Идеальное ТВ-интервью: кто, как и с кем? Мастер-класс шеф-редактора «Россия 24» Виты Лаховой

Интервью на телевидении – дело, казалось бы, незатейливое: пришёл, задал спикеру вопросы, снял на камеру и ушёл. Но как и в любом профессиональном деле, здесь есть много нюансов. Хочешь получить материал высокого качества – делай качественно. А как делать – рассказывает шеф-редактор телеканала «Россия 24» Вита Лахова.

Мастер-класс «Интервью для ТВ: поймать, спросить, выбрать лучшее», в котором участвовали студенты кафедры «Журналистика» опорного Тольяттинского государственного университета, журналист провела в культурном центре «Зодчие» в рамках фестиваля «Пингвины пера» в Москве. Вита – «новостник» до мозга костей, и перед тем как приступить к мастер-классу, она поделилась своим опытом в журналистике. Оказалось, что телевидением она занимается с детства. Знакомство с профессией для неё началось с молодёжной телевизионной студии. Дальше последовало обучение на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Сегодня она шеф-редактор телеканала «Россия 24». В ходе мастер-класса Вита поделилась с участниками инструкцией по проведению идеального телевизионного интервью.

I. Присутствие в кадре

Первое, о чём должен помнить журналист, – он в кадре. Его неуверенность может передаться и спикеру, который чувствует себя ещё более некомфортно во время съёмки, потому что к ней не привык. При этом, несмотря на многолетний опыт работы в СМИ, Вита с камерой так и не подружились: «Для меня она оппонент. Я всё время ей что-то доказываю».

II. Искусство монтажа

Самая большая проблема ТВ, по мнению Виты, – невозможность что-то переписать и исправить. Поэтому журналистам стоит очень внимательно подходить к записи синхрона и интервью. «Если мы разговариваем с профессионалом своего дела и понимаем, что ничего не понимаем, – это значит, нужно перезаписывать. Зритель тоже ничего не поймёт». Но сообщать об этом спикеру нужно вежливо. Например, можно сказать: «Вы так интересно всё рассказываете! Не могли бы вы то же самое сказать немного проще». Если герой будет спокоен, мы получим хороший синхрон. Необходимо дать понять специалисту, что он должен объяснять все термины доступно, словно обращаясь к ребёнку. «Если вы уже начали беседу, то не всегда стоит предупреждать спикера о начале записи. Пусть всё идёт естественно. Но если человек не подозревает о сьёмке, вы обязаны его предупредить».

III. Главное – расположить собеседника

Лучшее интервью – это эксклюзив. Если человек не сказал ничего уникального, значит, считает Вита, ваше интервью не состоялось. Главное в сюжете – это тема и динамика события. Нужно спровоцировать человека сообщить что-то новое. «Для этого героя нужно расположить. Например, если выяснится, что вы учились в одном вузе или оба любите футбол, это будет вашим преимуществом и позволит завоевать доверие собеседника, вызвать его эмоции. А эмоции – важная составляющая ТВ-интервью».

IV. Вывести из зоны комфорта

«При общении со спикером стоит вытащить его из привычной (тепличной) среды». Это поможет увидеть человека настоящим. Так разговор пойдёт на равных, полагает Вита. «Конечно, начальнику в кабинете будет комфортнее в своём любимом кресле, и он продолжит контролировать ситуацию, продолжит начальствовать. А в данном случае должны руководить процессом вы». При этом спикер отметила, что действия журналиста не должны создавать дискомфорта герою, поскольку в кадре он должен выглядеть естественно.

V. Взаимодействие со съёмочной группой

«Помните: вы команда, в которую, кроме вас, входят оператор, монтажёр и редактор. Если не найти общий язык с оператором, это обернётся провальным интервью. Там кадров мало, здесь не то заснял, там отключил звук... Дружите с вашей командой – и будет вам лучшее интервью».

VI. Внешний вид собеседника

Журналисту важно быть внимательным к деталям: как лежит прядь у героя, поправлен ли у него галстук, не отсвечивает ли свет от лица и тому подобное. От этого зависит, будет ли использован синхрон в сюжете.

***

Завершая мастер-класс, Вита посоветовала начинающим журналистам не стремиться в столицу, а начинать с работы в местных СМИ: «Я очень жалею, что у меня как у коренной москвички не было возможности поработать на региональном канале. Лучше начинать с местного уровня, где вы получите опыт. Потом, когда приобретёте навыки, можно подняться и на федеральный уровень», – мотивирующим тоном завершила Вита.

Спикер обратила внимание на то, что журналиста всегда должны волновать судьбы людей, ведь он играет роль «проводника». С одной стороны, журналист помогает зрителям услышать понятные ответы на свои вопросы. А с другой – помогает и спикеру правильно озвучить свои мысли на камеру.

Просмотров: 101
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей