Эксперт ЕГЭ, филолог, педагог Кнара Буниатян: «Хочу зажигать лампочки в глазах учеников»

Соорганизатор «Тотального диктанта», эксперт ЕГЭ, активист внеучебки Тольяттинского государственного университета (ТГУ), лучший студент ТГУ 2019 года в номинации «Открытие года», автор собственной рубрики в газете «Тольяттинский университет», спикер «Академии первокурсника» и тьютор проектной деятельности ТГУ. Всё это один человек – магистрант кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ Кнара Буниатян. За годы учёбы в университете Кнара прошла путь от студента-бакалавра до ассистента кафедры, параллельно девушка работает репетитором – готовит школьников к единому государственному экзамену по русскому языку. В интервью Молодёжному медиахолдингу «Есть talk!» Кнара Буниатян рассказывает, как подготовиться к ЕГЭ без стресса для родителей и учеников, что поможет сдать экзамен на высший балл и чем педагогу увлечь детей, которые постоянно сидят в телефоне.

«Законы языка изучать интереснее юридических»

– Кнара, за время обучения на бакалавриате у тебя накопился внушительный список достижений: научные конференции, внеучебка, красный диплом. Какое достижение за эти четыре года для тебя самое важное?

– Для меня важнее всего красный диплом. Я была нацелена именно учиться. Мне очень повезло, что я успевала заниматься ещё внеучебной и научной деятельностью. Но учиться на «отлично» – это была приоритетная цель, и её удалось достичь.

– Ещё и работа в частной школе...

– Да. С первого курса я преподаю в школе дополнительного образования, готовлю ребят к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Можно сказать, что я сразу и практический опыт нарабатывала. Сейчас я в своей школе не только преподаватель, но и методист, а ещё веду соцсети.

– Как ты пришла к преподаванию? Как поняла, что хочешь и можешь передавать знания?

– Если копнуть глубоко и посмотреть родословную, то есть вероятность, что преподавание, как и любовь к детям, передалось мне генетически. У меня три тёти в Армении работают учительницами, все по разным предметам: одна по шахматам, другая по математике, третья учит родному языку. Но я до девятого класса думала, что буду прокурором или судьёй. Хотела знать человеческие права, уметь отстаивать их, меня это интересовало. Но в какой-то момент я поняла, что не очень хочу возиться с бумагами, с законами, что законы языка изучать интереснее. Мне очень нравились литература и русский язык, но выбор стоял ещё и между историей и обществознанием. Мне всё было интересно, но в какой-то момент я сделала выбор в пользу филологии. Думаю, моя миссия – учить, мотивировать получать знания и быть наставником.

– Почему же при таком богатом выборе ты остановилась именно на филологии?

– Я любила читать с 14 лет. Сейчас читаю в основном рабочую и научную литературу, художественную – максимум летом, когда появляется время. Но запоем. Ухожу в книжный запой либо на новогодних каникулах, либо летом. За это лето успела прочитать книг 10–20.

– Некоторые в год столько не успевают! Скорочтение?

– Скорочтение и запой, когда прочитала одну книгу и такая: «Спасибо, это был отличный опыт. Следующая книга!»

 

 «Поступив в ТГУ, поняла, что сделала правильный выбор»

– Почему ты выбрала именно Тольяттинский госуниверситет?

– У меня был выбор между Тольятти и Самарой. Ещё хотела поступать в Сочи, но решила, что пока рано, это была бы слишком самостоятельная жизнь в 18 лет. Поэтому выбирала поближе: Самара или ТГУ. Потом начала читать (я была очень любознательным абитуриентом) – начиная с информации о кафедре и заканчивая профкомом студентов и аспирантов ТГУ. Мне всё в целом понравилось: и учебная сторона студенческой жизни, и внеучебная. Я поняла, что внеучебкой тоже можно заниматься, чем, собственно, я сразу же и занялась. Я была и в студактиве, и в студенческом профкоме, занималась тьюторством на проектной деятельности.

По всем критериям, по которым я выбирала вуз, ТГУ мне понравился. Я потом ездила в те вузы, которые в своё время рассматривала для поступления, видела, что есть в тех университетах, и поняла, что сделала правильный выбор и довольна им на сто процентов.

«В занятиях с учениками для меня важен индивидуальный подход»

– С детьми какого возраста ты занимаешься?

– Средние классы и старшеклассники. А теперь и со студентами работаю. В 2020 году у меня выпустился ученик, которому было 26 лет, его зовут Женя. Я очень удивилась, когда в начале учебного года директор моей школы сказала, что в группе со старшеклассниками будет учиться 26-летний. Думаю, зачем ему это? Оказалось, что для продвижения по карьерной лестнице ему нужно образование в сфере логистики, и он будет пересдавать ЕГЭ. Женя оказался очень ответственным человеком, учился на уровне со всеми, приезжал после работы, выполнял «домашку», писал все сочинения. Так что самому старшему ученику 26 лет, а самому младшему 14–15, наверное. Совсем малышей не было, только пятиклассники на практике в школе.

– А совсем взрослые к тебе обращались, чтобы подтянуть знание русского языка?

– Да, спрос есть. Взрослым я предлагаю марафоны грамотности, которые делаю в своём блоге. Во время марафона мы целую неделю повторяем русский язык, каждый день – новый раздел: орфоэпия, орфография, пунктуация, синтаксис и так далее. Разбираем сложные случаи, которые не все помнят со школы. Взрослые, которые на меня подписаны, порой более активны в учёбе, чем их дети. Кто-то даже делится советскими лайфхаками, рассказывает, как запоминали то или иное правило в школе. Что-то из их опыта я перенимаю для своих занятий.

– На твоём сайте написано, что учебный процесс ты начинаешь со знакомства-анкетирования, потом идёт подготовка ученика к экзаменам, а затем дальнейшая поддержка. Расскажи, пожалуйста, подробнее про каждый из этапов.

– Когда ко мне приходит новый ученик, я провожу пробное занятие. Мы пишем входное тестирование, по его итогам я понимаю, какую программу составлять, показываю её родителям (или ученику, если это старшеклассник). Если всё хорошо и мы продолжаем работать вместе, я отправляю ученику другую анкету. Один из моих любимых вопросов в ней – о типе восприятия информации (я отправляю специальный тест, чтобы ученик смог это узнать).

– Типы восприятия – это визуалы, аудиалы...

– Да, они самые. Кинестетик и дискрет ещё есть. Я примерно понимаю, какой тип восприятия у ученика, но мне интересно знать наверняка. Если ученик аудиал, я больше проговариваю вслух, если визуал, делаю упор на презентации, конспекты и схемы. Школьники сейчас больше визуалы, конечно.

– Дальше начинается подготовка. Как строится занятие?

– Зависит от того, очно занятие проходит или онлайн. Если онлайн, я заранее готовлю все документы и вкладки в браузере, проверяю камеру, микрофон. Если очно, печатаю весь дополнительный материал к занятию. У меня авторские конспекты по всем заданиям, я всегда выдаю ученикам раздаточный материал. Там те же правила русского языка, что и в учебниках, только максимально чётко, лаконично и понятно, есть схемы, таблички.

Работаем так: сначала теория по конспектам, потом практика, ещё раз практика, самостоятельная работа. Я обязательно включаю в занятие интерактивы (педагоги привыкли называть это спецэффектами – повторение какого-нибудь правила с помощью различных веб-ресурсов для учителей). Например, устраиваю ученикам зачёт с помощью «барабана»: крутишь его, тебе попадается правило, и ты должен его рассказать.

– Эти игровые моменты, спецэффекты – «наследие» твоей кафедры, где вас учат в том числе и методикам преподавания? Или это твой собственный опыт из практики?

– Нас учили современным подходам к преподаванию, но мои спецэффекты – результат практики. Первый год я работала по классике: дети пришли, записали теорию, сделали практику, ушли. Потом поняла, что чего-то не хватает, такие занятия они и в школе получают. Хотелось придумать что-то интересное. Например, я вела занятие у пятиклашек, мы с ними читали сказку Ганса Христиана Андерсена «Соловей». Суть занятия была в том, что они переходили по QR-коду на гугл-форму и делали задание – придумывали мем по сказке. Я не ожидала, что будут такие классные, качественные работы. Мы потом с упоением смотрели мемы с учениками, я и одногруппникам их показывала. Пятиклашки проникли в суть сказки, поняли, что из этого можно упаковать в мем. Делать мемы сложно, но дети ухватили суть сказки и сделали очень хорошие работы.

– Последний пункт структуры твоих занятий – поддержка. Что в него входит?

– Раз в месяц или в два я провожу тренинги «Мотивация и дисциплина», «Тайм-менеджмент», «Эмоциональный интеллект».

– Это всё для детей?

– Да, но для родителей я тоже хочу начать проводить тренинги про ОГЭ, ЕГЭ, потому что не всем эта система понятна. Я люблю школу, но в ней пугают экзаменами, дети приходят ко мне на занятия напряжёнными. А родители просто не понимают, что ждёт детей, соответственно, дают им меньше поддержки. Хочется, чтобы родители понимали, что даже с ОГЭ у детей не всё гладко, а сдавать четыре экзамена – сложно.

– Ещё одна твоя «фишка» – индивидуальный подход к каждому ученику. В чём он выражается?

– Начиная с тестирования о типе восприятия и заканчивая тем, что я не из тех репетиторов, которые полтора часа дают знания, а потом закрывают за учеником дверь до следующего занятия. Я всегда говорю ребятам: «Если у вас остались вопросы, если вы устали, выгораете – пишите мне». Я не просто репетитор, но и наставник, мне важно, чтобы каждый ребёнок дошёл до прогресса без стресса, а в год ЕГЭ стресс у детей особенно силён. Перед экзаменами всегда созваниваюсь с детьми, настраиваю на позитивный лад, напоминаю основные моменты, даю советы. Не оставляю их и после экзаменов. В этом году у меня была очень ответственная ученица, хотела идти в органы внутренних дел. Сдала пробный экзамен на 98 баллов, а на ЕГЭ набрала всего 76. У нас обеих был шок. Начинаю проверять её работу, чтобы понять, можно ли подать апелляцию, смотрю тестовую часть и вижу, что у неё в бланке ответы есть, а в электронном виде ответов нет. Мы срочно подали апелляцию из-за технической ошибки. В школе её отговаривали, но я убедила девочку не сдаваться. Месяц ждали решения апелляционной комиссии. В итоге результат пересмотрели, у неё стало 87 баллов. Вот это и есть поддержка!

 «Не бывает неважных вопросов»

– В одном из интервью ты говорила, что преподаватель должен уметь отвечать на все вопросы учеников, даже смешные или нелепые. Тебе это удаётся?

– Думаю, удаётся. Если я чего-то не знаю – найду. Или скажу: «Отличный вопрос, давайте подумаем вместе». Чаще всего вопросы задают про язык, а на нашей кафедре в ТГУ очень сильная база в этом плане. Мы и древнегреческий изучаем, и старославянский, и древнерусский языки. Когда спрашивают, почему в языке что-то устроено так, а не иначе, я могу ответить выдержкой из курса какого-нибудь мёртвого языка.

Бывают, конечно, и сложные вопросы, иногда удивляешься, как дети до этого додумались. Но когда ты филолог, ты знаешь некоторые вещи просто интуитивно. А начинаешь объяснять (у меня первые годы работы так было) – и становится сложно.

– Не бывает такого, что вопрос показался тебе неважным и ты, грубо говоря, отмахнулась?

– Нет! Неважных вопросов вообще быть не может, если речь идёт об ученике и преподавателе! Ученики должны выходить из кабинета, понимая, что получили знания, что они высказались и их услышали. Я сейчас изучаю психологию подростков и понимаю, что, выстраивая с ними отношения, нужно много слушать.

– Идёт пятый год твоей работы репетитором. Скольких учеников ты взрастила за это время?

– Точно больше 120 человек, считая всех, кто набран в этом году.

– Каких результатов добились твои ребята?

– За ОГЭ почти у всех пятёрки, хотя есть и четвёрки. В среднем мои ребята набирают около 80 баллов и больше. Самый высокий результат – 98 баллов.

– Сотни не было?

– Не было, но я жду этого героя. Пока получить сто баллов ребятам удаётся только на пробных экзаменах.

– В 2021 году ты стала экспертом ЕГЭ. Что это за статус и чем он тебе полезен?

– Эксперт ЕГЭ – это человек, который минимум три года отработал в школе, прошёл специальные курсы и может официально проверять экзаменационные работы. Я отправила документы, и мне разрешили пройти обучение. Столько нормативных документов, как на этих курсах, я в жизни не видела! Статус эксперта ЕГЭ помогает понять нормативную базу экзамена, методику оценки работ школьников: как поставить правильный балл за задание в спорной ситуации, как проверить тот или иной критерий.

– Чему ты научилась у своих учеников?

– Работа со школьниками показала, что нет одинаковых людей, к каждому нужно искать подход, уметь объяснять так, чтобы все поняли. Это первое. Второе – нужно обязательно давать ученикам свободу творчества, свободу слова. У них столько мыслей! Кто бы что ни говорил про нынешнее поколение, у них такое крутое мышление, они все очень любознательные, чуткие. Нужно только, чтобы учитель, наставник увидел этот потенциал. Раньше я этому училась, а сейчас уже интуитивно вижу в каждом изюминку. Ну и конечно, ученики научили меня тому, что нет ничего невозможного, если искренне любишь своё дело.

– Ты помогаешь ученикам справляться со страхом перед экзаменами. Поделись и с нами, как не бояться учиться и двигаться к прогрессу без стресса?

– Экзамены – это система, и если выстроить эту систему у себя в голове, будет намного легче. Ты понимаешь, по какой траектории двигаешься, уходят паника и волнение. Нужен чёткий план. Я его составляю с учениками, показываю, что в нём нет места панике. За два месяца, допустим, ученик пройдёт сначала орфографию, потом пунктуацию, и все основные моменты он уже будет понимать.

Чёткий план, время для отдыха, время, проведённое с родными и друзьями – вот рецепт прогресса без стресса. Помню, когда сама сдавала ЕГЭ, я пошла с подругой в кино и была в шоке от того, что по-настоящему отдохнула. Часто ребята просто забывают, что можно отдыхать. С психологической точки зрения важно отслеживать своё состояние, вовремя понимать, что ты либо остановишься, либо сломаешься.

«До 12 лет я не любила читать»

– Наверное, один из главных вопросов интервью с филологом – как выучить русский язык? На что обратить внимание?

– Выучить русский язык нельзя. Невозможно запомнить все слова, которые люди пишут. Чтобы хорошо владеть русским языком, нужно читать книги, общаться с филологами, смотреть обучающие видео, слушать подкасты про русский язык (у «Арзамаса», например, много классных лекций), нужно подписаться на мой блог (смеётся). Но самое главное всё-таки – общение с филологами, грамотными людьми.

– Ты говоришь, нужно читать книги. А какие? Кто-то говорит, что классику, кто-то агитирует за современную литературу.

– Современные школьники не любят классику, я это вижу. Им интереснее зарубежная литература. В какой-то степени я их понимаю, возраст у них такой. Выбирая между «Гарри Поттером» и «Горе от ума», многие выберут «Гарри Поттера».

Читать, конечно, нужно классику, мировую литературу. «Капитанскую дочку» надо прочитать, «Евгения Онегина»... Кто-то читает мифы Древней Греции – пожалуйста. Главное – читать. Если ребята не любят читать, возможно, они ещё не нашли ту самую книгу. Любовь к чтению всегда начинается с определённой книги, у меня тоже так было. До 12 лет я вообще не любила читать, меня заставляли, а потом пошло-поехало.

– Какая книга стала «спусковым крючком»?

– По-моему, какой-то зарубежный роман. Он был так красиво написан! Это было в начале подросткового периода, когда начинаешь интересоваться философскими темами. Я читала романы про дружбу, нравственные ценности. Последняя книга, которая меня впечатлила, – «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян. Я люблю этого автора, познакомилась с её творчеством во время учёбы в ТГУ. Ольга Дмитриевна Паршина (завкафедрой «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ. – Прим. ред.) мне её посоветовала в качестве объекта исследования для курсовой работы. Я изучала текст Наринэ Юрьевны в курсовой работе и влюбилась в супернасыщенный, супервкусный текст.

«Чтобы понять правило, запомните Юлю»

– Ты наверняка знаешь лайфхаки, которые помогают разобраться в хитросплетениях русского языка. Поделишься парочкой?

– Например, лайфхак о том, как запомнить правило слитного и дефисного написания слов с пол-. Нужно запомнить волшебное имя Юля. Если часть слова после пол- начинается с заглавной буквы, например, пол-Тольятти, – пишете всё слово с дефисом (проводим аналогию с заглавной Ю в имени Юля). Дальше Л. Если часть слова после пол- начинается с Л, тоже пишем слово с дефисом: пол-лимона. Последняя буква в имени Юля – буква Я. Это гласная буква. Тоже ставим дефис: пол-арбуза, пол-яблока. Во всех остальных случаях пишется слитно.

Правила можно запоминать через имена, через ассоциации. Например: «Макать – значит, погружать в жидкость (макать блин в сметану) – пишем корень с чередованием МАК. Промок ты под дождём – пропустил жидкость – пишем МОК».

 

«Лидер должен уметь говорить красиво»

– В описании твоего блога «ВКонтакте» сказано, что это блог «о русском языке, речевом имидже и мотивации». Про русский язык мы уже сказали. Давай поговорим про следующую составляющую – речевой имидж. Что ты вкладываешь в это понятие?

– Речевой имидж – это языковая картина человека: его лексика, умение владеть языком, общаться на нём с людьми. Меня часто хвалят, что я очень осторожна с языком, потому что знаю – за каждым словом скрывается такая бездна! Язык нужно использовать осторожно. Ещё один аспект речевого имиджа – словарный запас, ораторское искусство. Есть люди, которые внешне выглядят красиво, статно, благородно, но как только начинают говорить, слышишь поток просторечий. Или голос писклявый, или говорят косноязычно. Когда у человека речь поставлена, за ним хочется идти, это лидер. Лидер должен уметь говорить.

– Как ты помогаешь создавать благоприятный речевой имидж с помощью блога?

– Мы разговариваем о словах, повторяем правила, учимся избавляться от слов-паразитов, заменять их на что-то более благозвучное. Речевой имидж – это дело практики, но у кого-то это получается интуитивно.

– Врождённая грамотность.

– Я побаиваюсь именно так формулировать, потому что нет стопроцентной грамотности.

– А как точнее назвать?

– Начитанный человек с хорошей памятью. Если в детстве много читал, мозг, наверное, просто запомнил, как правильно.

Разжечь камин мотивации

– Третий пункт из описания твоего блога – мотивация. Какой должна быть правильная мотивация у школьника, сдающего экзамены? Как эту мотивацию в себе взрастить и поддерживать?

– Когда я рассказываю ученикам про мотивацию, всегда начинаю с цифр. За девять месяцев можно подготовиться и сдать ЕГЭ с высоким результатом. А если сдать экзамен на 95 баллов и выше, можно первые полгода в вузе получать повышенную стипендию. Ещё я люблю давать цифры в сравнении: если вы не высокобалльник – вы получаете одну стипендию, если высокобалльник – другую. Почувствуйте разницу.

Если мотивация угасает, надо её восстанавливать с помощью тренингов. Угасание случается у всех учеников примерно в одно и то же время, они устают. Чтобы не дать фитилю мотивации потухнуть, я провожу тренинг «Мотивация и дисциплина», делаю из этого фитиля «камин», а чтобы он получился, обязательно нужно добавить дисциплину: хочешь 95 баллов – в этот день и в этот занимаешься русским языком с репетитором, в такой-то день – сам, в остальные дни – в школе.

 

 «Я не собиралась работать в вузе»

– С первого сентября этого года у тебя новый статус – ты работаешь ассистентом на родной кафедре «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ. Но, обучаясь на бакалавриате, ты говорила в интервью, что хотела бы поработать в школе. Почему в итоге выбрала кафедру?

– В мае этого года я планировала запускать свою онлайн-школу и продолжать работать в частной школе, занимаясь репетиторством. Хотела углубиться в работу и думала, что в магистратуру не пойду, хватит с меня 15 лет учёбы.

Но в начале лета мне звонит Ольга Дмитриевна Паршина и говорит, что на кафедре появилась вакансия ассистента и она очень хочет, чтобы я работала на этой должности. Она сказала: «Нам нужны амбициозные молодые кадры, с опытом, с таким мышлением, как у вас». А у меня вообще не было в планах работать в вузе. Я ответила Ольге Дмитриевне, что подумаю. Подумала, что со школьниками я работаю уже четыре года, хочется роста, нового опыта, поэтому согласилась. Но тогда нужно было поступать в магистратуру. Мы поговорили, обсудили мою загруженность. Ставка небольшая, так что я смогла бы совмещать её с другой занятостью. И я начала работать и поступила в магистратуру по профилю «Лингвистическая экспертиза» на своей же кафедре.

Ассистент кафедры – это крутой опыт, это новая сфера. Потому что я в целом понимала, как ТГУ работает, как всё устроено у активистов внеучебной деятельности. Теперь же я заглянула по ту сторону профессорско-преподавательской деятельности. Рада, что мне доверили такую должность, это большая ответственность. Думаю, будет интересно.

Рецепт тайм-менеджмента

– Как тебе удаётся всё успевать?

– Дисциплина и планирование. У меня всё расписано по приоритетам. Сначала работа и учёба в магистратуре. Это обязательные моменты, я каждую неделю пишу себе график на следующую неделю. Потом примерное расписание частного репетиторства.

Рецепт такой: составляем план на неделю, добавляем в него самое обязательное, приправляем тем, что нужно (и можно) передвинуть на другие даты. Важно составлять гибкий график и делать промежутки для отдыха между занятиями. В первые годы работы я этого не делала и очень выматывалась. Теперь ставлю в график минут 20–30 отдыха.

Нет такого, что ты позволяешь дню идти так, как он идёт, без планов и графиков?

– Нет, такого не может быть. Если свободный день и случается, он обязательно заполнен делами.

– На хобби время остаётся?

– Я стараюсь заниматься творчеством. Спасибо Ольге Дмитриевне Паршиной, которая привила нам на четвёртом курсе такую привычку. Она говорила, что очень важно уметь себя порадовать. Я раскрашиваю картины по номерам, люблю слушать музыку, просыпаюсь под неё, настраиваюсь на день. Нравятся танцы (это вообще важно – если ты много работаешь головой, нужно давать активность телу). Ещё мне очень нравится дизайн, я делаю дизайн и для своего блога, и для соцсетей частной школы, в которой работаю. Мой блог – тоже хобби. Ещё есть прогулки, встречи с друзьями. И чтение, конечно.

– А путешествия? У тебя во «ВКонтакте» много фото из поездок по Санкт-Петербургу, Армении...

– Путешествия – больная тема. Когда ты учитель, времени на путешествия очень мало, ты загружен каждый день. Есть люди, которые работают онлайн и могут себе позволить находиться в любой точке мира. У меня такой возможности нет, а взять отпуск посередине года на две недели мне совесть не позволит. Так что путешествую только на каникулах. Этим летом удалось побывать в двух городах: в Стерлитамаке и Санкт-Петербурге. Такие поездки дают выдохнуть. Но по опыту коллег и своему собственному могу сказать, что чаще всего люди работают и летом. Кто-то проходит курсы, учится чему-то новому, а я, например, обновляла авторские конспекты, по которым веду занятия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. «Упаковывала» методические материалы в картинки, думала, как ещё лучше и понятнее донести ту или иную информацию.

– Расскажи о своих карьерных планах и перспективах. Будешь совершенствоваться как преподаватель в системе высшего образования, пойдёшь работать в школу или вообще что-то третье?

– Пока хотела бы поработать ассистентом кафедры, потом, возможно, получить статус преподавателя. Если всё пойдёт хорошо, можно продолжать работу в университете. Сферу образования я в ближайшее время точно не покину. Скорее всего, буду развиваться параллельно в других направлениях, например в психологии, она важна при работе с подростками. Хорошо бы открыть онлайн-школу. Я сейчас на этой стадии, но всё очень потихонечку двигается. Но оно и хорошо, я получаю опыт, чтобы делать что-то по-настоящему качественное.

Просмотров: 7322
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей