Мастерская журналистики: Как записывать стендап и закадровый голос
16 Июня 2017


Чтение журналистом текста вслух, когда его голос накладывается на видеоряд сюжета, – это закадровый голос. Работа корреспондента в кадре, чаще всего в начале или в конце репортажа, чтобы рассказать какую-то часть истории, получила название стендап. В большинстве случаев запись стендапа и закадрового голоса осуществляется после того, как видеосюжет готов и для него написан сценарий.

Как правило, сценарий пишется после того, как отснят материал сюжета. Затем видеоизображение монтируют так, чтобы оно соответствовало сценарию.

Работа по такому сценарию сродни искусству, которое требует красивой подачи материала и умения донести суть истории.

Мы дадим несколько практических советов о том, как работать в кадре и записывать закадровый текст.

Разминайтесь

Потренируйтесь перед записью: несколько раз прочтите сценарий, чтобы ознакомиться с ним и избежать ошибок, связанных с произношением.

Особое внимание уделите словам со сложной артикуляцией, на которых вы можете запнуться. Повторяйте эти слова вслух до тех пор, пока не перестанете испытывать затруднения с их произношением. Или попробуйте несколько раз преувеличенно чётко проговаривать определённое слово, чтобы потом оно звучало легко и естественно.

Выполните несколько упражнений, позволяющих размять лицевые мышцы, например, широко откройте рот.

Можете попробовать погудеть с закрытым ртом или спеть песню, чтобы подготовить связки к использованию широкого диапазона интонаций во время рассказа.

Проговорите несколько обычных скороговорок, таких как «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», выделяя при этом каждое из слов со сложным звучанием.

Справиться с робостью и звучать убедительнее поможет нехитрая техника: громко посмеяться над текстом сценария. Это почти бессмысленное занятие воодушевит вас и позволит расслабиться.

Для того чтобы подкорректировать возможные проблемы с голосом, попробуйте во время разминки использовать экстремальные методы, например, если у вас слишком тихий голос, то прочтите сценарий очень, очень громко.

Если вам предстоит запись стендапа, то, чтобы успокоиться и снять напряжение, энергично потрясите кистями рук, сделайте артикуляционную гимнастику и несколько глубоких вдохов.

Восстановить спокойный ритм дыхания поможет упражнение: несколько быстрых глубоких вдохов и интенсивный выдох.

Определите ключевые слова

Внимательно прочитайте сценарий, подчеркните или обведите маркером ключевые слова и фразы, отражающие суть сюжета.

Это такие слова, которые позволят слушателю понять смысл рассказа, даже если вы прочтёте только их, а не весь сценарий целиком. Именно эти слова помогут слушателю следить за ходом мыслей.

Обычно это слова, которые отвечают на вопросы из стандартного перечня: кто, что, где, когда, почему и как. Это могут быть существительные, прилагательные, наречия, разного рода названия и наименования.

Именам собственным следует уделить особое внимание, потому что в любом сценарии такие слова будут считаться ключевыми.

Акцент на ключевых словах

Во время чтения текста сценария нужно заострить внимание на выделенных ключевых словах.

При этом следует соблюдать четыре правила.                          

  • Громкость – повышайте или, наоборот, понижайте голос при произнесении ключевого слова. Выделение слова путём повышения голоса также называют «акцентированием» на слове.

  • Тембр – изменяйте тембр голоса от фальцета до баритона во время проговаривания ключевого слова.

  • Ритм – во время проговаривания ключевых слов изменяйте ритм речи, делайте паузы между словами. Чтобы выделить ключевое слово, делайте паузу перед ним, или после него, или и там, и там. Особенно эффективно делать паузы перед сложными словами и техническими терминами. Кроме того, во время выступления необходимо с помощью пауз подчёркивать новую идею.

  • Темп – изменяйте темп речи для выделения ключевых слов. Снижайте темп в той части, где присутствует много слов, на которых нужно заострить внимание, а где информация не является особо важной – ускоряйте. Также вы можете «протянуть» гласный звук в ключевом слове.

Закадровый голос: подача материала

Паузы используются не только для того, чтобы выделить ключевые моменты сюжета, но и для выполнения более привычной функции: помочь перевести дыхание.

Во время проговаривания длинных предложений нужно делать паузы на запятых или тогда, как вы собираетесь представить новую информацию.

Но не будьте настолько зависимыми от знаков препинания и не делайте паузы после каждого предложения. Найдите в предложении другие места, где можно сделать паузу, чтобы перевести дыхание.

Не стоить особо заострять внимание на конце предложения. Поищите места, где паузы выглядели бы естественно. Например, сделайте паузу в середине предложения, выделяя ключевую фразу.

Когда вы говорите, старайтесь звучать естественно, чтобы у слушателей не возникло ощущения, что вы с трудом читаете текст или поучаете их. Расскажите вашу историю!

Представьте, как бы вы рассказали эту историю своим друзьями, – и затем прочитайте ваш текст, используя те же интонации и мелодику. Проживайте каждый момент сюжета, думайте о том, что вы говорите.

Во время перечисления меняйте высоту голоса и ритм проговаривания каждого элемента, чтобы выделить его и сделать так, чтобы перечисление звучало более интересно. Избегайте монотонных перечислений. Это скучно!

Не стесняйтесь широко открывать рот, как это делают певцы. Благодаря этому голос станет громче и глубже и вас будет приятнее слушать.

Закончив фразу, не смыкайте губы плотно, чтобы избежать резкого и неприятного звучания, когда вам снова понадобиться открыть рот и произнести первое слово следующего предложения.

Держите подбородок параллельно полу. Не смотрите вниз, так как это плохо скажется на качестве звука.

Во время работы можно попробовать хмурить брови, это добавит голосу авторитетности и доверительности. Когда человек хмурится, то кажется солиднее, а голос перестраивается на более серьёзный тон, что помогает звучать убедительнее.

Уделите особе внимание последнему предложению в тексте сценария. Не позволяйте голосу звучать тише только потому, что текст приближается к концу.

Стендап: подача материала

Если, находясь в кадре, вы читаете текст с листа, старайтесь держать его достаточно высоко: на уровне подбородка, но так, чтобы он не попадал в камеру. Тогда ваши глаза не будут бегать между объективом и текстом.

Старайтесь держать голову неподвижно, ведь качая головой в разные стороны, вы дезориентируете зрителя, у которого возникает резонный вопрос: «Почему репортёр отводит глаза?», и мешаете ему воспринимать информацию. Смотрите в камеру и держите подбородок параллельно полу.

Стойте прямо, не сутультесь – камера еще больше подчеркнёт плохую осанку.

Старайтесь дышать так, чтобы грудь и плечи оставались неподвижными, то есть дышите диафрагмой. Такое дыхание сделает звучание вашего голоса чище и успокоит «волнение» грудной клетки, которая не будет подниматься при каждом вздохе и опускаться при выдохе.

Для того чтобы убедиться, что вы дышите диафрагмой, используйте простой способ: положите ладонь на живот. Во время дыхания должен двигаться именно он, и вы это почувствуете.

Ноги лучше поставить на ширине плеч, и пока вы работаете в кадре, оставайтесь неподвижным. Ни в коем случает нельзя переминаться с ноги на ногу или двигать плечами.

Лучше направить всю энергию на жесты и мимику.

Не кладите руки в карманы и не скрещивайте их на груди, пусть руки будут свободны, ведь жестикуляция – это один из способов сделать вашу историю интереснее, а голос – убедительнее.

Не забывайте про мимику. К примеру, можно поднять брови, чтобы подчеркнуть важность сказанного, то есть ведите себя так, как во время обычной беседы.

О материалах

Материалы представляют собой отрывки лекций, которые читала Мэрилин Питмэн на занятиях по мультимедийным навыкам для журналистов-аспирантов Университета Беркли (США).

 

Оригинал публикации

Автор: Мэрилин Питмэн

Переводчики: Герман Башкиров, Ксения Браславская, Полина Назарова

Редакторы: Диана Шаталова, Лилия Осипова, Ксения Соловьёва, Диана Шевчук

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей