«Что наша жизнь? Игра!». Никогда ещё эти строки арии Германа из оперы Петра Ильича Чайковского не звучали столь актуально. Игровые технологии всё чаще стали применяться в СМИ, и эта тенденция получила название «геймификация». Игры являются частью новостных публикаций на протяжении более чем ста лет – со времён первого кроссворда, появившегося 21 декабря 1913 года в ежедневной американской газете New York World. А термин «новостные игры» используется с начала 2000-х. Одним из первых СМИ рунета игровые технологии применила «Медуза». Андрей Козенко – редактор «Медузы» – рассказал, как создаются игры и какие из них наиболее популярны у читателей.
Миф или правда
– «Медуза» первая в мире стала предлагать на русском языке контент в виде игр?
– Ответа на этот вопрос не существует. Или мы просто не задумывались об этом. Мы знали, что есть такой формат сам по себе, что его можно адаптировать к новостному изданию. Что эти игры – такая же реакция на повестку дня, как и тексты, тесты, фотогалереи и так далее. Собственно, когда эта концепция была придумана, производство игр было более или менее поставлено на поток.
– «Медуза» скопировала идею новостных игр с англоязычного сайта BuzzFeed?
– Нет, это не так, да и BuzzFeed, как и ни одно другое издание, не изобретали тетрис, например. Мы исходили из простых вещей: у нас есть элементарные (постепенно, со временем, усложняющиеся) механики, есть повестка дня –и есть возможность сделать игру и опубликовать её. Например, первая действительно популярная игра под названием «От рубля» была сделана на механике игры «2048» – и BuzzFeed здесь совсем ни при чём.
– В 2015 году «Медуза» произвела 17 игр, в 2016-м выпустила 123, в 2017-м опубликовала 167, в 2018 году число увеличилось до 172. С чем связан ежегодный рост объёмов игрового контента?
– Жанр оказался востребован. Постепенно команда для придумывания и запуска игр сформировалась: появились разработчики, дизайнеры – словом, рабочие руки. И если раньше мы могли отказаться от потенциально хитовой идеи просто потому что «нет рук», то сейчас мы говорим так всё реже и реже, и готовы к новым проектам
Главное – интерес
– Какие игры привлекают внимание аудитории «Медузы»?
– Привлекают внимание те игры, которые идеально попадают в повестку дня и настроение людей в связи с этой повесткой. Та же игра про курс рубля идеально попала в общие настроения и одновременно с этим помогала читателям хоть немного расслабиться, переключиться и подумать о скачущих курсах не только с негативной точки зрения, а хотя бы ещё и с юмором. Иногда не получается попасть в аудиторию или производство игры затягивается так надолго, что тема из повестки дня уходит. Тогда мы все грустим и плачем.
– Как вы тестируете игровые жанры?
– Есть такое понятие – запрос аудитории. Если ты выпускаешь некий материал, а он с трудом набирает 8-10 процентов просмотров от хитового, то, значит, и запроса на него не было. Игры тестировались нами как и все другие жанры: тесты, карточки, максимально короткие пересказы событий – и сразу же показали, что они нужны и востребованы.
– Какую долю контента в «Медузе» занимают новостные игры?
– Мы не считаем специально, в этом нет необходимости. В день выходит восемь-десять текстов; за неделю – пара тестов, два-три подкаста. Игры выходят со средней периодичностью один раз в неделю.
– Игры «Медузы» – это образовательный или всё же развлекательный контент?
– У нас нет задачи повысить грамотность читателей. У нас есть задача – сделать интересный контент. Если наш контент поможет ещё и грамотность повысить – мелочь, но будет приятно. В целом мы всё-таки не образовательное и не просветительское учреждение.
Взгляд изнутри
– Как редакция придумывает игры?
– Каждый день в 11 утра проходит летучка, где обсуждаются темы дня, а также идёт соревнование, кто остроумнее и циничнее сможет пошутить в ходе этого обсуждения. И в какой-то момент кто-то из сотрудников говорит: «О! А давайте не будем писать энный текст про рост курса доллара. Давайте сделаем игру!». Эта задумка поступает к руководителю отдела «Игры», который идею докручивает и отправляется к дизайнерам и разработчикам. Следующие три дня все бьются головой об стол в процессе производства, а курирует это специальный замредактора. Потом игра тестируется внутри редакции, публикуется и выглядит, например, вот так.
– С каким настроением сотрудники «Медузы» приходят на планёрку, где придумывают игры?
– Все сотрудники «Медузы» с радостью включаются в процесс запуска новостных игр – и на стадии придумывания, и на стадии финального тестирования – чтобы выловить баги, опечатки и другие совершенно не нужные читателю вещи.