Кто: Игорь Ключников, креативный продюсер Департамента производства и маркетинга, телеканал «Ю».
О чём: «Хиты случаются – 2 простых и 87 сложных способов придумать успешный телеформат».
Именно эта фраза, которую вы видите в подзаголовке, и стала лейтмотивом последнего мастер-класса. Строго говоря, мастер-классом это назвать нельзя. Это была и игра со зрителем, и совместная умственная работа.
По словам Ключникова, собственно, вот они, эти два простых способа придумать успешный телеформат – или копировать, или воровать. Об остальных 87 способах он, к сожалению, умолчал. Но слушатели были довольны. И вот, почему.
– Придумывание идеи программы – это вообще не самая тяжёлая задача. Не обязательно составлять какие-то планы, расписывать сценарии и прочее. Самое успешное сейчас шоу – «Орёл и решка» на телеканале «Пятница» можно описать одной строкой: один путешественник отдыхает на сто долларов, а второй с «золотой карточкой». Именно с такой формулировкой автор программы и пришла в продюсерский центр. И вот, во что это вылилось – они стали звёздами. Поэтому, если у вас есть идеи – наберите в копилку хотя бы сотню таких вот однострочных формулировок, и сколько-то из них обязательно выстрелит.
Переходя к «двум простым способам», Ключников спросил у слушателей, сколько они знают телевизионных передач про ремонт, и сколько – в жанре make over, когда главного героя программы преображают с помощью стилистов, косметологов и т.д. Слушатели навскидку вспомнили около десятка программ. А после этого лектор предложил попробовать соединить «основные фишки» той или иной программы с «основными фишками» другой. И начался креатив. «Школа ремонта» соединялась со «Снимите это немедленно!», «Модный приговор» – с «Квартирным вопросом» и т.д. Слушатели сыпали подчас абсурдными идеями, но лектору это, по-видимому, нравилось, и он высказывал бурное одобрение.
– Представим. Как в «Модном приговоре», в квартиру к какой-нибудь бабушке приходят её родственники и специалисты по ремонту и начинают жаловаться, что в квартире у неё ремонт из рук вон плох. И надо бы переделать. А бабушка сопротивляется! Ей нравятся эти обои, эти занавески, этот гобелен с оленем тридцать пятого года! Но ремонт делают, а потом смотрят на реакцию бабушки. Чем не новый формат? Отлично же!
По словам Ключникова, вдохновение стоит искать в зарубежном телевещании:
– Смотрите любое телевидение – западное, восточное, азиатское, австралийское, новозеландское, мексиканское – какое угодно. Увидели какую-нибудь фишку, вдохновились ею, подумали, как это можно применить у нас. И взяли её. Совместили с чем-нибудь другим – формат готов!
О том, что Ключников думает по поводу семидесятой главы Гражданского Кодекса Российской Федерации – «Авторское право», слушатели, к сожалению, не узнали – время подошло к концу, и первый день мастер-классов в рамках «ТЭФИ-Регион – 2016» закончился.