«Сторителлинг – по-прежнему наше всё». Почему журналисту не следует забывать о значимости истории как таковой
16 Октября 2017

Журналист и продюсер Скотт Ренсбергер, отмеченный рядом наград, выступая 30 апреля 2016 года на одной из секций конференции по мобильной журналистике MojoCon, организованной ирландской вещательной компанией RTE, обратился к присутствующим со словами: «Если вы журналист, так, чёрт побери, дайте мне историю!».

Он подчеркнул, что окружённые новыми технологиями или вовлечённые в новые формы производства контента журналисты должны помнить о том, что история – «наше всё», ведь «умение рассказать историю (сторителлинг) – самый могучий инструмент в руках журналиста, потому что позволяет объединить и сплотить общество».

Ренсбергер, фотограф года по версии Национальной ассоциации фотожурналистов США NPPA и обладатель премии Организации журналистов и редакторов-расследователей IRE Scroll, путешествует по миру, выпускает телевизионные новости на разных континентах, ​​работает в качестве преподавателя по технике создания новостей и неустанно вопрошает: «Вот смотрю я на все эти безделушки [демонстрируемые на конференции] и понимаю, какие они классные! Но, в конце концов, возвращаясь к реальности, думаю: «А как мне заработать на этом деньги?» Только представьте: «Полтора миллиарда человек с мобильными телефонами в карманах – это полтора миллиарда продюсерских и новостных компаний. Некоторые из них снимают совершенно обалденные вещи, но большинство делают это просто ради «прикола». И все эти люди, забавляющиеся со своими телефонами, – мои конкуренты».

По словам докладчика, любая хорошая история призвана оказать влияние как на наш ум и сердце, так и на наш кошелёк, и для этого ей не надо становиться сверхтехнологичным продуктом массового производства, напичканным фильтрами и переходами. Она может обойтись и без новомодных приложений и программ: «Чтобы сделать что-то достойное или даже грандиозное – нужна история. А если вы решили прогуляться, прихватив с собой 4K-камеру, и сняли банальную историю, то это всего лишь паршивый эпизодик, снятый на 4K-камеру».

Рассказывая о хитростях сторителлинга, Ренсбергер посоветовал журналистам не воспитывать в себе техников, имеющих в распоряжении несколько крутых девайсов и приложений, а учиться заинтересовывать публику тем, чего она ещё не знает и  не видела. «Не надо мудрить, просто представьте, что вы экскурсовод: вы бываете в разных местах и смотрите на происходящее, постепенно узнавая что-то новое и по крупицам собирая информацию, создаёте свою историю», делится секретами мастер.

Он объясняет, что у каждой истории есть четыре реперные точки, ласково именуемые: «эй», «ты», «посмотри», «же», с помощью которых можно привлечь внимание аудитории, сделать запоминающееся начало и поэтапно создать сюжет, кусочки которого соберутся в единое целое.

Эта техника была использована Ренсбергером в процессе создания истории, рассказанной в этом видео.


Ренсбергер – настоящий «человек-оркестр»: находит истории с помощью поисковых систем, отправляется в путь, разговаривает с людьми и изучает такие детали, на которые большинство не обращает внимания: «Я не трачу время, гоняясь за никчёмной историей. Я предварительно выясняю все подробности, всё разузнаю. И ни на минуту не прекращаю искать истории. Например, для следующего года уже подготовлены 35 сюжетов».

Когда Ренсбергер берёт интервью для своих видеоматериалов, то  использует «прокаченные» вопросы, одновременно задавая два вопроса, чтобы увеличить вероятность получения полных развёрнутых ответов, требующих меньшего редактирования. Это идеально для нарезки эффектных звуковых фрагментов и коротких видеоклипов, популярных среди пользователей социальных сетей.

Он полагает, что в будущем большая часть историй будет создаваться фрилансерами. Эти истории будут доступны для просмотра на карте мира, созданной крупными СМИ или технологическими компаниями, которые «наймут несколько журналистов, работающих над новостным наполнением сайта, в то время как весь остальной контент будет поставляться внештатными сотрудниками, такими людьми, как я, чья работа будет заключаться в создании точки на карте. Это позволит аудитории выбирать содержание и делиться им внутри сообщества, которое может быть как угодно мало или велико». Приятным бонусом глобальной карты новостей будет то, что «истории будут выходить в эфир неоднократно, а фрилансеры будут получать комиссионные за каждый новый просмотр их работы».

 

Автор: Кэролайн Скотт

Оригинал публикации: https://www.journalism.co.uk/news/why-storytelling-is-still-everything-despite-new-journalism-tools-and-technology/s2/a634299/

Переводчики: Валерия Мордвинова, Светлана Посадская, Валерия Титова, Алёна Попова

Редакторы: Валерия Титова, Алёна Попова


Поделиться с друзьями
Назад к списку статей