Как превратиться в трансформатор? Молодой учёный и художник Лев Москалёв – о балансе между наукой и творчеством

Нечасто мы встречаем людей необычных во всём: занимающихся наукой, неравнодушных к искусству, нестандартно выражающих свои идеи. Всё это точно про Льва Москалёва – выпускника магистратуры института химии и энергетики Тольяттинского государственного университета (ТГУ). А ещё он художник, который уже провёл первую персональную выставку. Интервью с корреспондентом Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Екатериной Тамаркиной Лев предложил провести в парке. Так и сказал: «Идеально было бы где-нибудь на улице в спокойной обстановке, но это может быть за гранью реализации». И вот что из этого получилось.

Лев Москалёв. Фото из личного архива

– Что для вас наука?

– Наука вплелась в мою жизнь полностью. Мне действительно нравится то, чем я занимаюсь: провожу исследовательскую работу, пытаюсь коммерциализировать результаты той или иной научной деятельности. Я участвовал в Студенческих днях науки ТГУ, в международных научно-практических конференциях «Наука, общество, образование в условиях цифровизации и глобальных изменений» в Пензе и «Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации» в Москве.

– Расскажите о проекте, над которым вы работали в рамках проектной деятельности в университете?

– Уже шесть лет под руководством кандидата технических наук, доцента кафедры «Электроснабжение и электротехника» ТГУ Дмитрия Кретова мы работаем над проектом, который называется «Мониторинг силового трансформатора с функциями предиктивной аналитики». Целью проекта является точное выявление дефектов на ранней стадии поломки для того, чтобы устройство не смогло нанести урон оборудованию, частью которого оно является, а также прогноз остаточного ресурса трансформатора. То есть наша задача – узнать, сколько ещё времени трансформатор сможет проработать. Всё это нужно для того, чтобы снизить издержки на выезд ремонтной бригады, сократить время на починку, а также спланировать закупку каких-либо деталей или же замену оборудования. С этим проектом в 2023 году мы взяли грант по программе «Студенческий стартап» на миллион рублей от Фонда содействия инновациям, а в 2022 году лично мной был взят грант в конкурсе «Студенческий стартап» на финансирование студенческих научно-исследовательских и инновационных проектов от ТГУ.

– А как пришло увлечение искусством?

– В школе я понял, что мне не нравятся, так скажем, «некрасивые» презентации. Именно тогда я и начал задумываться над тем, как их можно сделать ярче и приятней взгляду. Уже в 2020 году, во время пандемии, увлёкся 3D-моделями. Чуть позже понял, что на самом деле мне хочется творить не в виртуальном мире, а в жизни. Так сказать, перейти в осязаемость. Благодаря интернету начал изучать техники и стили написания картин, а чуть позже и сам стал писать. В 2023 году в арт-пространстве университета мне удалось провести вернисаж «Этническая идиллия», посвящённый культурному разнообразию народов России. Это была серия из пяти женских портретов.

Сверху слева направо: «Степи», «Дальний Восток». Снизу слева направо: «Мусульманка», «Рыжая», «Негритянка», «Бурятка» (из этнической серии «Шелкография», 2022–2023). Фото: Лев Москалёв

– Не появилось ли желание получить в дополнение к техническому ещё и профессиональное художественное образование?

– Признаюсь, я на сто процентов самоучка. Благо в интернете есть много обучающих видео, виртуальные галереи. Более того, я не вижу каких-либо перспектив идти обучаться дополнительно, например, на станковую живопись. Потому что мне не нужна корочка для того, чтобы работать по этой специальности. Наука меня интересует в рамках профессиональной деятельности. Живопись же умиротворяет, даёт возможность отдохнуть от сурового мира цифр. Портрет всегда для меня был очень сложным направлением, так как я не умею рисовать человеческие лица. Поэтому работы, которые я представил на первой выставке, – это скорее архетипы, а не реальные люди. Также я работаю и в пейзажной технике, и на самом деле она мне нравится намного больше.

Меня очень привлекают импрессионизм и экспрессионизм. Хотя мне кажется, что авангардная живопись, а именно кубизм, – это визитная карточка искусства России. Мы все знаем Малевича и Кандинского. Для меня это два столпа авангарда. Да и писать в этой технике мне нравится больше, нежели в том же самом импрессионизме. В импрессионизме писать значительно тяжелее, потому что он сохраняет чувство момента, а у меня иногда с этим возникают трудности. Вот идём мы по парку – как можно это передать? Я не смог бы написать картину идущих по парку людей, потому что здесь так много ощущений и эмоций, в которых я просто теряюсь. Тут же осмелюсь сказать, что без написания этих самых эмоций момента картина будет казаться мёртвой, что непозволительно для настоящего искусства.

– А не связано ли увлечение кубизмом с вашим техническим образованием?

– Образование значительно повлияло на то, какими техниками я пользуюсь. Взять, например, трансформатор или станок. Он полностью лишён чего-то человеческого. Смотрим на него – и не можем его с чем-то отождествить. А когда видим работы в стиле кубизм (хотя понять его порой непросто), мы начинаем мыслить абстракциями, погружаясь в жанр, и сами становимся чем-то неживым. Хотя абстрактное мышление – это то, что и отличает нас от животных. Именно оно помогает нам абстрагироваться от всего, например, от чувств. Поэтому, когда мы смотрим на картину Леонардо да Винчи, мы видим то, что видим каждый день, а когда смотрим на картины Кандинского, чувствуем и видим совершенно иное. Абстрагируясь от живого мира, мы сами превращаемся в... трансформатор, станок.

Выставка Льва Москалёва в арт-пространстве ТГУ. Фото: Алина Кустова

– Есть ли у вас наставники и кумиры в творчестве?

– Для меня это мои сердце и чувства. Именно они помогают мне понять, что и как писать, какую технику и направление выбрать. Говоря о кумирах, могу назвать самарского художника Славу Ерещука. Он пишет абстракциями, что близко и мне. Могу подписаться смело под каждой его работой, потому что для меня они на сто процентов интересны и своеобразны.

– Где можно увидеть ваши работы?

– Я веду телеграм-канал, где публикую свои работы. Аудитория небольшая, не всех туда пускаю, для меня это большой акт доверия. Сейчас же появилась прекрасная возможность делиться своим творчеством в самом настоящем мире. Во многом благодарен Марии Сахаровой (директор центра по работе с выпускниками, развитию партнёрства и фандрайзингу ТГУ. – Прим. ред.), которая позволила занять на один вечер арт-пространство ТГУ. Чувствую, что вступил в новую эпоху своего творчества. На том вернисаже я бросил реплику, что искусство невозможно без аудитории. Искусство становится искусством только тогда, когда его видит человек со стороны. Когда только начинал писать, я и не мог подумать, что у меня появится возможность собрать хотя бы пять незнакомых мне людей, которые были бы заинтересованы в моих работах. Любое творение, каким бы оно ни было, достойно того, чтобы быть показанным. В конце концов, как говорил Энди Уорхол: «В будущем каждый будет иметь право на пятнадцать минут славы».

– Как вам удаётся совмещать науку и творчество?

– Я стараюсь чередовать, соблюдаю баланс. Творческий процесс очень сильно расслабляет, я будто вхожу в состояние нирваны, даже отрешённости от мира. А вот когда я, например, заполняю заявку на грантовый конкурс, мозги, бывает, вскипают. Творчество помогает бороться со стрессом, с этой «накипью».

Просмотров: 2047
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей