«Отсечь всё ненужное». Студентка ТГУ о том, как сдать ЕГЭ на 100 баллов

В 2022 году ЕГЭ в Тольятти будут сдавать 3 359* человек. От результатов единого госэкзамена зависит будущее школьника, в том числе и то, студентом какого вуза он станет и придётся ли учиться платно. Чем выше баллы, тем больше шансов у выпускника оказаться в числе студентов-бюджетников и каждый месяц получать стипендию. Но как добиться лидерства в рейтинге абитуриентов? Своим успешным опытом делится студентка Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Кристина Дарницына. В 2021 году она поступила на кафедру «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» и весь первый семестр получала от ТГУ стипендию 10 тысяч рублей в месяц – благодаря тому, что сдала ЕГЭ по литературе на максимально возможные 100 баллов. При этом во время подготовки к экзамену в школу она не ходила.

Первокурснице Кристине Дарницыной 39 лет. Она не боится общения с молодёжью и не испытывает дискомфорта от очного обучения в одной группе со вчерашними одиннадцатиклассниками. Сама Кристина получила аттестат об окончании школы в 1999 году и сразу поступила в тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета, чтобы стать специалистом в области русского языка и литературы. Однако после третьего курса Кристина решила переехать в Санкт-Петербург, поэтому забрала документы из вуза, который к тому моменту уже стал Тольяттинским государственным университетом. Спустя 13 лет Кристина Дарницына вернулась в Тольятти. Здесь она воспитывает троих детей и мечтает о работе в питерском музее. Да, Кристина опять планирует поселиться на побережье Финского залива. Однако в этот раз она не намерена забирать из деканата документы раньше времени.

Дело в том, что мне предложили замечательную должность мечты, но для этой должности необходимо было предоставить «корочку» о законченном высшем образовании. Поскольку у меня её не было, я решила, что закрыть гештальт обязательно нужно, и поступила вновь.

А поскольку для поступления в вуз необходимо сдать ЕГЭ, Кристина Дарницына, как и старшеклассники, оказалась за партой – на экзаменах. Обществознание она сдала на 60 баллов, русский язык – на 90, а литературу – на все 100.

– Это было совершенно незабываемое ощущение. Я увидела цифру 100 и подумала, что, наверное, не совсем правильно воспринимаю, что это итог. Может быть, думаю, это просто обозначение высшего порога баллов? Позвала детей. Они посмотрели и сказали: «Мам, да ты что?! У тебя 100 баллов! 100 процентов, так и есть!».

Получить высший балл Кристине помогла разработанная ею методика подготовки к экзамену, в основе которой – принцип «отсечь всё ненужное, выделив главное».

ЕГЭ – это гигантский «слон». Если открыть кодификатор по литературе, можно испугаться, увидев список произведений. Даже человеку, который всё изучал (в частности, я изучала это в школе, а потом и в институте), этого было недостаточно, чтобы сказать: «Я всё знаю». Часть знаний уже забылась. Но поскольку я периодически читала произведения наших классиков, в разные периоды перечитывала «Евгения Онегина», «Обломова», открывала в них новые грани, то решила просто систематизировать опыт и перечитать самые главные произведения заранее.

За два года до экзамена я приняла решение, что всё-таки буду сдавать ЕГЭ. Не торопясь, без нервов и стресса стала читать главные большие произведения Достоевского, Толстого (прочитала заодно и «Анну Каренину», давно хотелось прочесть). Читала другие произведения, которые не входили в кодификатор, но вызывали личный интерес. Допустим, «Обрыв» Гончарова.

Для меня было важным начать с того, чтобы прочитать произведения большого объёма. Читала то, что нужно читать заранее, за год, с расстановкой. Часто пользовалась при этом аудиокнигами. «ВКонтакте» очень удобен в этом отношении, потому что можно создавать плейлисты, допустим, «Проза. Подготовка к ЕГЭ», «Поэзия. Подготовка к ЕГЭ», «Литературная критика. Подготовка к ЕГЭ». Это удобно, потому что для меня – человека, который работает, занимается детьми, имеет другие хобби, – очень важно структурировать время. Его, как правило, мало, поэтому я использовала всё доступное мне время, в том числе, например, и то, которое уходит на дорогу. Если я еду в транспорте, ставлю себе в наушники книгу, которая мне на тот момент нравится. Пока книга не отслушана в процессе вот таких поездок, походов куда-либо, даже по магазинам, я новую книгу не начинаю.

Если что-то ускользало от моего сознания (не все аудиалы, кому-то проще видеть текст на бумаге), я приходила домой, где у меня обширная библиотека, открывала [бумажную книгу] на непонятном моменте и восстанавливала его, прочитав этот фрагмент. То есть в процессе подготовки я использовала и бумажные книги, и аудиокниги.

Второй лайфхак заключается в планомерном изучении произведений Александра Пушкина. Знание его стихотворений и прозы пригодится и при выполнении тестовой части ЕГЭ по литературе, и при написании сочинений. Кристина Дарницына лично убедилась в этом.

Мне попался вопрос о том, каков, собственно, Ионыч у Чехова? Нужно было написать его характеристику и привести в пример случаи, когда семья описана примерно таким же образом, как и у Чехова: творческая атмосфера, игра на фортепиано, чтение собственных произведений и прочее. Я сравнила это семейство с Маниловыми и с семейством из «Капитанской дочки».

Далее был интересный вопрос по поэзии – по стихотворению «Осень» Рубцова. Чтобы был максимальный балл, нужно привести два примера, как и в случае с прозой. В стихотворении описывается герой, который смотрит на облака: он лежит на мягкой траве, мимо плывут красивые облака, он при этом испытывает щемящее чувство... Нужно было привести два примера на подобную тему. На самом деле, это довольно необычное стихотворение, его нет в кодификаторе (это, по-моему, девятое задание или пятнадцатое, в них, как правило, нет стихов из кодификатора). И я обрадовалась, что это была именно тема облаков, потому что мне очень нравится стихотворение Бродского «Проплывают облака». Я знаю его с детских лет и, дословно цитируя, привела его в пример; вспомнила и Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье!». Пушкин, как всегда, выручил.

Авторам XX века во время подготовки к ЕГЭ Кристина тоже уделила время, но чуть меньше, чем их предшественникам.

Я освоила все главные произведения XIX века, а из XX века – поэзию, прозу Шолохова, Булгакова, Пастернака. Не брала самый поздний период [XX века]. Всё, что попалось бы мне в третьем и четвёртом заданиях, я изучала в меньшей степени, потому что последнее – самое крупное – сочинение [на ЕГЭ по литературе], как правило, представлено четырьмя темами разных этапов. Первый – примерно до Гоголя (иногда Гоголя тоже включают); второй – классика: Тургенев, Гончаров и Достоевский с Толстым; третий пункт может включать в себя Чехова, Пастернака, Шолохова, поэзию Серебряного века, а четвёртый пункт – совсем современные авторы XX века. Вот как раз авторов XX века я изучала в меньшей степени, хотя когда-то читала пьесы Вампилова, смотрела фильмы по Вампилову и, пожалуй, смогла бы выкрутиться, если бы они мне попались, просто вспомнив «Утиную охоту» с Олегом Далем, потому что хорошо знаю сам фильм.

Результат ЕГЭ зависит не только от знаний участника экзамена, но и от его эмоционального состояния. Если человек охвачен паникой, фамилии, даты, термины путаются у него в голове. Как предупредить это деструктивное состояние?

ЕГЭ был действительно страшен, потому что я общаюсь с теми, кто работает учителем (это, как правило, мои друзья, дети моих друзей), и очень часто слышу о ЕГЭ негатив: о том, что это что-то зубодробительное, страшное, ужасно тревожное. Конечно, мне было страшно его сдавать, но я при этом решила для себя определённым образом относиться к его сдаче. Я решила сдать его just for fun – чисто для прикола. У меня была такая задача – относиться к литературе после сдачи ЕГЭ с такой же любовью, как и до его сдачи. Было очень важно сохранить ту трепетную любовь к художественному слову, которая в ЕГЭ якобы затемнена формальностями, сложностью тестирования. И я поняла, что живая литература, если её читать с любовью и вниманием, на ЕГЭ остаётся той же самой. Просто нужно понять особенность этого формата, поэтому я стала методично изучать сам формат экзамена, чтобы понимать, что, собственно, на нём требуется.

А чтобы стать максимально эффективным на самом экзамене, нужно прийти на него выспавшимся, рекомендует студентка ТГУ, сдавшая ЕГЭ по литературе на 100 баллов.

ЕГЭ – это очень интересный квест, где встречаются разные задачки с вопросами. Можно найти к ним ключики, но очень важно, чтобы сознание человека в этот момент было действительно открытым, свободным, лёгким, с минимумом напряга. Важно знать, что всё, что попадётся, не будет излишне сложным. Важно хорошо высыпаться, особенно в последнюю неделю перед экзаменом, соблюдать определённый режим, не засиживаться за подготовкой до ночи. Важно хорошо и качественно питаться. Перед экзаменом нужно сделать небольшую зарядочку, разогнать кровь по жилам, выпить сок, кофе (кто что предпочитает), водички попить обязательно; легко позавтракать и, собственно, идти на экзамен не как на плаху, а как на праздник.

Это действительно очень интересная тема: как ты поведёшь себя на экзамене. Вот для меня лично, когда я увидела перед собой класс, вопросы, включился какой-то спортивный азарт. Я не знала, что так будет, но это реально работает. Ты будто находишься на некоем соревновании, у тебя определённый адреналин в крови, который, мне кажется, помогает. Если это будет страх, тревожность, работать голова будет хуже.

Напомним, что в Тольяттинском госуниверситете старания экзаменуемых не остаются незамеченными. Студенты с выдающимися результатами ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, химии, информатике, биологии, истории, географии, литературе, иностранному языку и обществознанию в течение первого семестра нынешнего учебного года получали академическую стипендию в сумме от 5 до 10 тысяч рублей в месяц. И университетская традиция материального поощрения за высокие баллы, полученные на экзамене, будет продолжена.

*Официальные данные о количестве участников ЕГЭ-2022 предоставлены Тольяттинским управлением министерства образования и науки Самарской области.

«Отсечь всё ненужное». Студентка ТГУ о том, как сдать ЕГЭ на 100 баллов
Кристина Дарницына – о возвращении в Тольятти
Кристина Дарницына – о реакции на 100 баллов
Кристина Дарницына – о подготовке к ЕГЭ по литературе
Кристина Дарницына – о том, какие вопросы ей попались
Кристина Дарницына – кого успела прочитать к ЕГЭ
Кристина Дарницына – о страхах перед ЕГЭ
Кристина Дарницына – о том, как стать максимально эффективным на экзамене
Просмотров: 944
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей