«Быть отчаянным и уметь рисковать». Студентка ТГУ Полина Кирсанова – о парусном спорте и умении «читать» по воде
11 октября 2020

Студентки, спортсменки и просто красавицы! Такие девушки – гордость опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Одна из них выбрала для себя не совсем обычный для девушки вид спорта – парусный – и уже достигла в нём успехов. Студентка 2-го курса гуманитарно-педагогического института ТГУ Полина Кирсанова рассказала об особенностях этого спорта, об участии в недавно прошедшем чемпионате России и о том, как поймать «правильный» ветер.

Парусным спортом Полина занимается больше девяти лет. Поступив в ТГУ на направление «Дошкольная педагогика, прикладная психология» и окунувшись с головой в учёбу, она не бросила ходить под парусом, несмотря на то, что это очень трудоёмкий и затратный по времени вид спорта. В сентябре в Тольятти проходил чемпионат России по парусному спорту в олимпийских классах яхт. Полина Кирсанова вместе со своей командой заняли на соревнованиях второе место.

 

Случайные победы, добытые трудом

– Второе место в чемпионате России – это прекрасный результат! Как проходили соревнования?

– Первый день соревнований пришёлся на мой день рождения – 17 сентября. На эту дату были назначены две гонки, и в обеих мы участвовали и пришли первыми. Это было очень неожиданно, потому что наши соперницы были опытнее нас. Мы знали, что они более натренированные, чаще участвуют в международных соревнованиях, имеют высокие звания и титулы, поэтому победа стала для нас полным сюрпризом, но положила хорошее начало! Мы поверили в себя и свои силы. И очень кстати, потому что на следующий день начался очень сильный ветер и – игра на выживание. В двух гонках из всех участников финишировать смогли только две лодки, среди которых были и мы. Первое место досталось другой команде, там были девочки из Тольятти и Петербурга. Остальные экипажи просто не справились с погодными условиями. На другой день вновь был ветер. У нас были хорошие приходы, за исключением одной гонки, где мы пришли четвёртыми.

– В этом спорте многое зависит от погоды?

– Да, конечно. Остальные дни соревнований были очень тяжёлыми: начался сильный ветер, было очень холодно, постоянно мёрзли пальцы. Из-за этого иногда не получалось нормально делать элементарные действия и манёвры – поворот, поднятие геннакера (паруса) и так далее. Было такое, что уходили в невыгодную сторону.

– Это как?

– Например, мы видели, что перед нами стартует другой класс яхт, и он довольно многочисленный. Мы понимали, что примерно в то же время, когда они дойдут до верхнего знака, мы будем на пути к нему, и, если встанем на их траектории, то они нам помешают. К тому же, по правилам парусных гонок, преимущество на их стороне. Поэтому мы уходили в невыгодную сторону, в отличии от наших соперниц, которых потом накрывали эти яхты. Нам же такие ситуации помогли выехать на знак первыми.

Был на чемпионате ещё момент, когда благодаря удаче, почти случайно мы заняли первое место. Это был третий гоночный день. Мы шли на знак (то есть, по заданному курсу. – Прим. ред.). Ветра было очень мало, и с каждой минутой его становилось всё меньше и меньше. Вести лодку было тяжело. В такой ситуации важен фактор веса – чем меньше весишь, тем меньше сопротивление с водой. Мы шли не в самом выгодном положении. Но в один момент ветер, которого до этого почти не было, стал дуть с другой стороны. Мы поняли, что выходим первыми, несмотря на то, что мы – не самый лёгкий экипаж. Видим, что другому классу показывают «досрочный финиш», и в эту же минуту говорим о том, дескать, как было бы здорово, если бы его показали и нам. И тут судьи как будто нас услышали. Они взяли флаг нашего класса и показали досрочный финиш. В тот момент мы поняли, что ещё несколько метров – и мы придём в этой гонке первыми. Так и случилось.

– Расскажи о правилах участиях в гонке.

– Нужно пройти определённую дистанцию. Засекается время, и некоторое количество лодок (в нашем случае пять) одновременно стартуют. Для нас маршрут представлял две петли: подъём наверх, спуск, подъём и финиш внизу. Чтобы пройти дистанцию, помимо того, что тебе нужно следить за соперниками, за их действиями, нужно ещё учитывать погодные условия. Если видишь, что в какой-то стороне ветер более выгодный, – идёшь туда. Так ты побеждаешь соперников, которые туда не пошли. Ты должен следить за ситуацией и за своими действиями, координировать их и соблюдать осторожность: не выпадать из лодки (что со мной неоднократно происходило), не ломать себе руки (что произошло с одной девушкой из команды соперников). Были моменты, когда я просто не могла от холода сжать веревку – она выскальзывала. Такие неприятные моменты бывают у всех спортсменов.

Помни про солнце, ветер уводящее

– Как поймать правильный ветер?

– Для этого нужна чуйка, удача и, конечно, опыт. На одном только везении не сможешь пройти всю регату. Яхтсмену нужно уметь «читать» по воде, например, видеть, где есть порывы. Там, где идёт порыв, вода более тёмная, на ней появляется рябь. Нужно учитывать особенности акватории. Есть и другие факторы. К примеру, можно по виду облака предположить силу ветра и пойти в его сторону, чтобы поймать сильный ветер. Или наоборот, уйти, чтобы ветер не отвернул тебя от знака. Работа с волной тоже важна. В акватории Куйбышевского водохранилища она довольно высокая, но битая. Например, морская волна – плавная, ты можешь к ней приспособиться. А при нашей волне надо уметь справляться, например, с резкими движениями лодки. Нужно знать многие моменты – например, о том, что, когда солнце идёт по своей траектории, оно уводит за собой ветер, так как такой воздух становится тёплым.

Риск – удел чемпионов

– Ты упомянула о травмах. Получается, что хождение под парусом – это травмоопасный спорт?

– Да, травмы бывают. Знаю, что каждый чемпионат России кто-нибудь что-нибудь да ломает. В этом году, как я уже сказала, сломала руку соперница. Обычно такое случается в сильный ветер, когда у лодки большая скорость. В такой ситуации опасно не справиться с волной, потому что на лодку оказывают давление паруса. Если лодка «зарывается» в волну, то её передняя часть тормозит, а задняя догоняет переднюю. Получается катапульта для людей.

– Ты упоминала про выпадение из лодки. А если привязать себя к ней?

– Ни в коем случае! Можешь удариться о твёрдый корпус или железную мачту, а то и того хуже – пойти ко дну вместе с лодкой.

– И последний, самый «простой» вопрос: как стать чемпионом?

– Нужно постоянно бороться со своими психологическими барьерами, если таковые есть. Например, в этом году на чемпионате была очень сложная погода. Были два экипажа, которые психологически не были готовы к таким условиям – они всё чего-то боялись, на чём-то зацикливались. Из-за этого упустили многие возможности. Я не призываю подвергать себя опасности, чтобы любой ценой стать чемпионом. Однако в нашем спорте нужно быть смелым, не бояться выйти на воду в холод, иногда быть отчаянным и уметь рисковать.

Просмотров: 799
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей