Чему химик из Тольяттинского государственного университета (ТГУ) сможет научить директоров школ со всей страны – слушайте в новостях «Толк радио».
Сергей Соков. Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ
Как организовать проектную деятельность школьников совместно с технологическими компаниями? Ответ на этот вопрос знает доцент центра медицинской химии ТГУ, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Химическая технология и ресурсосбережение» Сергей Соков. В ТГУ проектный подход к обучению студентов практикуется с 2017 года. Сегодня реальные проекты реализуют студенты всех курсов и направлений подготовки университета, в том числе совместно с индустриальными партнерами.
Богатым опытом ТГУ по выстраиванию партнёрских отношений со школами и промышленными предприятиями Сергей Соков поделится с директорами общеобразовательных учреждений на площадке образовательного центра «Сириус». Преподаватель стал экспертом съезда директоров школ, которые хотят развиваться в русле стратегии научно-технологического развития страны и делать учебный процесс полезным и увлекательным.
Чтобы обменяться опытом, ведущие педагоги лучших вузов, физико-математических и химико-биологических школ, тренеры национальных и региональных сборных по математике, информатике, физике, химии и биологии с 27 по 30 января соберутся в Сочи.
В интервью «Толк радио» Сергей Соков выразил уверенность, что опыт Тольяттинского госуниверситета при желании можно масштабировать и на школы.
– Это в первую очередь наш университетский проект, посвящённый проектной деятельности. Одна из особенностей нашего вуза – [сквозная проектная деятельность студентов]. Я расскажу о том, что мы вовлекаем студентов в проектную деятельность, то есть бывших школьников, по сути; о том, что студенты тоже могут браться за какие-то проекты по мотивам работы предприятий. Ну и, соответственно, вовлекать в эту проектную деятельность школьников. У нас был опыт, когда мы реализовывали некоторые проекты, которые подразумевали взаимодействие «студент – школьник». Это было достаточно интересно. Также я расскажу о том, как выстраивается индивидуальная траектория развития школьников, то есть «школа – вуз – предприятие». Как это у нас реализуется, какие преимущества даёт детям химическая отрасль: научные смены, различные олимпиады. Все эти проекты, с одной стороны, могут выглядеть достаточно типовыми, а с другой – они дают уникальный опыт погружения в тему для детей. И это я тоже хотел бы транслировать.
Сергей Соков – не только наставник одарённых школьников в инновационном центре «Сириус», но и постоянный эксперт регионального трека федерального проекта «Большие вызовы», специалист по молекулярной кухне и мастер популяризации науки. Разноплановый опыт поможет химику из ТГУ делиться уникальными знаниями на стыке производственного и образовательного секторов. По словам Сергея Сокова, благодаря выстроенной ТГУ и промпредприятиями профориентационной системе у тольяттинских школьников есть уникальная возможность не только учить химию по книжке, но и видеть, как она воплощается в жизнь.
– Уникальность нашего опыта, в первую очередь, в том, что это взаимодействие между школами, вузом и предприятиями. Не каждый вуз готов выстраивать такую траекторию взаимодействия, не каждое предприятие рассматривает подобные варианты. Потому что предприятию удобнее вкладываться непосредственно в студентов: это, по сути, будущие работники. Если говорить о школьниках – речь всё-таки о долгосрочных перспективах. Уникальность в том, что предприятия химической отрасли нашего города консолидированно решили выстроить такую траекторию взаимодействия, которая направлена на развитие, на перспективу.
Добавим, что цель работы образовательного центра «Сириус» – профессиональная поддержка одарённых детей. Площадка работает круглый год. Ежемесячно в «Сириус» приезжают порядка 800 детей от 10 до 17 лет из всех регионов России. Сергей Соков работает с образовательным центром «Сириус» в качестве эксперта с 2020 года.