусство, если оно отвечает теме конкурса. Если на тарелке, блюде или другом керамическом изделии отражается одна из десяти заданных тем, то это произведение может принять участие. Даже видео-арт, фотография, цифровое искусство могут претендовать на победу.

Но на этот раз Евгения действительно представляет картину очень большого формата. Кто придёт, тот увидит, она очень интересная. Не буду раскрывать сюжет.

– То есть, 24 сентября в Музей актуального реализма можно будет увидеть не только картины?

И. Я.: И видео-арт увидят, и фотографии, и цифровое искусство.

– Свой вклад в общее количество работ внесли и Сергей и Вера Кондулуковы. Весной этого года в ТГУ прошла выставка, организованная по результатам их поездок в Краснодарский край и Крым. В основном это были черноморские пейзажи. А какие произведения заслуженных художников России одобрил для размещения в Музее актуального реализма экспертный совет проекта «Красные ворота / Против течения»?

И. Я.: Я видела обе их работы. Одна из них – натюрморт, очень красивый и позитивный. Не знаю, к какой из заявленных тем его отнёс Сергей Никитович, наверное, к теме «Праздник». А от Веры Ивановны на выставке будет такой туманный пейзаж. Обе работы выполнены в классической, в традиционной, скажем так, манере.

– Как мы уже говорили ранее, чтобы творчество художника дошло до широкой публики в рамках «Красных ворот», оно должно соответствовать одной из десяти тематик выставки: «Предсказание», «Завещание и послание», «Книгопечатание», «Игра случая», «Смерть», «Сцена», «Фокусы и миражи», «Праздник», «Дурные привычки», «Апокалипсис».

И. Я.: Всё верно, но эти десять тем объявлены только на данном этапе конкурса. Каждые два года объявляется свой набор тем, в этот раз на двухлетний период объявлены эти темы. До этого были другие.

– Почему в качестве творческого вызова для художников выбраны именно эти направления?

И. Я.: Они выбираются по жребию. Я уже сказала, что Ян Амос Коменский был педагогом и решил написать детский учебник. Он понял, что нужно не просто что-то рассказывать и показывать детям, а нужно издать книгу, где каждое явление, вещь и даже событие будет, во-первых, нарисовано (и он сделал эти рисунки), во-вторых, коротко описано в бытовом ключе. Чтобы ребёнок, который, разглядывая сюжеты на рисунках, читая на двух языках описание этих предметов и явлений, таким образом познавал мир. Потом он будет находить это в реальной действительности. У Коменского было «раскрыто» порядка ста объектов, когда он закончил свой труд. Были там и темы, которые мы с вами сейчас перечислили. Книга оказалась очень популярной, многократно переиздавалась буквально во всех странах Западной Европы, даже в Советском Союзе дважды издавалась (в конце 1930 года и в 1953 году). Книга «Мир чувственных вещей в картинках» сейчас доступна и в интернете, её можно посмотреть.

Когда Константин Васильевич Худяков ознакомился с этим трудом, то решил эти же самые объекты и явления дать художникам в качестве тем для их произведений, чтобы посмотреть, как современные художники раскрывают мир чувственных вещей в картинках. Тем было много, их, грубо говоря, написали на бумажках, опустили в барабан и каждые два года вытаскивают. Всё это происходит в Российской академии художеств, при комиссии. Темы доводят до художников на сайте проекта, и художники в течение двух лет над ними работают. Потому проект и длится двадцать лет – количество тем соответствует этим годам.

– Тематика, которую я перечислил, полагаю, может отпугнуть посетителей. Действительно ли картины лауреатов настолько мрачные?

И. Я.: Почему же? Не все темы мрачные, есть и очень приятные, «Игра случая», например, или «Предсказание».

– Но всё-таки негативная коннотация присутствует: «Завещание», «Апокалипсис», «Смерть»...

И. Я.: Жизнь есть жизнь. Если мы с вами будем думать, что искусство должно отражать только всё миленькое, красивое и симпатичное, то мы должны будем говорить не об искусстве, а о картинках, которые украшают наш быт. Они тоже имеют право на существование, но это немного другой уровень.

Я для себя определяю три градации. Есть люди, которые любят классику. Они с удовольствием будут смотреть на картины Репина, Серова и так далее. Это классика, это круто, остальное мрачно или слишком жёстко. Вторые любят всё красивое – так называемое салонное искусство, то, что продаётся для украшения интерьера. Имеет ли такое искусство право на существование? Конечно имеет. Почему бы нам не украшать свои квартиры прекрасными пейзажами? Но никто не ждёт [от такого искусства] открытий и таких тем, как «Завещание» или тем более «Смерть».

А есть искусство, которое отражает проблемы, актуальные моменты нашей жизни, заставляет задуматься. Это искусство не всегда красивое, благостное, необязательно приятное глазу. Как и кино, ведь не всё кино – это мюзиклы и любовные истории, есть и триллеры, трагедии. В театре то же самое. И в изобразительном искусстве жизнь отражается такой, какая она есть. Смерть – это часть жизни. Почему искусство не должно её отражать? Кстати, если вспомнить Рембрандта, Микеланджело, Рафаэля и других, – они рисовали смерть, гибель Христа на кресте, например. Это вечные сюжеты, они были всегда и, думаю, будут всегда в изобразительном искусстве.

– К вопросу о том, что искусство должно отражать. Ирина Борисовна, в одном из предыдущих интервью вы сказали, что в картинах всегда отражено то, каким мы видим наш мир, а художник является передатчиком, отражателем общественных взглядов. Ирина Борисовна, Николай Иванович, каким отражают наш мир в своих картинах авторы работ выставки «Красные ворота»?

Николай Кузнецов: Насчёт именно «отражения» в чистом виде я бы засомневался. Здесь уже давали определение, что такое современное искусство. Я думаю, современное искусство – это искусство, говорящее другим языком, которое поднимает другие темы и по-своему их раскрывает. Темы вечные, они все описаны в Библии, но наш язык меняется, меняется образное восприятие мира, и именно это должен передать художник. Сказать, заявить, сформулировать, поставить вопрос или предложить ответ.

Уже говорили, что есть салонное искусство, интерьерное. Выставочное – музейный уровень. Здесь должна присутствовать определённая степень эпичности. Мы часто говорим – «высокий стиль». Но он же не в манере, а в содержании, в мысли.

Вот вы говорите, что темы мрачные. Это не совсем так. Например, кто хотел бы узнать, что такое самый продолжительный поцелуй, – приходите на выставку и узнаете.

И. Я.: Я думаю, что мир многообразен, и это многообразие находит отражение в современном искусстве. Чем более острой и актуальной является тема, тем [это отражение] острее. Я уже говорила, что это может быть неприятно глазу, но мы не можем не обращать внимания на сегодняшнюю ситуацию социальную, международную ситуацию, например. Искусство на это тоже отвечает определённым образом.

Н. К.: Поскольку это изобразительное искусство, здесь даже самая неприятная тема должна выражаться профессиональным художественным, современным языком.

Зачем идти на эту выставку зрителю, в частности студенту? Чтобы именно вживую, офлайн воспринимать эту эстетику современного искусства. Чтобы подойти к картине близко, увидеть, как художник движением кисти передаёт эмоцию, энергетику содержания.

И. Я.: То, что говорит Николай Иванович, – очень важно, но уже для подготовленного зрителя, который, видя мазок, линию или светотень, понимает, как работал художник. Такие зрители у нас, безусловно, есть, мы их видим и знаем, они задают соответствующие вопросы, дают соответствующие оценки.

Есть зрители, которым нужно объяснить, показать. Для этого и существуют музеи. Для этого есть специалисты, экскурсоводы. Более того, последние дни мы активно создаём короткие рассказы для каждой темы, заявленной для выставки. В этих рассказах мы говорим, как тема раскрывалась в мировом изобразительном искусстве, какие авторы создали наиболее известные произведения на каждую из этих тем. Эти рассказы будут в аудиоформате, мы сделаем QR-коды, при наведении на них телефона каждый сможет этот рассказ прослушать, прежде чем непосредственно смотреть картины. Это очень поможет тем, кто не слишком искушён и кому сложно разобраться. Ну и всегда можно обратиться к сотруднику в зале.

Н. К.: Поскольку мы сейчас на радио ТГУ и вещаем, наверное, в основном для студентов, скажу следующее. Выставка и вообще вся работа музея направлена на то, чтобы воспитать вкус тех, кто ещё не подготовлен к восприятию. Студент должен быть разносторонне развит, должен знать и музыку, и балет, и изобразительное искусство. Должен разбираться на хорошем уровне.

Приведу пример. В нашем художественном музее, в салоне, где продают работы, мы встретились с одной очень образованной дамой. Она выбирала картину для интерьера. Но для интерьера работа должна быть выполнена профессионально, а в салоне есть работы на уровне кича. Но ей нравится именно такой формат. Я взялся объяснять, что то, что она выбрала, – не очень. Я привёл такое сравнение: мы же часто говорим, что в поэзии есть графомания. В живописи то же самое: есть профессиональнее работы, которые годятся для дома или офиса, а есть работы графоманские. И дама отвечает, что ей всё-таки это нравится, и спрашивает, что же ей делать...

И. Я.: Ответ – ходить на выставки.

Н. К.: Правильно. Нужна насмотренность. В музыке нужно много слушать, чтобы разбираться.

– Как и в литературе нужно много читать, чтобы понимать.

Н. К.: Музей – это та точка, где и происходит процесс насмотренности.

– Ирина Борисовна, Николай Иванович, есть ли среди картин «Красных ворот» ваши любимчики?

Н. К.: На выставке много хороших художников, я не хочу выделять, обижать... Это уникальная выставка международного уровня. Прямо к нам в дом, в Тольятти это пришло! Надо идти и смотреть!

Статус этой выставки настолько высокий... Руководитель проекта Константин Васильевич Худяков – вице-президент Российской академии художеств – очень ориентирован на молодёжь, очень заинтересован в развитии изобразительного искусства. Энциклопедия, которая выпускается по итогам выставки – это не традиционный каталог, когда просто картинки и картинки. В энциклопедии аналитика, ссылки на исторические факты. Кроме лауреатов этой выставки, там есть шорт-лист, показаны даже те, кто не стал лауреатами, но их увидели, их показали.

И. Я.: Кстати, эти энциклопедии доступны всем в нашем Музее актуального реализма, все выпуски за все годы. Они всегда стоят в зале в открытом доступе, и любой человек может сидеть и часами разглядывать эти толстые тома.

Добавлю, что в 2012 году, на самой первой выставке «Красные ворота», учредитель нашего музея Виталий Владимирович Вавилин познакомился с некоторыми начинающими художниками, чьи работы были представлены на выставке. Он завязал с ними отношения и не только приобрёл их работы (сразу выделил их, когда художники ещё были молодыми), но и потом сохранил эти отношения с авторами работ.

Позже мы привозили выставки некоторых этих художников в Тольятти. Буквально в прошлом году у нас была огромная персональная выставка молодой художницы из Ижевска Евгении Мальцевой. Она участвовала в выставке «Красные ворота / Против течения» с первого года жизни проекта и продолжает участвовать каждый год.

Знаковых художников очень много, а кто-то благодаря этому проекту продвинулся.

Н. К.: Кстати, «Красные ворота» могут стать стартовой площадкой для выпускников института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ. Здесь критерии и экспертиза самые высокие, надо участвовать, готовиться и выходить на этот уровень. Ограничений нет, студент тоже может участвовать.

– Если я не ошибаюсь, по результатам выставки в Тольятти художников будут поощрять?

И. Я.: Да, все участники, лауреаты от Самарской области, все 23 человека будут награждены дипломами, а Веру Ивановну и Сергея Никитовича Кондулуковых мы наградим медалями Российской академии художеств за заслуги перед изобразительным искусством. Уже очень долгое время они являются признанными художниками и в Самарской области, и в России.

– Каким требованиям должны отвечать произведения, авторы которых будут награждены?

И. Я.: Это решает экспертный совет конкурса, у произведения искусства нет чёткого набора критериев. Критерии, которым должно отвечать конкурсное произведение искусства, – это соответствие теме, новизна, оригинальность, художественные решения. Николай Иванович, вы неоднократный участник конкурса, скажите, расписаны ли где-то критерии.

Н. К.: Очень хороший вопрос. Всё решают эксперты. Мой товарищ, однокурсник Сергей Воржев, придумал формулу хорошего рисунка. Что такое хороший рисунок? Просто эффектный рисунок, а уже потом мы смотрим, за счёт чего он эффектный: за счёт композиции, техники, передачи объёма, перспективы и так далее. Мы ведь смотрим на работу и сразу её считываем, она нравится нам или не нравится буквально в доли секунды. Уже потом мы разбираемся, почему она нам понравилась, смотрим название, имя автора... Работа должна тронуть, чем-то заинтересовать.

И. Я.: Совершенно верно Николай Иванович объяснил, но, мне кажется, это больше взгляд зрителя. Профессионал смотрит совершенно по-другому, и все эти эффекты, которые на зрителя работают, могут не сработать на профессионала. На конкурсе «Красные ворота» очень большое количество членов жюри, они каждую работу оценивают баллами. Коллегия солидная и обширная, мнение одного человека [не играет решающей роли], поэтому объективизм здесь всё-таки есть.

– Николай Иванович, кому, на ваш взгляд, выставка «Красные ворота / Против течения» будет наиболее интересна?

Н. К.: Я думаю, она должна быть по определению интересна самому широкому кругу. Но в первую очередь молодому человеку, студенту.

– Есть ли у нынешней выставки возрастные ограничения?

И. Я.: Есть. В связи с тем, что на выставке затронуты острые темы, которые могут быть восприняты и поняты более-менее зрелыми людьми, возрастное ограничение 16+.

– Значит, мы приглашаем на открытие выставки 24 сентября к 18 часам всех желающих от 16 лет и старше. Чем будет отличаться этот вечер, помимо традиционной возможности пообщаться с авторами картин?

И. Я.: В этот вечер всегда бывает не протолкнуться. Тем, кто любит тусоваться, стоит прийти именно в этот день. Тем, кто любит ходить по залам в одиночестве или с небольшим количеством других людей, целесообразно прийти в другой день. Выставка будет работать до 8 октября включительно, без выходных.

24 сентября будут присутствовать наши гости: куратор выставки Светлана Андреевна Кузнецова, московский искусствовед Ирина Сосновская. Они проведут круглый стол по проблемам современного искусства. Можно будет послушать, высказаться, задать вопрос.

 

Познакомиться с творчеством современных художников можно будет с 24 сентября по 8 октября по адресу: Юбилейная, 25. Музей актуального реализма работает без выходных с 13 до 19 часов. По четвергам двери музея открыты с 13 до 20 часов. 16+

Искусство офлайн без графоманства. В Тольятти открывается выставка, созданная по мотивам учебника XVII века
Просмотров: 502
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей