Фактчекинг и верификация. Почему важно не забывать о фактах?

Сейчас на кончиках пальцев у нас целый мир. Поисковики в смартфонах по нашим запросам выдают море информации. Но далеко не все новости человек должен впитывать и принимать за правду. Фильтровать информацию, увы, могут даже не все журналисты. На чём и спотыкаются при написании текстов.


С того самого момента, когда на площадях стали продавать эксклюзивную информацию о товарах на рынке, возникла журналистика. Любой журналист – это продавец контента. Но в отличие от блогов, твиттера и разного рода инсайдеров, которые имеют преимущество в скорости, сильной стороной профессиональных журналистов до сих пор является достоверность. Именно она всегда будет иметь спрос. И прежде чем о чём-то написать, журналист должен задать самому себе вопрос: «Сколько человек я смогу этим убить?». Повысить достоверность информации журналисту может помочь приобретение ещё одной специальности. Это сделает его профессионалом в той области, в которой он будет работать в СМИ и таким образом будет дороже «стоить» на рынке.

Фактчекинг – очень важный пункт при написании любого текста. Не будь его, возможно, конфликтов, войн, обид и сломанных судеб было бы намного больше. СМИ меняют картину мира человека, формируют его взгляды и мнения. А это большая ответственность, ведь в основе любых историй лежат человеческие жизни, и об этом мы должны помнить всегда.

Фактчекинг – это, прежде всего, про кропотливую внимательность. Под этим термином, говоря самым простым языком, понимается проверка фактов. Эта процедура не должна означать их подгонку под свою точку зрения лишь потому, что имеем к объекту предвзятое отношение – понятия объективной журналистики в принципе не существует: если о чём-то пишет человек, написанное уже будет субъективно. Поэтому рассчитывать на стопроцентную честность в современных СМИ не стоит. Но журналист способен уменьшить субъективность за счёт приведения в своём материале статистики, подтверждённых данных, цифр, за счёт логики и рационального мышления.

Для этого нужно придерживаться простых пунктов.

1. Всегда делать собственную проверку

Не стоит опираться на данные из других источников: уровень предвзятости других СМИ и сайтов может быть разным. Одним словом, журналистская гигиена – обязанность каждого.

2. Нельзя полагаться на единственный источник информации

Их должно быть минимум три. При этом проверка фотографий тоже очень важна. Производить поиск по картинке в поисковиках – ещё один способ обезопасить себя от ложной информации.

3. Работа с первоисточником

Человек, который непосредственно относится к вашей проблеме или событию, – это единственный человек, который вам нужен.

4. Вычисляем фейки

Узнать поддельных пользователей легко – у них нет персональных данных, они используют странные имена, на их страницах в соцсетях размещены преимущественно репосты с чужих источников. Это явные признаки, что доверять таким пользователям нельзя.

В условиях развития интернет-СМИ необходимость проверки информации очень актуальна. Отдавая приоритет оперативности, журналист часто забывает о качестве публикуемого контента. Но соблюдая все важные шаги при проверке информации, журналист всегда останется востребованным у своей аудитории.

Просмотров: 2966
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей