Пять стадий принятия города. Стендап препода Тольяттинского госуниверситета
3 апреля 2023

Очередной гость программы «Катя из Тольятти» – доцент центра дизайна Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Марина Шилехина. Летом 2022 года она занималась в студии драматургии на Голосова, 20. По результатам обучения каждый воспитанник должен был представить своё произведение. Марина Шилехина так и сделала, обратившись к животрепещущей теме и подав её в очень популярной сейчас форме. А затем автор стендапа посетила радиостудию Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!», чтобы в интервью Екатерине Ярославцевой рассказать, какой любовью она «мучает» студентов и что нужно ценить в Тольятти.

Если вы не считаете себя аудиалом и читать вам удобнее, чем слушать, то ниже вы можете ознакомиться с полной расшифровкой студийного диалога.

Екатерина Ярославцева (слева) и Марина Шилехина. Фото: Артём Чернявский

– Меня зовут Екатерина Ярославцева, я родилась в Тольятти и живу здесь более тридцати лет.

Бытует мнение, что, долго проживая в одном городе, привыкаешь к нему. И пейзаж вдруг перестаёт быть ярким и симпатичным, и нового как будто ничего не происходит. Мне сложно поддержать такое суждение. Я каждый раз влюбляюсь в свой город, когда вижу горящие глаза гостей нашего региона и слышу восхищённые отзывы о Тольятти. Гости отмечают то, что для местных жителей уже давно стало привычным. Я хочу помочь тольяттинцам взглянуть на привычные места по-новому. И сегодня мне в этом поможет автор стендапа «Пять стадий принятия города» Марина Шилехина.

Марина – доцент центра дизайна Тольяттинского государственного университета. После организованных ею учебно-просветительских прогулок у студентов точно не возникает сомнений в том, что наш город достоин внимания и любви. Марина, здравствуй.

– Здравствуй, Катя. Очень рада сегодня здесь быть.

– Марина, прогуляться с тобой по Тольятти сегодня будет ещё возможность у нас и у наших слушателей, но перед тем как мы с тобой отправимся в небольшое путешествие, я бы хотела, чтобы ты рассказала историю появления стендапа «Пять стадий принятия города».

– В начале прошлого лета в культурном центре на Голосова, 20 (прекрасное место, которое я очень люблю) открылась студия драматургии под руководством знаменитого в нашей стране драматурга Вячеслава Дурненкова. В течение всего лета Вячеслав работал с людьми, которые захотели учиться драматургии, рассказывал нам секреты. По результатам этой работы каждый должен был написать текст. Я долго думала, пробовала и поняла, что надо брать юмором. С юмором у меня вроде всё нормально, и жанр стендапа сейчас популярен. Женский стендап так вообще расцветает. Я пересмотрела очень много вариантов и написала стендап на тему, которая меня резонирует, – тема взаимодействия студентов с городом, потому что у нас есть семестр, когда мы взаимодействуем с городом, и по моим наблюдениям, студенты каждый год проходят эти пять стадий принятия, поэтому текст родился легко. В конце лета – начале сентября [2022 года] состоялись читки на Голосова, 20. Зрители прослушивали тексты, подготовленные воспитанниками студии драматургии. Потом свой текст я ещё раз представила на Дне кафедры (его отмечали 16 декабря в архитектурно-строительном институте ТГУ. – Прим. авт.). Студенты смеялись, и я поняла, что [с текстом] всё хорошо.

– Отлично. Значит, в эфире у нас сегодня состоится премьера. Итак, стендап «Пять стадий принятия города», у микрофона – Марина Шилехина.

Марина Шилехина. Фото: Артём Чернявский

Я препод. Не преподаватель, а именно препод. Ну преподаватель, когда заходит в аудиторию, говорит:

– Здравствуйте, студенты. Сегодня тема нашей лекции...

А препод... а препод – он не заходит в аудиторию, он влетает. Потому что он мимо пробегал и вспомнил, что у него сегодня лекция. Студенты в шоке, он тоже. Дальше происходит непереводимый диалог о том, почему так рано начинаются пары и в чём вселенский смысл этой несправедливости.

Так вот, я тот самый препод. В целом у меня всё хорошо. Преподаю уже более десяти лет в лучшем универе нашего города. Погуглите, кто не в курсе. Почти не выгорела. Выгораю каждую весну, но к сентябрю, как птица Феникс, возрождаюсь и лечу к своим птенцам на крыльях любви... и ненависти.

Но есть у нас один семестр, когда, залетая в аудиторию, я объявляю тему семестра – «Город».

И тут главное – вовремя увернуться. Я вдруг вспоминаю, что что-то забыла. Отвлекаю их на птичек за окном.. Здесь все средства хороши. Но реакция прилетает с высокой скоростью.

– Не-е-е-е-е-е-ет! Нет, вы издеваетесь? Достал этот город!

– Мы тут и так торчим. Ещё и дизайн про него делать.

– Да тут ничего нет. Да тут грязь, заброшки и многоэтажки одинаковые.

– Ну да, АВТОВАЗ заглох. Молодёжь уехала. В городе бардак. Да ещё тусовок нет. Пойти некуда.

Этот монолог студентов я слушаю минут пять-десять. Пусть выговорятся, может, легче станет. Началась первая стадия – ОТРИЦАНИЕ.

Они реально верят, что если будут мне петь хором антиоду городу, я одумаюсь и скажу:

– А, точно! А что-то я не подумала. Город-то умер. Какой тут дизайн? Слушайте, пойдёмте комиксы рисовать.

Но я начинаю задавать неудобные вопросы:

– А почему вы здесь? Как вы живёте в месте, которое не любите?

В общем, давлю куда могу. Самые шустрые спешат ответить:

– Хотел уехать, но не решился.

– Не поступил в другой вуз.

– Родители не пустили.

– Обязательно уеду, как закончу лучший вуз в этом городе.

Тут важно не входить в диалог, а просто выслушать. Типа, на приёме у психолога. Говорите, говорите, я вас слушаю. И тут я перехожу к стадии ГНЕВА. Я начинаю их злить.

– И что вы здесь сидите и ноете? Это вам не нравится и то. Вы молодые наглые дизайнеры. Вы те, кто меняет мир. Это вы влияете на город, а не город на вас. Если вы дизайнеры, конечно, а не просто штамповщики логотипов за три тысячи рублей.

Про три тысячи за лого, я конечно, преувеличила. У нас и за тысячу спросят: «А что так дорого?»

И тут возникает священная тишина. Я в воздухе слышу отсутствие мыслей. Старые сказали «пока», а новые ещё не родились. Как я люблю эти лица! Они похожи на ренессанских мадонн.

О да! Они дали себе шанс получить радость от жизни и от учёбы. Не то чтобы они пойдут домой и будут офигевать от чистых улиц и красивых фасадов.

Но шанс появился, и третью стадию ТОРГА никто не отменял. И тут разные варианты:

– А можно другой город взять?

– А можно другой город в Самарской области?

– Я была в Питере. А можно Питер?

– А можно вдвоём? А можно втроём, вчетвером?

Тут главное – вовремя закончить торги. Не растянуть на семестр.

И наконец, я слышу эти волшебные слова:

– Мы берём Революционную: от «Сатурна» до ДКиТа. Весь «совмод» наш.

– Мы, мы, мы берём Комсу: позагораем на набе.

– А мы берём Шлюзик – это же маленький Петербург. Тут только ночью не надо ездить.

– Мы Гидростроевскую берём, заодно в кафе сходим.

– Берите Медгородок!

– Ты что, больницу?

– Да там же башня офигенная, ну и «совмод».

Здесь я замолкаю и слушаю песни ангелов. Ангелы поют о том, как прекрасен наш город и сколько удивительных мест в нём. И даже спорят, какое круче. Но расслабляться рано. Впереди самая коварная стадия – ДЕПРЕССИЯ. Отрицание чувств никуда не девается, привычка ныть тоже. Поэтому всех по очереди накрывает чувство, что они делают фигню, что город мёртв, что это никому не нужно. В общем, кризис среднего дизайнерского возраста. Тут нужна тяжёлая артиллерия. Мы идём в город. Да, вот так берём и идём прямо в центр, в гущу событий. Идут, конечно, не все, а самые отважные. Потому что:

– Вы что, от «Сатурна» до «Веги» хотите пешко-о-о-ом? Прямо пешко-о-ом? Не-е-е, я не дойду.

Тут делаются бо-о-о-ольшие глаза. Ну, чтоб я сразу поняла свою глупость и решила прогуляться вокруг «Сатурна».

Встречаемся у «Сатурна». Квест начинается ещё до встречи.

В чате куча голосовых:

– Вы где? А что такое «Сатурн»? Заброшка? А почему мы на заброшке-то встречаемся?

И если боги скажут да, мы всё-таки все встретимся у забытого богом «Сатурна». Он реально выглядит как заброшка. Но я... я-то насмотрелась на фото его молодости и теперь гляжу на него с восхищением. И знаю, что уже скоро все эти зумеры будут любить его как отца родного. Главное – сломать игру. Мы сразу поднимаемся по лестнице, из которой уже выпало пол-лестницы. Зачем? Именно с этого ракурса начинают проявляться крутые ритмы фасада «Сатурна».

И студенты начинают это видеть:

– Ого, а с этой стороны-то круто. Он как белый корабль!

– Не-не-е-е, он – выброшенный на берег огромный кит.

В «совмоде» главное – увидеть красоту конструкции здания, а для этого нужен правильный ракурс. Встанешь в нужную точку, и ларчик откроется. Доходим до мозаики Андрея Васнецова. Вначале никого она не впечатляет.

– Закрываем глаза, – говорю я.

– Что?

Все уже чувствуют, что что-то будет. Закрывают глаза. И мы начинаем гладить горные камни Карелии, Средней Азии и Урала. Прямо как в кино: в нас входит информация об этих камнях. Возможно, эту мозаику никто вообще никогда не трогал и тут группа безумных студентов начинает её гладить. Мозаика в шоке. Что такое случилось, что через пятьдесят лет к ней пришли эти безумные и начали её наглаживать? Может, люди осознали, что под открытым небом находится искусство? Мы открываем глаза и видим средневековые картины. Никто нам не поверит, но это точно было. У нас случилась любовь с «Сатурном». Это было нежно и трогательно. Нам стало жаль, что он стоит такой заброшенный. Что фасады забиты картоном, а плитка разрушена. Но мы смогли увидеть его таким, каким он родился в далёком семьдесят втором. Тут можно было всплакнуть.

Но мы идём дальше по Революционной через скульптурные композиции «История транспорта». Уже утомились. Студенты предлагают выпить лимонада, какого-то уникального. Так через пять минут я вдруг вижу себя, препода, стоящего со студентами в тольяттинской пивнухе, и пью божественный лимонад. Прогулка через пивнуху – это прям освежает. Работаем на контрасте. Лимонад почему-то сработал как пиво. Смеёмся не по-детски.

Впереди красавец ДКиТ – его нельзя не заметить. Если в городе есть главный, то это ДКиТ, он нагло встал на Революционной. Слышу возгласы студентов:

– И что в нём такого? Ну ничего красивого. Какая-то громадина.

Тут я открываю им тайну, что то, что они видят, – это вообще-то только половина ДКиТа. Показываю эскизы архитектора Рубаненко на телефоне. На них видно, что ни высокая башня мэрии, ни большой зрелищно-концертный зал не были построены вообще.

Студенты в шоке:

– Офигеть, так мы ж всю жизнь смотрим на этот недострой? И думаем, что так и было задумано. А что бы было, если бы его достроили?!

– Хм, что бы было... Да вообще всё по-другому было бы, да мы ж вообще другие были бы.

– Интересно-интересно, а как архитектору? Вот представьте: придумал он эту офигенную штуку, такой довольный. А её не достроили. И стоит она такая – недостроенная фигня.

– А все думают, что ты так и придумал. Что-то грустно совсем. Не хочу быть архитектором.

– Да, так и с дизайнером может быть.

В общем, погоревали. Но я уверена, что теперь мозг будет дорисовывать им высоченную башню, концертный зал, и архитектору станет немного легче.

Ещё у меня есть план. Увидеть ДКиТ изнутри. Пробираемся внутрь. Сквозь ярмарку сапог. Наверх по лестнице. Дальше квест: как не заблудиться в ДКиТе. Это же лабиринт. Лифты. Лестницы. Этажи. Витражи. Мозаики. Бежим наверх с дикой скоростью и резко встаём.

Весь Новик на ладони. Дыхание остановилось – мы счастливы. Мы нашли эту видовую точку. И конечно, селфи. Много-о-о-о селфи. Ничто так не вдохновляет, как пройти туда, куда нельзя.

После этого восхождения на гору ДКиТа мы удовлетворены и спокойны. И хотим есть. Все в пельменную!

Дальше были парки, прекрасный «Волгарь» и, конечно, выход по мосту на набу. Уже на ней мы сидели усталые и довольные. Смотрели на закат, по которому шли титры нашего фильма о городе. Сегодня мы дышали не одни, мы дышали вместе с городом!

А потом ещё все увидели, что тишина Комсы – это плюс. И вообще она похожа на курорт, как будто мы в Геленджик съездили на тралике. Что в Шлюзике не так страшно, как красиво. И что Питер реально клонирован тут. Если правильно сфоткаться, то можно обмануть друзей, что ты в Питер на день сгонял. Что Старик очень уютный, если ходить по правильным улицам. Но можно заблудиться среди старинных домиков и выйти непонятно где. А Новик не однообразный, а ритмичный.

Так пришла пятая стадия – ПРИНЯТИЕ.

Зачем любить свой город? Нужно ли вообще учиться его любить? Думаю, это выбор каждого. Ты можешь жить тут, но только телом, а мысленно мечтать о Париже, Питере... И твой город будет им постоянно проигрывать. Что-то он не такой исторический, не такой современный, не быстрый, не чистый, слишком маленький или большой. Он просто проиграл в этой игре. Но только проиграл-то и ты тоже, ты же в нём живёшь.

А вот другой вариант. Можешь научиться любить его характер. Ну, знаете, как человека, в которого влюблён. Бесит сильно, что не такой умный или весёлый, подставьте свои характеристики. А всё равно любишь почему-то, просто так. Потому что он есть в твоей жизни – и тебе с ним хорошо.

Яхт-клуб «Дружба». Акварель: выпускница Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета 2001 года, педагог детской художественной школы имени Репина, член Союза акварелистов России Татьяна Гаврилова

 Марина, тогда вопрос к тебе. Ты задала его в стендапе: зачем любить свой город?

– Хочу сказать, что кусочек этого стендапа трансформировался в кусочек спектакля «Фрида» театра «Секрет» в ДК «Тольятти». Мы взяли из стендапа кусок текста и адаптировали его для сцены. Фрида, кстати, мексиканская художница, она тоже преподавала. В постановке есть такой текст: «Как же вы живёте здесь, в месте, которое не любите? Если вы мысленно будете жить в Париже или Лос-Анджелесе, а телом – здесь, то вы проиграете, и город ваш проиграет». Это о том, что ты не живёшь своей жизнью, если не любишь то место, в котором живёшь.

– Для тебя Тольятти красив?

– Конечно, потому что я здесь живу (смеётся).

– А что для тебя – с точки зрения профессионала – красивый Тольятти?

– Если с точки зрения профессионала, то могу сказать, что в Тольятти очень много видовых точек. Видовая точка – это точка, из которой вид на город с определённого ракурса даёт эстетическое наслаждение. Ты начинаешь видеть его по-другому. Когда мы гуляем со студентами, я ставлю их на эти точки: «Посмотрите на [кинотеатр] «Сатурн» с этой точки». И студенты такие: «Ого, какие интересные пропорции!» Фасад, мозаика по-другому смотрятся. Надо уметь не просто смотреть, а выбирать места, откуда смотреть на город.

Ещё очень важно, в какое время суток ты смотришь. Если, допустим, идёт закатное солнце, я прекрасно понимаю, что фасады жёлтых домов будут освещены солнцем и станут золотыми. И тогда я иду гулять туда, где есть эти «золотые» дома. Таким образом, ты помогаешь себе влюбиться в город, зная, когда он прекрасен. Например, Новый город я люблю летом, потому что летом идёт лёгкий бриз с [Жигулёвского] моря и город становится курортным. Все эти огромные пространства, здания советского модернизма, зелень становятся максимально прекрасными именно в это время года.

– Если мы с тобой начали говорить об Автозаводском районе, давай поговорим и про Центральный.

– Хорошо. В Центральном я живу, я его тоже люблю.

На улице Гидростроевской, Центральный район Тольятти. Акварель: выпускница Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета 2001 года, педагог детской художественной школы имени Репина, член Союза акварелистов России Татьяна Гаврилова

– В какой сезон прекрасен Центральный район?

– Осенью. Центрально-кольцевая планировка района, где есть центр, улицы, расходящиеся лучами... Как говорят люди, тут постоянно плутаешь, потому что не знаешь, где выйдешь, но я-то никогда тут не плутаю, потому что знаю, где зайду, где выйду. Осенью (пора очарования!), когда очень много жёлтых листьев, усиливается ощущение уютности. Очень приятно бродить по улочкам. Жёлтые фасады по Карла Маркса, Гидростроевской осенью становятся золотыми – в этом тоже есть красота.

– Жители Комсомольского района тоже хотят услышать, когда он прекрасен.

– Комсомольский район для меня особенный, загадочный. Когда я туда приезжаю, всё время ощущение, что я приехала на курорт. Летом это ощущение усиливается. Район всё время удивляет: улочками, набережной... Наверное, весной он мне нравится больше всего. Потому что есть спуск к воде, когда спускаешься, видишь кусочки гор. Пробуждение.

 Но у нас четыре сезона, три района...

– Зимой надо идти на лыжах в лес. Там лучше, чем в любом из районов.

– Марина, я с тобой соглашусь. Более того – у нас в городе есть экскурсия, которая называется «Три района – три души». И многие отмечают, что у каждого района есть своя душа. В стендапе ты тоже говоришь о том, что можно любить город за его характер. Какой характер ты подчеркнула бы у каждого района?

– Я писала диссертацию (Марина Шилехина – кандидат культурологии. – Прим. авт.) о том, как дизайн может поменять культурное пространство каждого из районов. Смысл в том, что, анализируя районы с помощью разных инструментов (это инструменты знаменитого урбаниста Глазычева, масштабные уровни Владимира Шимко – много разных инструментов создано для анализа городской среды), мы можем сделать уникальный портрет плюсов и минусов каждого района. Давай начнём с Автозаводского района.

АВТОВАЗ, Автозаводский район Тольятти. Графика: студентка центра дизайна Тольяттинского государственного университета Ксения Попова

– Да, и давай всё-таки озвучим те видовые площадки, куда обязательно нужно попасть тольяттинцам.

– Эти темы как раз связаны. Итак, Автозаводский район. Куда мы идём со студентами? Естественно, это артерия, главная улица – Революционная, которую архитектор-градостроитель этого района Борис Рубаненко заложил как линейный центр. Если посмотреть планировку, то видно, что все ключевые объекты выстроены именно по этой улице: и скверы, и парки, и культурные центры.

Со студентами мы начинаем [путь] от «Сатурна», хотя сейчас этот кинотеатр и заброшен, что грустно, но пропорции «Сатурна», его изначальную архитектурную красоту можно оценить. Мы даже можем подойти к мозаике, она ещё сохранилась.

Следуя по Революционной далее, вы как раз можете насладиться ключевыми объектами. Но смотреть нужно не только на объекты, но и на ритмику домов. Если вы идёте по улице Революционной, вы видите «ритм» шестнадцатиэтажек справа, они усиливают «ритм» города – динамичного, активного. Если посмотреть на характер Нового города, то это характер наглого молодого человека, который приходит и говорит: «Я хочу завоевать мир». Он приходит и делает что хочет, строит такую планировку, которой раньше не было. Тольятти был городом будущего, это был очень смелый проект, когда его затевали. В России очень мало таких городов. Поэтому чтобы почувствовать характер Автозаводского района, идти надо быстро.

– Динамично.

– Да. Студенты всё время ноют: «Куда вы бежите?», но надо почувствовать этот ритм. В идеале надо ехать на машине, потому что Автозаводский район – город автомобилей, но пешком тоже можно. Особенно в хорошую погоду.

Идём динамично, можно включить правильную музыку – она усиливает ритм. Например, рэп или ещё что-то такое наглое.

Дальше мы со студентами переходим к ДКиТу (изначально дворец культуры и техники ВАЗа, сейчас – культурный центр «Автоград»; исходная аббревиатура закрепилась в речи тольяттинцев. – Прим. ред.). Мне нравится переход к нему, там очень необычный мостик, всегда ловлю там питерскую атмосферу. Питера или Москвы, но не Тольятти. Вы тоже попробуйте поймать и забыть, что это Тольятти. Вы поймаете, потому что под мостом, по-моему, четырёхполосное движение. Машин немного, но ощущение реки есть, если быстро идти.

Подходишь к ДКиТу. Там у нас, слава богу, построили...

– Там каскад парков и скверов.

– Да, летом особенно приятно гулять. Надо обязательно подняться на ДКиТ, чтобы сверху посмотреть направо, налево, увидеть, как выглядит Революционная. Надо менять уровни взгляда: не только по асфальту идти, но и подниматься, чтобы были разные уровни восприятия. Подойдите к ДКиТу близко, потрогайте фасад. В «Сатурне» потрогали плиточку, а в ДКиТе ещё и внутри очень круто.

ДКиТ (культурный центр «Автоград»). Фото: Татьяна Рыбинская

– ДКиТ – это отдельная передача: о нём, о мозаике...

– Внутри ДКиТа, кстати, проводят экскурсии. А если идти по Революционной далее, окажешься в новом прекрасном сквере. Там современный дизайн, благодаря которому сразу попадаешь в двадцать первый век. Очень приятно гулять там летом. Теперь ты – обязательно через «Вегу» (многофункциональный торгово-деловой центр. – Прим. ред.) – доходишь до набережной. Если в предыдущие годы на набережную не хотелось идти, то теперь очень будет хотеться. Правда, там завершилась реконструкция только одной очереди (напротив 6-го квартала Автозаводского района. – Прим. ред.), но и вторую (напротив 8-го квартала Автозаводского района. – Прим. ред.) скоро сделают (завершение работ запланировано на осень 2023 года. – Прим. ред.). И если выходить на набережную от «Веги», окажешься на мосту. Про него не все, кстати, знают. А там очень классная видовая точка. На ней мы обычно садимся и усталые смотрим на реку.

– И обязательно на этот мост надо зайти до заката, чтобы любоваться закатом, потому что [иногородние гости и местные жители] говорят: «Самое прекрасное в Тольятти – это небо и закаты». Да, это романтично и пробуждает приятные эмоции.

– На [дворец спорта] «Волгарь» не забудьте взглянуть. Лучше издалека. По форме он очень красив. У него египетская красота. А когда подойдёте к «Волгарю» близко, поднимитесь по лестнице на второй этаж... Не буду спойлерить.

И ещё один важный момент. Многие не знают, насколько уникален советский модернизм как стиль. Можно заранее про него немножко почитать.

– А если в двух словах?

– Это стиль родился именно в Советском Союзе на основе европейского стиля брутализм. «Совмод» на него, конечно, похож, но у него есть особые черты. Автозаводский район – это «город» советского модернизма, таких городов практически больше нет. То есть они есть как районы, но так, чтобы в большом пространстве было много объектов, – такого нет. Поэтому про Тольятти есть три или четыре книги.

– Марина, а жители Тольятти могут гордиться тем, что у нас есть объекты советского модернизма?

– Может быть, трудно оценить важность и красоту, потому что у нас в голове мысль, что красота – это обязательно исторические объекты девятнадцатого века.

– Да, замки, дворцы, кремль обязательно.

– Советский модернизм – это красота чистых форм, которую тоже надо любить.

Мозаики ДКиТа. Фото: Татьяна Рыбинская

– Какое прекрасное слово. Я вчера услышала словосочетание «визуальная гигиена»...

– Глаз отдохнёт от декоративности, считает красивую чистую форму. Да, у нас не очень ухаживают [за этими зданиями], нужно ведь поддерживать, чтобы объекты со временем сохранялись. Я надеюсь, в городе будут этим заниматься. Но здания стоят, можно ими любоваться и очень крутые фотки сделать, если с правильного ракурса фотографировать советский модернизм. А в ч/б какие они прекрасные!

– Ч/б – это чёрно-белые фотографии.

– Да.

– Я тоже знакома с этой историей. Многие фотографы приезжают в Тольятти, чтобы организовать фотосессии именно на объектах советского модернизма. Марина, я тоже очень люблю Автозаводский район, но давай всё-таки переедем в Центральный район, потому что он не менее уникален, у него своя душа, свой характер, своя атмосфера и, как принято говорить, своя энергетика. Что ты скажешь о нём? Где в Центральном районе видовые точки? Что обязательно нужно посмотреть и к чему прикоснуться?

– Мне нравится Центральный район тем, что в нём постоянно меняются уровни масштабов. Если Новый город высотный, то Центральный – он разный. И пятиэтажный, и девятиэтажный, и высотки сейчас стали строить. Поэтому ты идёшь – и у тебя то ощущение плотности постройки, то выходишь – и видовая точка, небо видишь. То есть ощущение неоднородности пространства.

– Так где видовые точки? Куда нужно подойти?

– Допустим, на Центральной площади. Там пока есть видовая точка: виден кусок неба, прекрасный вид на ДК «Тольятти» – красивый архитектурный объект. С левой стороны на здании вы можете увидеть уникальное декоративное панно «Прометей». Если его сфоткать снизу, получатся красивые снимки.

Ещё я люблю ту часть района, где [улица] Карла Маркса переходит в площадь Свободы. На площади – три объекта сталинского классицизма: театр «Пилигрим», городская администрация и обелиск Славы. Они построены в классическом стиле, и выглядит всё очень симметрично, приятно.

Если вы встанете на Молодёжный бульвар, то увидите ту самую точку с тремя объектами. Мы там со студентами обычно фотографируем.

Жёлтые фасады [домов на улице Карла Маркса], повторю, прекрасны при закатном солнце. Там лучше гулять именно в это время. Гуляя по Карла Маркса, можно иногда поймать ощущение европейского городка. Только рекламу плохую убрать, потому что вывески – это боль. Если бы дизайн-код ещё сделали нашему городу, вообще было бы прекрасно.

Улица Гидростроевская – это отдельная песня.

Кафе на улице Гидростроевской, Центральный район Тольятти. Акварель: выпускница Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета 2001 года, педагог детской художественной школы имени Репина, член Союза акварелистов России Татьяна Гаврилова

– В социальном городе. Соцгородом его называют.

– Он построен по уникальному проекту. Если присмотреться, можно увидеть декоративные элементы, которые украшают дома. Они тоже уникальны. Пройдите по внешнему периметру улицы, там классное кафе. Классное – потому что адекватно контексту места. Зайдите во дворы: там и велосипед старый стоит «в тему», виноград плетётся там, где надо... Люди так адаптируются, что не возникает ощущения, будто это что-то искусственное. Такие улочки и отражают Центральный район.

Если вы хотите почувствовать проспект, идите по улице Баныкина. Там справа лес, есть ощущение красивого стыка природного и городского начала.

– От улицы Баныкина можно доехать или дойти до Комсомольского района. Где там постоять? И что там посмотреть?

– В Комсомольском районе прекрасен спуск. Район находится на гористой местности, линейная сетевая планировка даёт ощущение бегущих ручейков. Как будто улицы спланированы по этим ручейкам. Идти лучше сверху вниз, а не наоборот. Вниз от улицы Матросова. Местные так и говорят – вниз. Идя вниз, можно увидеть парк (на улице Чайкиной). Его многие любят, потому что он как естественный кусочек леса.

В Комсомольском районе много зданий, сохранённых с пятидесятых годов: на самой улице, которая идёт вдоль набережной (улица Коммунистическая), и внутри эти здания тоже можно поискать. В них вы найдёте и декоративные розетки, и балкончики. Кстати, в одном из зданий (там супермаркет сейчас) есть сохранённый потолок, можно зайти в магазин (на Матросова, 9), поднять голову и увидеть розетки, лепнину. Комсомольский – исторический район.

Гуляем как-то летом со студентами и видим: во дворе стоит кресло, рядом торшер, столик. Люди оборудуют себе пространство на улице как дома. В Комсе нет чувства, что дом отдельно, город отдельно. Город – часть тебя.

Соцгород Центрального района Тольятти. Акварель: выпускница Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета 2001 года, педагог детской художественной школы имени Репина, член Союза акварелистов России Татьяна Гаврилова

– Марина, у тебя много студентов, которые приехали из других городов?

– Немного, но есть.

– Как у них проходят стадии принятия? Какие у них отзывы о городе?

– Когда в семестре идёт тема «Город», они говорят: «Как я буду делать работу по Тольятти, я же не отсюда?» Первая их реакция – я не знаю это место.

Я им объясняю: «Вы уже живёте год, надо исследовать пространство». То есть сразу легко не принимают. Потом трудно идёт: «Если я живу в Центральном районе, откуда я знаю, что там в Автозаводском?» Я говорю: «Ну, маршрутка минут тридцать идёт до Автозаводского». Про Комсу я молчу, туда вообще все боятся [ехать]. Кто там не был, они и не знают про неё.

То есть потихоньку идёт адаптация. У меня есть пример принятия: девочки приехали из Димитровграда и остались в Тольятти. Живут здесь, им нравится, не хотят уезжать, потому что они почувствовали ритм большого города. Они в Автозаводском районе живут.

– А ты помнишь, как было у тебя: любовь с первого взгляда или пять стадий принятия Тольятти? Или любовь складывалась постепенно, когда ты стала профессионально формироваться как дизайнер?

– Хороший вопрос. Когда ты об этом не думаешь, ты не вкладываешь в это энергию. Я живу – и мне нравится, где я живу. У меня не было такого: «Как можно жить в этом ужасном городе?»

Когда я стала писать диссертацию, мне выдали тему «Город». Я посопротивлялась. Думаю, зачем мне нужен этот город? А потом стала гулять и смотреть на этот город так, будто я исследователь. И стала видеть то, о чём рассказала. То есть ты выстраиваешь фокус – и город такой: «А, ну хорошо, тогда смотри». Я сейчас о том, что если вы захотите полюбить город, вы по-любому полюбите, потому что у вас появится на это фокус. Я сама изменилась и студентов начала мучить этой любовью как раз после того, как диссертацию начала писать.

– Что нужно ценить в нашем городе? 

– Первое – город сформировался в разное время, каждый район. Нам повезло, мы в течение дня можем побывать в разном времени. Не во всех городах это есть. Да, есть города старинные, но я бы не смогла жить в городе, в котором есть только старина, мне бы не хватало современности. Или, наоборот, в современном городе не хватало бы старины.

В Тольятти захотелось тебе тишины, мягкости – погуляй в Комсе, хочешь динамики – езжай в Новик.

В Комсомольском районе Тольятти. Акварель: выпускница Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета 2001 года, педагог детской художественной школы имени Репина, член Союза акварелистов России Татьяна Гаврилова

Второе – точно нужно ценить природу. Не знаю других мест, где ты можешь ехать на машине на работу и подумать: «А не постоять ли мне, не посмотреть ли на Волгу?» Вышел на Татищева (территория около памятника основателю Ставрополя Василию Татищеву на Лесопарковом шоссе в зоне отдыха между Автозаводским и Центральным районами Тольятти. – Прим. ред.), взял кофе, постоял и поехал. Или в лес пойти перед работой. У нас в ТГУ обеденный перерыв идёт почти час, я иногда гуляю в лесу. Это ценить надо. Я всегда студентам говорю: «Вы просто не знаете других городов».

– Марина, если бы тебе дали волю, где бы ты в нашем городе полноценно развернулась как профессионал?

– Конечно, я бы сделала городу брендинг. Смысл даже не в том, чтобы сделать (его многие пытались сделать), а в том, чтобы внедрить его. Очень много кейсов, это популярная тема – территориальный брендинг. Вот сейчас, кстати, у меня ребята изучают город для того, чтобы сделать айдентику для каждого района Тольятти. То есть я предлагаю сделать городу бренд и назначить бренд-менеджера, который постоянно будет заниматься поддержанием, внедрением и развитием. Это должен быть целый отдел.

– Марина, я с тобой согласна.

– И дизайн-код давайте ещё сделаем, и я успокоюсь.

– Марина, какое у тебя любимое место, где ты вдохновляешься, где набираешься сил?

– Место силы, наверное, там, где ты живёшь. Живу я в Центральном районе. Прилив сил я чувствую около озера в лесу за улицей Баныкина. Озеро искусственное, но выглядит как естественное. И там летом утки, круглый год белки. Там определённый микроклимат, которого нет нигде. Это место силы недалеко от моего дома, и я его очень люблю.

– Ну что ж, Марина, благодаря тебе у наших слушателей будет возможность в самое ближайшее время пройти по своему маршруту и открыть свой Тольятти. Спасибо тебе за разработку маршрутов. На этом твоя работа не заканчивается, много студентов пройдут через все стадии принятия города – тебе за это большое спасибо. И я тебя благодарю за нашу беседу.

– Я тоже хочу сказать спасибо. Катя, очень приятно было общаться с человеком, который тоже заинтересован городом и любит его, я же это чувствую. Я привыкла всегда «продавливать» со студентами, а в случае с тобой в этом нет необходимости. Ты любишь город. И хочу сказать спасибо всем, кто нас слушает, и пожелать вам попробовать настроить себя на любовь к городу. Если вы настроитесь и дадите городу шанс, скажете: «Хорошо, давай я сегодня посмотрю, какой ты, откройся мне» и с этим настроем ещё погуляете под любимую музыку, поверьте мне – вам что-то откроется. И желательно погулять по новым улочкам. Пройдите не там, где вы ходите обычно. И я вам желаю этих открытий! И чтобы вам было счастливо и светло в городе Тольятти.

– Дайте городу шанс полюбить его!

Пять стадий принятия города. Стендап препода Тольяттинского госуниверситета
Просмотров: 3952
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей