Особенности национального яхтинга, или Как я участвовал в регате

В один из солнечных тёплых июльских дней я на один день стал членом экипажа яхты «Tiffany», которая участвовала во всероссийской регате памяти Владимира Высоцкого. За один день выдающимся яхтсменом не станешь. Я и не пытался. Зато я увидел все тонкости «шахмат на воде».

Старт

Экипаж яхты состоял из 5 человек: Игорь Георгиевич, Александр, рулевой Константин, Алексей и Сергей Константинович. Прежде чем я взошёл на борт, Игорь Георгиевич поинтересовался какая у меня обувь. На яхте лучше находиться в ботинках с белой подошвой, чёрная – оставляет полосы на палубе.

Гонка начиналась в 11:00, и мы вышли из гавани яхт-клуба «Дружба» за полчаса до старта, чтобы занять удобную позицию и раскрыть паруса. Старт в парусном спорте не похож на старт в автомобильных гонках. Автомобили начинают движение с одной линии, а яхты – по всей ширине залива. Каждая пытается поймать свой ветер.

 

Наш маршрут

Дистанция гонки составила 20 морских миль (37 километров). Стартовали мы недалеко от портпосёлка в Тольятти, прошли дальше Автозаводского района на запад, в устье Ольгинского залива. Там в районе села Актуши мы обогнули буёк и вернулись назад в яхт-клуб. Некоторые буи находились слишком далеко от судейского глаза. Поэтому честное прохождение дистанции в этот раз как и всегда было на совести спортсменов.


 

Главный принцип мореплавания и не только

Рулевой Константин посоветовал мне не падать за борт. «Если это произошло, нужно суметь проплыть, как минимум, пару километров до ближайшего буя, там первый пароход тебя подберёт», – пошутил он. Позже рулевой признался, что главный принцип в парусном спорте, да и в мореплавании вообще, это помогать терпящему бедствие судну и спасать утопающих. А главной «засадой» парусного спорта он назвал слишком короткую или толстую верёвку, либо отсутствие ветра или нужного вида паруса на борту.

 

 

Что внутри каюты на яхте?

Каюта уютная, при этом в ней нет ничего лишнего, но есть всё для минимального жизнеобеспечения на довольно долгий срок. К примеру, газовая горелка с бортиками, раковина с умывальником, магнитола, зарядка для телефона.

В носовой части – туалет с задвижной дверью, который работает по принципу насоса, в основном отсеке – два дивана по бокам, посередине столик с нескользящей поверхностью и бортиками. В каюте также есть две спальни с двухместными кроватями.

Кстати, на яхте бортиков вообще очень много! При поворотах судно накреняется так сильно, что иллюминатор каюты иногда может полностью уйти под воду.

 

 

Ход гонки

В начале гонки нам приходилось много маневрировать, подстраиваясь под направление ветра. При этом яхта наклонялась в сторону поворота и приходилось переходить на противоположный борт, чтобы лодка не перевернулась.

 

 

С самого начала мы шли вровень с яхтой такого же типа, как и у нас, под названием «Дружба». Но потом на нашем пути оказалась рыболовная сеть. Рулевой Константин решил обогнуть её, и мы отстали. Кстати, на яхте именно рулевой принимает решения о том, куда поворачивать. Остальные члены экипажа, как правило, с ним не спорят.

На середине дистанции, после поворота у села Актуши, мы оказались третьими и так продержались до конца дистанции. На этом этапе гонки команда поставила спинакер – дополнительный выпуклый парус, который применяется по принципу парашюта и нужен для ускорения хода яхты. Процесс его установки – это весьма занимательное действо.

 

Мужская атмосфера

Перекусывали яхтсмены незамысловатыми бутербродами с колбасой и огурцами. Чай пили из специальных кружек, которые плохо нагреваются и не дают обжечься. В «боевых условиях» даже такая мелочь, как раскалённая кружка, не должна отвлекать экипаж. Мужскую атмосферу на яхте создавали нередко звучавшие «крепкие словечки».

 

 

Особенности правил

В парусном спорте, если ты пришёл первым по итогам заезда, не факт, что ты им и останешься после финиша всех остальных яхт. Судьи увеличивают или уменьшают время каждого участника регаты в зависимости от оснащённости лодки, её габаритов. В некоторые системы оценки включается даже вес экипажа. Так побеждает именно мастерство яхтсменов и команда, показавшая наиболее слаженные действия. Недаром говорят, что в профессиональном спорте ты можешь обыграть соперника с помощью любой мелочи.

При этом все конструкторы стараются сделать лодку как можно быстрее. У быстрой яхты лёгкий корпус и хорошие паруса.

Также у каждой лодки есть двигатель для передвижения по гавани. На гонке двигатель включать нельзя! Можно только в том случае, если помогаешь утопающим. Но перед этим по громкой связи нужно объявить о своих намерениях, чтобы временно выйти из гонки. К сожалению, судьи не всегда замечают хитрецов, включающих двигатели. Но рано или поздно они попадаются на этом.

 

 

Уникальная яхта

Яхтсмены-любители с большим стажем Игорь Георгиевич и Александр купили «Tiffany» в 2015 году. В 2008 году такая модель яхты была признана лучшей на выставке в Дюссельдорфе. Сконструировали её на верфи во французском городе Жено. Яхт такого типа в России только две. Вторая – «Дружба», которая участвовала вместе с нами. Такая лодка предназначена для пересечения Атлантики, поэтому корма у неё более широкая, чем у других яхт. Это сделано для устойчивости на больших волнах. Минус в том, что на безветрии скорость у такой яхты снижается. Из-за того, что на второй части дистанции ветер был слабый, «Tiffany» финишировала третьей. Мы прошли дистанцию за 5 часов 40 минут, но для меня время пролетело незаметно.

 

 

Парусный спорт – образ жизни

После финиша Игорь Георгиевич, который занимается парусным спортом 41 год, рассказал, что его привлекает в мореплавании: «У меня нет задачи быть победителем. Я испытываю удовольствие от того, что нахожусь в кругу своих единомышленников и друзей. Конечно, хочется побеждать. Но я не ставлю это во главу угла. Проигрывать тоже надо уметь. Парусный спорт – это мой образ жизни. Для меня самый важный показатель – это моральный климат внутри экипажа. Есть ли у меня мечта пересечь Атлантику? А что её пересекать – идёшь неделю, две, три – кругом одна вода. Когда мы соревнуемся здесь, вокруг нас пейзажи, горы, другие яхты. Конечно, это большое достижение – пересечь Атлантику. Но мне ближе по духу взять в аренду яхту в Турции, Греции или Испании и просто покататься со своим экипажем, изведать территорию».

 

 

Это был замечательный день. Не всегда есть возможность попасть на борт первоклассной яхты. Вечером, когда я уже пришёл домой, лёг в кровать и закрыл глаза, с непривычки показалось, что меня слегка покачивает на волнах Жигулёвского моря.

 

 

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей