Можно ли при помощи рисунка исполнить своё желание? Какой самый простой способ снизить уровень стресса? Об этом корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Анастасии Девяткиной рассказала член Российской ассоциации арт-терапевтов, психолог, инструктор нейрографики, выпускница опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Наталья Воробьёва.
Психологи учатся всю жизнь
– Вы 15 лет работали финансовым аналитиком. Почему решили сменить сферу деятельности и занялись нейрографикой?
– Я начала рисовать раньше, чем говорить. Училась в художественной школе и думала, что моя профессия будет связана с творчеством. Но после окончания школы выбрала специальность, которая в конце 1990-х годов была более востребованной. Я изучала программирование и информационные системы в экономике. Мне нравилась эта интеллектуальная деятельность: я работала в крупной международной компании финансовым аналитиком и с успехом снижала затраты предприятия. И однажды перестала видеть ценность своего труда, мне хотелось помогать людям, а текущая работа давала слишком опосредованный результат.
На один из первых тренингов по нейрографике попала случайно, будучи на корпоративном обучении в Москве. После этого на работе мне удалось за три дня выполнить проект, над которым до этого работала три месяца. Результат вдохновил, решила пройти обучение в школе нейрографики у автора этого метода Павла Пискарёва. Написала ему, пригласила провести тренинг в Самарской области. Именно тогда я поняла, что нейрографика и арт-терапия – то, чем я хочу заниматься. По сути нейрографика смогла объединить для меня эти две разные области: стройность, чёткость и красоту алгоритмов и творческое самовыражение художника.
– В 2016 году в 36 лет вы поступили в магистратуру Тольяттинского государственного университета. Почему выбрали именно этот вуз?
– Мне нужно было получить базовые знания по психологии и познакомиться с преподавателями – теми, кто и в теории, и на практике работают в этой сфере, занимаются научными исследованиями. Кроме того, в ТГУ удобное расписание занятий для студентов магистратуры: можно было совмещать основную работу и учёбу. Вечера стали моим любимым временем, потому что на занятиях можно было погрузиться в совершенно другую атмосферу, слушать лекции профессоров и участвовать в различных практикумах.
– Как диплом магистра психологии помогает реализоваться в профессиональной сфере?
– Диплом для меня стал отправной точкой в профессии психолога, базой для внутренней уверенности и основой для дальнейшего образования. Пока на консультациях никто не просил предъявить документ об образовании, но диплом дал мне внутреннее право называть себя психологом. При этом я понимаю, сколько ещё всего мне предстоит освоить, чтобы быть профессионалом в своём деле. Одновременно с обучением в магистратуре ТГУ я дистанционно училась на инструктора нейрографики в «Институте психологии творчества Павла Пискарёва» и получала дополнительное образование по арт-терапии в Институте практической психологии «Иматон» (СанктПетербург). Психологи учатся всю жизнь, и я тоже иду этим путем, постоянно повышая свою квалификацию.
Поменять шаблонное мышление
– В научной литературе о нейрографике пишут, что это «графический метод решения сложных задач с помощью вывода их в подсознательную сферу». Объясните просто: что такое нейрографика?
– Когда я впервые услышала о нейрографике, то зацепилась за ключевые слова «рисование» и «мозг» и подумала, что это какая-то изобразительная деятельность для развития мозга. На самом деле нейрографика – это графический метод организации мышления, с помощью которого можно изменить своё состояние и отношение к проблеме, найти нестандартное решение жизненной задачи. В процессе рисования по специальным алгоритмам создаются картинки, похожие на нейронные сети нашего мозга, биологические клетки, структуры микро- и макрокосмоса – такие биологические формы наш мозг воспринимает быстрее, чем сложные художественные образы. С помощью нейрографики можно нарисовать свою проблему, трансформировать её на листе, получить новое впечатление – и за счёт этого поменять стереотипное (шаблонное) мышление на более эффективное, чтобы решить сложную ситуацию.
– Похоже на какое-то волшебство?
– Никакой магии нет, всё объясняется нашей способностью перестраивать своё мышление и менять внутреннее состояние, что в итоге приводит к принятию более эффективных решений и получению желаемого.
– В каких ситуациях необходимо обратиться к нейрографике?
– Самое простое – это работа со своим состоянием: снятие стресса, тревожности, раздражения и переход к воодушевлению, уверенности, энергии. Уже одно это влияет на наши решения и деятельность. Следующий уровень – работа с внутренними негативными убеждениями и установками, которые ограничивают нас в достижении целей и препятствуют счастливой жизни («Я не способен водить автомобиль», «Я никогда не выйду замуж», «Большие деньги не для меня» и так далее). И конечно, нейрографика используется для моделирования желаемой реальности, визуального планирования своего будущего, создания привлекательного для мозга образа цели, к которой будет хотеться идти.
– Вам лично в каких ситуациях помогла нейрографика?
– Использовала нейрографику для снижения стресса перед экзаменами и публичными выступлениями. Таким образом, у меня появился мастер-класс «Экзамены без стресса», который помогает при помощи рисования за 30 – 60 минут настроить себя так, чтобы эмоциональные переживания не мешали спокойно думать.
Снижаем стресс за два часа
– Есть особенности в том, чем и как рисовать?
– Нейрографика – один из самых своевременных методов арт-терапии, и материал для неё используется самый доступный и распространённый – это фломастеры, маркеры, ручки. В отличие от живописи тут не используются краска и кисти, широкие мазки. Графика – это в первую очередь линии и точки. Маркеры для этих целей подходят больше всего. За счёт того, что материалы используются компактные, рисовать можно в любом месте и в любое время.
– Есть ограничения для занятий нейрографикой?
– Нет, главное, чтобы человек умел держать в руке фломастер и выполнять с ним простые действия. Что касается детей, то обычно младшие школьники уже вполне могут рисовать нейрографику самостоятельно, а детям помладше требуется помощь родителей. Однако при кажущейся лёгкости метода очень важно обучаться нейрографике под руководством грамотного специалиста – психолога, дипломированного инструктора нейрографики.
– Всё довольно просто. Но может ли человек научиться управлять своей жизнью с помощью рисования, если уровень его художественных навыков, мягко говоря, оставляет желать лучшего?
– Конечно может! Главное – желание рисовать. Уже за два часа занятий человек получает первые навыки рисования нейрографики и вместе с этим – снижает уровень тревожности и стресса. Для решения более серьёзных личных задач необходимо, как минимум, восемь часов обучения и постоянная практика. В дальнейшем человек вообще сможет пользоваться нейрографикой самостоятельно, не прибегая к помощи инструктора.
Материал опубликован в газете «Тольяттинский университет» № 31 (786) от 06.11.2019 г.