Правила сторибординга. Как создать увлекательную мультимедийную историю
18 августа 2017

Сториборд (раскадровка) – это серия рисунков, которые позволяют упорядочить историю и её содержание. Раскадровка помогает охарактеризовать историю с помощью имеющихся ресурсов и в определённых временных рамках; собрать историю воедино и расставить акценты; выяснить, какие каналы передачи информации лучше подходят для каждой конкретной части истории.

Как сделать черновую раскадровку

Мультимедийная история – это комбинация текста, фотографий, видеоклипов, аудиозаписей, графики и интерактивных технологий, которые представлены в нелинейной форме, дополняя друг друга, а не являясь носителями избыточной информации. Поэтому раскадровку следует выстраивать с учётом всех этих элементов, подчиняя их общей идее.

Перед тем, как приступить к работе, запомните – история требует нелинейного изложения.

Разделите историю на её логические, нелинейные части, такие как:

  • вводная часть или абзац, в котором объясняется суть и важность истории,
  • краткая характеристика главного действующего лица (или героев) этой истории,
  • само событие,
  • действие или принцип работы,
  • положительные и отрицательные стороны,
  • хронологическая справка о событии,
  • другие темы, связанные с историей.

Вместо того чтобы думать: «первая часть», «вторая часть», «третья часть», «четвёртая часть», привыкайте оперировать терминами «эта часть», «та часть», «другая часть» и «ещё одна часть». Это поможет избежать линейности мышления. Так, главная страница сайта включает заголовок, основной абзац, визуализацию (фото заднего или переднего плана, слайд-шоу или видео) и ссылки на другие части, которые обычно представляют собой подтемы истории.

Затем распределите медиаресурсы (видеоклипы, фотографии, аудио, графику) и сам текст по содержанию истории.

  1. Решите, для каких фрагментов истории лучше всего подходит видео. Видео – лучший способ описания действий, который помогает перенести читателя в центр событий истории или услышать и увидеть её главного героя.
  2. Решите, какие фрагменты истории лучше всего сочетаются с фотографиями. Фотографии – наилучший способ подчеркнуть сильную эмоцию, запечатлеть важный момент в истории или создать особое настроение. Зачастую они более выразительные, чем видео, и смена кадра происходит медленнее. Фотографии с наложенными звуковыми эффектами оказывают на читателя необычайно волнующее воздействие. Панорамные снимки, особенно в сочетании с продуманным звуковым сопровождением, переносят читателя туда, где совершается история.
  3. Будет ли звук лучше работать с видео, или лучше наложить его на фотоснимки? Тонко подобранная звукозапись имеет решающее значение для восприятия видео. Плохой звук снижает качество видеоролика и отвлекает от фотографий. Хороший – делает фотографии и видео более впечатляющими и реальными. Помните, аудиозапись требует визуальной поддержки.
  4. Какая часть истории лучше всего сочетается с графикой? Анимированная графика позволяет показать, как все работает. С помощью графики можно изобразить то, что недоступно камере: строение человеческой клетки или расстояние в миллионы световых лет. Иногда графика становится основным медиаресурсом истории наряду с чертежами, фотографиями и видео, которые играют вспомогательную роль.
  5. Нужна ли истории карта? Что представляет собой карта: простое указание местоположения или источник необходимой информации? Географические информационные системы (ГИС) и спутниковая визуализация являются важными инструментами журналиста. Интерактивные ГИС помогают персонализировать историю, выходящую за рамки текста, позволяя читателям точно определить интересующие локации в их собственных городах или районах, такие как притоны или подпольные лаборатории по производству метамфетамина, вино-водочные магазины или места продажи оружия.
  6. Какая часть истории будет представлена с помощью текста? Текст может использоваться для описания хронологии истории (иногда в сочетании с фотографиями), описания процесса (иногда в сочетании с графикой) или предоставления информации о событии от первого лица. Зачастую текст – это то, что невозможно передать посредством фотографии, видео, аудио или графики.
  7. Убедитесь, что информация, представленная с помощью медиаресурсов, не является избыточной. Частичное наложение информации, изложенной с помощью различных ресурсов, – это совершенно нормальное, а иногда даже полезное явление, которое позволяет управлять вниманием читателей, направляя их от одной части нелинейной истории к другой. Попробуйте подобрать каждому элементу истории такой медиаресурс, который наилучшим образом передаст его содержание.
  8. Интерактивность означает, что читатель может принимать активное участие в истории и контролировать её. Сделав историю нелинейной, вы вносите в неё элемент интерактивности, потому что пользователь может выбирать, какие элементы истории читать или просматривать и в каком порядке. Использование онлайн-форумов или чатов позволяет активно участвовать в создании истории. Например, на некоторых новостных сайтах читатели могут создавать свои собственные истории с помощью интерактивных игр. Одна газета предложила аудитории помочь составить проект реконструкции набережной с помощью онлайн-игры, в которой любой желающий размещал иконки на карте набережной, указывая, где должны быть расположены парки, поля для гольфа, рестораны, магазины и т. д. Другие примеры использования различных интерактивных ресурсов в рамках новостного сайта можно найти на странице Института интерактивной журналистики J-Lab.

После того как вы разделили историю на содержательные части и определили медиаресурсы, подходящие каждой из них, вам предстоит собрать историю с помощью черновой раскадровки.

На листе бумаги нарисуйте, как должна выглядеть основная страница истории и какие элементы она будет включать. Продумайте главную схему, систему ссылок на другие части истории; разработайте меню или навигацию для доступа к этим частям, а также выберите мультимедийные элементы, которые вы хотите разместить на главной странице в качестве основополагающих визуальных эффектов, будь то видеоряд или фотоснимки.

Затем сделайте то же самое для остальных «внутренних» страниц, посвящённых отдельным подтемам вашей истории. Постарайтесь при этом ответить на вопросы: каков основной элемент на каждой странице? какую информацию следует поместить в отдельной части? какие видео, аудио, изображения или графика лучше всего расскажут эту часть истории?

Черновая раскадровка не должна быть высокохудожественной. Это всего лишь эскиз, который можно изменять и дополнять в процессе работы над интервью, репортажем и другими журналистскими жанрами.

Раскадровка продемонстрирует пробелы в вашей истории, поможет определить ресурсы (время, оборудование, помощь), которые могут понадобиться для завершения истории или приведения её в соответствие с имеющимися у вас ресурсами. Лучший способ отработки навыка – это практика: потренируйтесь в создании раскадровок на основе газетных статей. Сделайте набросок всех элементов истории, продумайте мультимедийные возможности. Представьте событие так, чтобы оно выходило за рамки истории, напечатанной в СМИ, и обдумайте структуру нелинейной веб-презентации на основе разработанного вами сюжета. 

«Танцующие камни» как образец черновой раскадровки

В качестве примера черновой раскадровки представим работу над историей про «движущиеся» камни.

Имея в основе интервью с доктором Полой Мессина (Paula Messina), посвящённое её научной деятельности, веб-сайт учёного и обзор существующих теорий, можно разделить всю историю на следующие части.

Нелинейные части. Стартовая страница со ссылками на четыре раздела сайта: научное исследование; биография г-жи Мессина; камни и как они двигаются, а также яркое описание месторасположения «танцующих» камней (глиняная равнина Рейстрек-Плайя в Национальном парке «Долина Смерти», расположенном в Калифорнии).

Видео. Подберите видео научной экспедиции Полы Мессина: учёный наносит на карту схему движения камней, собирает снаряжение, едет к высохшему озеру и обратно.

Аудио. Найдите подходящее звуковое сопровождение: г-жа Мессина объясняет принципы своего исследования, излагает причины движения камней, а также поясняет, почему она делает то, что делает. Можно также использовать природные звуки, записанные на Рейстрек-Плайя.

Фотографии. При необходимости можно воспользоваться снимками, представленными на сайте доктора Мессина или сделанными профессиональными фотографами. Подготовьте фотографии равнины, камней и их следов, а также рейнджеров Национального парка «Долина Смерти» на основе стоп-кадров видео, снятого на камеру с широкоугольным объективом.

Графика. Используйте уже существующие аэрофотоснимки, карты и схемы следов перемещения камней.

Текст. Исторический экскурс, показывающий попытки исследования феномена, рассказ о парке на основе интервью с доктором геологии Мессина и другими исследователями, а также смотрителями парка.

Пример черновой раскадровки

Главная страница – фоновая фотография профессора Полы Мессина и движущегося камня в Рейстрек-Плайя с заголовком, а также ссылки на четыре раздела сайта.
Научное исследование – история изучения феномена изложена в виде текста. Видеозапись изысканий г-жи Мессина, а также иные гипотезы, представленные в виде текста с фотографиями.
Био – Биография Полы Мессина, почему она занимается «пляшущими» (как она их называет) камнями (видео). Один день из жизни геолога, использующего самые передовые технологии, в фотографиях, созданных из видео, и подписях к ним.

 

Камни – Используйте графику с сайта учёного и текст, чтобы объяснить, как перемещаются камни. Вы можете заострить особое внимание на некоторых камнях, показать следы их движения (фото, графика с сайта Полы Мессина).
Рейстрек-Плайя – История места, карта, Национального парка «Долина Смерти», фотографии высохшего озера и, возможно, рейнджеров во время патрулирования.



Оригинал публикации: https://multimedia.journalism.berkeley.edu/tutorials/starttofinish-storyboarding/

Переводчики: Валерия Титова, Ольга Фадина, Ольга Мурышкина

Редакторы: Валерия Титова, Валерия Мордвинова, Светлана Посадская, Алёна Попова 

Просмотров: 2060
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей