В отношении героини этого материала можно с уверенностью употреблять словосочетание «уникальная выпускница», потому что ни до Наталии Дедовой, ни после неё в Тольяттинском государственном университете (ТГУ) не учились мамы четверняшек. Наталия поступила в ТГУ, когда её детям не было ещё и года. А за шесть месяцев до получения диплома она открыла свою студию игровой и песочной терапии. И вот уже шесть лет полученное в вузе психолого-педагогическое образование выручает Наталию не только при общении с родными детьми. Как выйти из декрета в здравом уме, трезвой памяти, да ещё и с нужными для будущей жизни ресурсами, расскажет человек, опыт которого мог бы лечь в основу отличной книги для родителей.
Наталия Дедова. Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ
– Наталия, здравствуйте.
– Здравствуйте.
– В декрет с четверняшками вы уходили экономистом, а вышли из декрета психологом. Первое высшее вы получали сразу после окончания одиннадцатого класса?
– Нет. Мой путь к первому высшему образованию был довольно-таки непрост. Изначально я поступила в два института на две специальности: иностранные языки и экономика. Но в силу своих жизненных интересов я предпочла Тольяттинскую академию управления (ТАУ). Так сложились жизненные обстоятельства, что в ТАУ я проучилась всего два месяца, и мне пришлось покинуть это прекрасное учебное заведение. И, так как учиться я всегда любила, для дальнейшего своего обучения я выбрала колледж, где меня приняли в середине учебного года на направление бухгалтерского учёта и аудита. Отучившись два года в колледже, я поступила в Международный институт рынка (МИР) уже на высшее образование. Так я всё-таки вернулась в экономику и продолжила обучение.
– В 2016 году вашим главным мотиватором для обучения в университете стал ваш домашний детский сад, а 26 лет назад почему вы повернулись в сторону финансово-экономической отрасли?
– Мне всегда были интересны математика, физика, цифры. В школе я училась в физико-математическом классе, поэтому со школы я решила, что моя будущая профессия обязательно будет связана с цифрами.
– После окончания первого вуза вы работали только по специальности, в банковской сфере?
– Нет, после выпуска из института я столкнулась с тем, что востребованы были в основном специалисты с опытом. Поэтому я пошла работать туда, куда меня взяли, – продавцом-консультантом.
– А было ли у вас на тот момент желание работать по специальности?
– Да, конечно, оно всегда было. И, наверное, если бы на тот момент меня взяли на работу, я бы работала по специальности.
– Когда вашей старшей дочери Кате исполнилось одиннадцать лет, вы решили сходить за вторым ребёнком. Как вам на УЗИ сообщили, что скоро вы услышите квартет?
– На тот момент мы с супругом уже были готовы стать родителями. На УЗИ изначально сказали, что будет двойня, чуть позже сказали, что трое, а в завершении – четверо. На что я сказала: «Доктор, достаточно». Он ответил: «Хорошо, значит, достаточно».
– Вы помните, о чём подумали, когда врач ультразвуковой диагностики озвучил количество киндер-сюрпризов?
– Как расположить кроватки в комнате. Не знаю, почему именно это пришло в голову первым.
– Когда вам объявили количество деток, было ли у вас чувство страха, или вы спокойно восприняли эту информацию?
– Страха не было. Во мне включился рационализатор. Это, знаете, когда выходишь на экзамен и тебе нужно отвечать. Там нет поводов для страха – там есть собранность, крепость духом, когда нужно действовать. Уже бояться нечего.
– Один из факторов, который влияет на появление многоплодной беременности, – наследственность. Наталия, у вас или у вашего мужа Евгения в роду уже были близнецы?
– Да, в роду были и двойни, и тройни – и у меня, и у Евгения.
– Удачно вы встретились. Вероятность рождения четверни – один случай на 700 тысяч родов. Но так получилось, что за шесть лет до появления на свет Паши, Гриши, Маши и Даши Дедовых в том же перинатальном центре Автозаводского района врачи приняли четверняшек Рогачёвых – тоже двух мальчиков и двух девочек, и дома их тоже ждал старший ребёнок. Только Дедову Наталию из роддома встречала дочь Катя, а Рогачёву Наталью – сын Вадим. Наталия, уверена, что вы знакомы с Рогачёвыми.
– Да, мы знакомы с Натальей.
– Наталия, на каком этапе материнства вы познакомились с родителями Кирилла, Вани, Ани и Маши?
– В тот момент, когда узнала, что у нас будет такое классное прибавление. Я начала искать информацию о подобных случаях и нашла Наталью. Я ей написала, мы с ней познакомились, и Наталья очень активно отозвалась на моё приглашение к знакомству.
– Вам нужна была поддержка семьи, которая уже имеет опыт воспитания четверняшек, или вы больше хотели понять, как вам действовать, чтобы не чувствовать одну лишь усталость?
– На самом деле, конечно, нужна была поддержка, понимание того, что всё хорошо, что я не одна, что всё возможно. Когда понимаешь, что ты не один, становится легче. Наташа давала мне эту поддержку и уверенность в том, что всё будет хорошо. И я ей очень благодарна за это.
– Чем вам помогли диалоги с Натальей? Может быть, Дедовы использовали лайфхаки Рогачёвых?
– Наверное, здесь нет лайфхаков, которые можно было бы использовать. Всё настолько уникально и индивидуально, что даже те ситуации, которые были у них, у нас проходили чуть иначе. Поэтому здесь больше про поддержку, нахождение рядом, про руку опоры, про слово.
– Женщинам с многоплодной беременностью, как правило, медики уделяют особое внимание, потому что выносить четверых – не самая простая задача. Наталия, что во время беременности помогало вам настраиваться на позитив и откидывать мысли о рисках?
– Вера в Бога, любовь к детям, поддержка мужа и родных.
Четверняшки Наталии Дедовой: Гриша, Паша, Маша и Даша. Фото из личного архива
– 27 декабря 2015 года два ваших сыночка и две ваших младших дочки родились. Даже чтобы накормить малышей одновременно, двух рук будет недостаточно. Наталия, кто всегда был рядом с вами и помогал?
– Это одна из самых любимых моих тем, которую я всегда вспоминаю с огромной благодарностью. На протяжении первых двух лет со мной была моя мама, за что я ей очень благодарна, низкий ей поклон и долгих лет жизни в здравии. Конечно, рядом был и муж, который помогал, трудился, обеспечивал всем самым необходимым. Была рядом дочь, которая успевала и учиться, и помогать, и вставать во время бессонных ночей. И да, у нас были няни, которые периодически менялись, потому что это непросто. Одно дело, когда ты со своими детками – уже знаешь, что и как надо сделать... Няням не всегда было просто справиться. Тем не менее, когда все вместе, вообще всё легко.
– Когда вашим деткам было одиннадцать месяцев, вы поступили в Тольяттинский госуниверситет на направление «Психолого-педагогическое образование». Наталия, в какой момент вы поняли, что вам это нужно?
– Желание получить второе высшее образование появилось, когда я ещё была беременная, но не знала, что деток будет четверо. Я планировала пойти учиться в медицинский колледж. Чуть позже пришло понимание, что мне очень не хватает знаний о том, как с точки зрения психологии и педагогики взаимодействовать с детками, как выстраивать отношения. Возникало очень много вопросов, поэтому я всё переиграла и начала выбирать вузы, которые могли бы мне помочь в решении этого вопроса. Мой выбор остановился именно на Тольяттинском государственном университете. И Росдистант в этом вопросе меня очень сильно выручил.
– В тот момент, когда вы поступали, вы уже знали, что будете использовать полученную в ТГУ базу для реализации собственного бизнес-проекта?
– На тот момент моим самым главным бизнес-проектом были мои дети. Но да, конечно, сто процентов!
– Вы выбрали заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий, то есть Росдистант. Вы проходили вступительные испытания?
– Конечно, хотя, признаюсь, спустя столько лет было очень непросто.
– Сейчас на сайте ТГУ в разделе для абитуриентов размещена информация о том, что для поступления на направление «Психолого-педагогическое образование» необходимы результаты испытаний по биологии, русскому языку и математике. Наталия, а какие предметы вы сдавали восемь лет назад и в какой форме проходили испытания?
– Испытания были в форме тестирования, это были те же самые предметы: биология, русский язык и математика.
– Какие особенности поступления в вуз через восемнадцать лет после окончания школы вы для себя отметили?
– Ценности поменялись, они стали более глубокими. И отношение стало более осознанным. Хотя вспоминать школьную программу, особенно по биологии, было сложно. Но я справилась, я горжусь собой.
– С первого декабря 2016 года вы были зачислены в ТГУ. Детям всего лишь одиннадцать месяцев. Велика вероятность, что к ним всё ещё нужно вставать ночью. Возможно, они ещё самостоятельно не ходят. В этом возрасте зубки режутся, отчего дети испытывают дискомфорт и часто просятся на ручки. Им нужно много внимания и заботы, а маме надо успевать учиться, выполнять домашние дела и находить время для отдыха. Наталия, каким был ваш график? Расскажите о своём дне с момента подъёма и до отхода ко сну.
– О, да это было самое непростое время. Я называла это период днём сурка, потому что каждый новый день был похож на предыдущий, а предыдущий на последующий. Но благодаря чётко выстроенному режиму я могла находить время для учёбы. Ну и, конечно, помощники, которые всегда находились рядом, давали мне эту возможность. Сейчас непросто вспомнить эти моменты, но я попробую. Режим был одинаков всегда: ранний подъём, кормление, прогулка, во время которой детки спали и отдыхали, очень много мы играли, пели, устраивали танцы. Обед, сон, прогулка, игры, сон... Вот таким был каждый наш день.
– В какой момент вы находили промежуток для учёбы?
– Чаще всего это было вечернее время, когда детки отдыхали. Если получалось так, что я была, как сейчас говорят, в ресурсе, я могла уделить время для сдачи тестирований, экзаменов, написания курсовых, диплома.
– Вам нравилось жить в таком режиме, или это было изнуряюще?
– Я кайфовала в моменты обучения, потому что это было моё время. И получение новых знаний всегда меня вдохновляло.
– Вы пошли получать психолого-педагогическое образование, чтобы ваше общение со своими детьми было максимально комфортным. Наталия, я хочу узнать о вашей эволюции общения. Какой вы были мамой до поступления в университет и как менялись в ходе образовательного процесса?
– Стало больше понимания последовательности происходящих событий и, конечно, стало легче. Уверенность всегда даёт спокойствие. Не могу сказать, что я сильно эволюционировала, но уверенней стала – сто процентов.
Наталия Дедова. Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ
– Какие самые важные открытия вы для себя сделали в ходе обучения на психолога? Открытия, которые касаются детско-родительских отношений.
– Кризисные моменты в жизни ребёнка, как помочь ему пройти их – это самое яркое открытие. Ну и, конечно, взаимодействие сиблингов (родные братья и сёстры, у которых общие родители. – Прим. ред.), потому что с этим я столкнулась впервые.
– Вы были мамой и до рождения четверни, то есть определённый опыт имелся, но, если вы пошли учиться, значит решили, что вам этого опыта недостаточно для воспитания Паши, Гриши, Маши и Даши. Наталия, в чём заключается принципиальная разница между тем, что было в дошкольный период вашей старшей дочери Кати и в аналогичный период её двух братьев и сестёр? Не считая количества детей, конечно.
– Одно из самых ярких впечатлений – это вопрос здоровья. Когда болеет сразу четверо детей – это не сравнится с тем, когда болеет один ребёнок. Адаптация к [детскому] саду у Кати прошла гораздо легче, чем у четверняшек. В садик устойчиво мы пошли, когда деткам было пять лет. А так – дома был превосходный детский сад.
– Думаю, разница была ещё и в реакции окружающих. Четверняшки не могут не привлекать внимания. Уверена, что вам задавали десятки вопросов, в том числе бестактные и очень удивительные. Наталия, пожалуйста, озвучьте те вопросы, которые вы запомнили, потому что они произвели на вас наибольшее впечатление.
– На самом деле поток вопросов не прекращается до сих пор, но сейчас уже отвечать начали дети. Когда их встречают где-то и спрашивают, двойняшки ли они, дети хором кричат: «Нет, мы четверняшки!» Вопросов было очень много, со счёта можно сбиться. Одни из самых ярких, которые мы до сих пор вспоминаем с улыбкой: «Все от одного?», «Все ваши?», «Разбегаются ли они у вас?» Многие спрашивали, как я не вышла в окно. Подозреваю, что от шока, а хотели спросить, скорее всего, как мы справляемся. Был ещё вопрос, как они во мне поместились, рассматривали меня с разных сторон.
– А затем вы решили отвечать на вопросы других родителей уже в своей студии игровой и песочной терапии. Поделиться своими знаниями и опытом с теми, кому они нужны, а также обрести источник дохода – здоровая идея, но нужен стартовый капитал. Если я правильно понимаю, вашей главной поддержкой стал ваш муж.
– Да, всё верно.
– Евгений тоже предприниматель?
– Да, у мужа транспортно-логистическая компания.
– Студию игровой и песочной терапии «Исток» вы открыли в тот день, когда четверняшкам исполнилось три года. С тех пор прошло шесть лет. Предположу, что был не один десяток обращений к вам. О каких сложностях при общении с детьми вы чаще всего слышите от родителей-посетителей?
– Самый распространённый вопрос – непослушный ребёнок. Что делать? Как реагировать, когда ребёнок закатывает истерику, дерётся? Вопросы адаптации ребёнка к детскому саду, школе. И многие другие.
– Наталия, каков принцип действия игровой и песочной терапии? Как она помогает детям и их родителям?
– Игровая терапия основана на том, что игра – это естественная и очень важная деятельность ребёнка. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Игра является для них тем же, чем речь является для взрослых, – это средство для выражения своих чувств, исследования отношений и самореализации. Играя, дети проигрывают свои переживания или показывают их в действиях. Когда дети это делают, они испытывают облегчение, потому что их чувство высказано через игру. А в присутствии знающего и внимательного взрослого ребёнок получает возможность эффективно справляться с трудными ситуациями и противоречивыми чувствами. Тем самым он обучается оставаться в контакте с собой и с окружающими людьми. Он получает хорошую почву для гармоничного развития. Основные вопросы, которая решает игровая (в том числе песочная) терапия, – это сомнения и неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, враждебность к окружающим; затруднения в обучении, школьная дезадаптация.
– Вы наверняка слышали фразу: «Если у ребёнка проблема, лечить нужно родителей». Вы согласны с этим высказыванием?
– Слышала такую фразу, но не согласна с ней, потому что нужно не лечить, а помогать.
– Готовы ли меняться те родители, с которыми вы общаетесь в своей студии?
– По-разному бывает: есть те, кто охотно готов сам меняться, а есть и те, кому необходимо просто исправить ребёнка.
– Какие ошибки допустили вы при общении со своими детьми и готовы ли вы их озвучить, чтобы подобного не произошло с другими родителями?
– Конечно готова. Я тоже неидеальная и совершаю ошибки. Я научилась их признавать, спасибо за это мне и моим детям, которые меня регулярно тренируют. Это те моменты, когда я переставала заботиться о себе. Тогда я чувствовала глубокую усталость и порой срывалась на детей. И даже сейчас я замечаю это: как только мой голос начинает повышаться, я понимаю, что пора отдохнуть. Даже дети сейчас говорят: «Мам, пять минут. Отойди попей кофейку и возвращайся к нам».
Фото из личного архива
– Если обобщить сообщения от мам в различных беседах в соцсетях, то можно сделать вывод, что родительницы хотят получить удобного идеального ребёнка. Такой ребёнок никогда не капризничает, делает всё, о чём бы его ни попросили, ест всё, что оказывается перед ним в тарелке. Чем хороши неидеальные и неудобные дети и чем может обернуться для детей беспрекословный режим жизни?
– Да, хотят идеальных детей, пока не проговоришь о последствиях такого удобного ребёнка. Ведь удобные дети не живут свою жизнь, они не знают, чего хотят, что чувствуют. А потом уже они не хотят ничего. Часто такие дети попадают в буллинговые ситуации.
– В интернете можно встретить множество роликов о чудачествах дошкольников. Изрисованные обои, рассыпанная мука, купание в луже... Что вы позволяли своим детям и какие сюрпризы они вам преподносили?
– В этих чудачествах столько невероятных открытий для детей! Дети с удовольствием вспоминают, когда после обильного дождя я разрешила им походить по очень глубоким лужам. Резиновые сапоги, конечно, через минуту были полны воды. Я вспоминаю другой случай и могу сказать родителям: бойтесь тишины! Дети ушли на прогулку за баню, так как мы жили в частном доме, а там были инструменты: лопаты, грабли... Мы позволяли брать их детям, они знали, как с ними обращаться. И возникла какая-то тишина, которая меня немножечко напрягла. Когда я заподозрила что-то неладное, ко мне вышли четыре снеговика. Они нашли золу и решили сделать салют. И смех и грех, как говорится!
– Каким был ваш процент «надо» и «хочу» с рождения и до семилетнего возраста четверняшек? И как менялось соотношение «должна» и «это важно, потому что помогает восполнить потраченные ресурсы»?
– С самого рождения деток, конечно, было много «надо». Наверное, 99,9 %. Больше, чем «хочу» или «могу». Потом постепенно начало появляться «могу». Но с «хочу» и сейчас бывает сложно найти время, потому что действительно забот очень много.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас называют ранним развитием детей? Когда малыш только первый самостоятельный шаг сделал, а его уже несут на лепку и рисование. А как только научился говорить – отвозят на изучение нескольких языков. А затем подготовка к школе. Когда ребёнок ещё ни одного урока не посетил, а должен уметь считать, писать и читать. Насколько загружены были ваши дети до появления в их жизни общеобразовательной школы?
– Всё, о чём вы говорите, диктует наш сегодняшний мир, который развивается очень стремительно. Сейчас таковы требования, что ребёнок должен идти в школу знающим и умеющим. Своих детей мы отдали в школу почти в восемь лет – считаю, что детство должно быть у ребёнка по возможности дольше: бегать, играть, шалить. Что касается развивающих занятий раннего развития – лепки, рисования, – то это естественные способы взаимодействия с ребёнком, ничего против этого не имею. Очень здорово, что есть такие курсы, потому что не каждый родитель имеет возможность самостоятельно заниматься этим с ребёнком. Хорошо, если может, а если не может, то есть люди, которые могут помочь. Ведь в игре ребёнок развивается естественным способом. А с развивающими кружками нужно быть очень аккуратными: можно перегрузить ребёнка, лишить его естественных процессов развития. Если вы обратили внимание на то, что ваш ребёнок часто болеет, теряет интерес, не хочет обучаться – это может быть следствием перегруженности психической системы ребёнка.
– Фразу «Дети уже не те» взрослые произносят, наверное, с тех пор, как появились взрослые и дети. Наталия, разница между вашей старшей дочерью и младшими детьми двенадцать лет. У вас есть возможность сравнить, чем же нынешние дети не те?
– Так случилось, что моя старшая дочь – тоже «не тот» ребёнок, потому что она родилась в 2003 году, а дети, рождённые после двухтысячного года, действительно другие. Поэтому особой разницы между детьми я не вижу. Но вы правы, дети сейчас не те. Они классные, удивительные и замечательные.
– Болезненная для родителей тема – доступ детей к смартфонам и планшетам. Наталия, когда детей четверо, их проще занять реальной игрой? Или сколько бы ни было детей, проблема, связанная с количеством времени, проведённым с гаджетами, остаётся актуальной?
– В нашей семье мы спокойно относимся к этой теме. Да, наши дети играют в гаджеты, но у них есть строго оговоренный лимит по времени: это может быть 30 минут в день, а в школьное время – только выходные дни. Есть договорённости, и дети к этому привыкли. Правила дают дисциплину.
Наталия Дедова. Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ
– Паша, Гриша, Маша и Даша Дедовы ходят во второй класс. Уровень самообслуживания детей не сравним с тем, что был в первые три года жизни. Однако мама им всё равно нужна. А маме нужно участвовать в иногородних конференциях, чтобы повышать свою квалификацию. Какие принципы и традиции вашей семьи помогают вам сохранять баланс?
– Где бы я ни находилась, мы созваниваемся с ребятами: либо я общаюсь с каждым отдельно, либо мы разговариваем все вместе. Пишем друг другу записочки-пожелания. Устраиваем друг другу приятные сюрпризы. Дети могут приготовить завтрак на выходных, а потом мы все вместе идём гулять. Стараемся каждые выходные ходить либо в лес, либо к воде. И в сезон, конечно, катаемся на велосипедах, а зимой – на санках.
– Ваша старшая дочь Екатерина сейчас учится в Тольяттинском госуниверситете, тоже на платформе «Росдистант» – и тоже на психолога. Вы повлияли на выбор Кати?
– Нет, это Катин выбор.
– Катя уже помогает вам в работе в студии?
– Нет, Катя выбрала другое направление, но очень схожее. Катя работает в детском саду помощницей воспитателя.
– Наталия, поскольку уже два человека в вашей семье взаимодействовали с онлайн-образованием, следующий вопрос не вызовет у вас затруднений. Кому в первую очередь вы можете рекомендовать Росдистант? Для кого это наиболее комфортный вариант?
– Для работающих людей, для иногородних, для молодых мамочек, для людей с ограниченными возможностями.
– Как я уже говорила в самом начале нашего диалога, ваши профессиональные знания и опыт могли бы лечь в основу отличной книги для родителей. Не планируете написать такую?
– Мысль отличная, я как раз об этом думаю.
– Пока у людей нет возможности прочесть вашу книгу, я попрошу вас подарить слушателям аудиовариант ваших рекомендаций. И первую серию я предлагаю посвятить теме «Декрет и саморазвитие». Что важное и что лишнее в этот период?
– Отдых, в первую очередь – отдых! Это самое важное в этот период. А также делегирование своих дел помощникам. Тогда будет и время, и ресурс для себя, для своих интересов, ведь счастлива мама – счастливы дети. И, конечно, надо позволять себе быть неидеальной, находить занятия по душе, развиваться профессионально и в своё удовольствие. Кайфуйте от себя и любите себя!
– Если бы была возможность вернуться назад, вы бы внесли изменения в свой подход при совмещении учёбы и воспитания детей?
– Нет. Зачем возвращаться в то, что было? Тогда может показаться, что ты делал что-то не так. В любом случае прошлое уже не изменить. Поэтому наслаждаюсь тем, что есть. Возможно, если бы были ещё детки, что-то я сделала бы иначе, но так, как было тогда, было идеально.
– Вторая серия рекомендаций, на мой взгляд, может быть полезна тем женщинам, которые хотят состояться в профессии, но при этом не обделять семью вниманием. Как остаться эффективным на работе и сохранить гармонию дома?
– Это один из самых сложных вопросов. Поделюсь, как это у меня происходит. Выходные я всегда оставляю для семьи, а график работы подстраиваю под занятия детей. Использую утренние часы, когда дети в школе, для того, чтобы заниматься своей профессиональной деятельностью. И включаю в свою работу онлайн-консультации. И, конечно, важно жить в благодарности и любви к мужу и к своей семьей семье.
– Спасибо вам за этот диалог! Я желаю вам комфортного соотношения энергорасходов и доходов. Чтобы хватало ресурсов на всё, что наполняет вашу жизнь счастьем.
– Благодарю и вас за интересные вопросы. И от себя хочу пожелать всем слушателям: дети – это наше зеркало. Проявляя заботу о себе, мы заботимся о наших детях и о всей своей семье. Будьте счастливы, любите и будьте любимы. Кайфуйте в материнстве, ведь оно так прекрасно! Дети – это мотиваторы для взрослых абсолютно во всём!
– Напомню, что сегодня в студии «Толк радио» была уникальная выпускница Тольяттинского госуниверситета, мама трёх дочек и двух сыночков Наталия Дедова. Будучи с младшими детьми-четверняшками в декрете, моя героиня получила второе высшее образование. А затем открыла свою студию игровой и песочной терапии, где использует знания, которыми поделились с Наталией преподаватели кафедры «Педагогика и психология» ТГУ. Кажется, это не жизнь бросает Наталии вызовы, а Наталия – жизни. А жизнь каждый раз вынуждена признавать, что даже она не смогла бы такого придумать. Желаю всем слушателям приятных сюрпризов и достижения намеченных целей!