Целевой аспирант ТГУ Анна Федотова: «Аспирантура даёт возможность повзрослеть»

В России 2022–2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий, и сегодня особое внимание приковано к талантливым учёным. Они занимаются перспективными научными исследованиями, причём делают это для решения реальных проблем развития отечественного производства. Анна Федотова, целевой аспирант Тольяттинского государственного университета (ТГУ), в ноябре 2023 года досрочно защитила в Самарском государственном техническом университете кандидатскую диссертацию. Как ей удавалось сочетать учёбу в аспирантуре Тольяттинского госуниверситета с работой на промышленном предприятии, как находить мотивацию и что значит быть современным учёным – об этом она рассказала в интервью корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!».

Анна Федотов. Фото из личного архива

– Если просто посчитать, с первого класса школы и до окончания четырёхлетней аспирантуры вы учились в общей сложности 21 год. Многие после школы оканчивают бакалавриат и этим ограничиваются. Почему вы решили продолжать учёбу вплоть до получения учёной степени?

– Долгое время после вуза я работала инженером-технологом на производстве соединительных деталей трубопроводов ООО «Трубодеталь» по направлению развития новых видов металлургической продукции. Оптимизация технологического процесса требовала научного подхода. Получалось, что любые исследования, которые проводились в пределах предприятия, выходили за рамки стандартной инженерной деятельности. Чтобы на одном языке общаться с коллегами из исследовательских лабораторий, приходилось серьёзно вникать во все нюансы испытаний. Мысль о том, что требуется развиваться в научном направлении, не покидала меня. Я поняла: если я в рабочем порядке занимаюсь исследованиями, почему бы не заняться этим профессионально, чтобы получить учёную степень?

– Как у вас возникла сама тема для научного исследования? Было ли это связано с рабочими моментами или вы руководствовались персональным научным интересом?

– Тема диссертационного исследования самым непосредственным образом затрагивает мою работу в самарской компании «ИТ-Сервис». Я с 2022 года работаю руководителем департамента специального материаловедения. Содержание диссертации стало логичным продолжением исследования по внедрению в производство новых видов деталей трубопроводов. Моя работа посвящена выявлению необходимых свойств металла, которые позволяют обеспечить надёжную работу изделия в течение максимально длительного времени. В составе нефтепромыслового трубопровода есть множество соединительных деталей: отводы, тройники, переходы и так далее. И для того, чтобы они долгое время служили и не разрушались, мы выявили определённый химический состав металла и режим термической обработки, которые и позволяют гарантировать длительный срок эксплуатации. Это уже помогло существенно сократить затраты на ремонт трубопроводов и предотвратить экологические загрязнения, которые происходят из-за разлива нефти. Итогом работы стала разработка рекомендованного режима производства деталей на заводе. Важно отметить, что моя научная работа осуществлялась в рамках одного из 14 приоритетных направлений науки Тольяттинского университета «Физическое материаловедение и физика твёрдых тел».

– Научный руководитель, как и наставник в любом деле, имеет большое значение для достижения успеха. Расскажите, как выстраивались отношения с вашим научным руководителем?

– С доктором физико-математических наук профессором Михаилом Александровичем Выбойщиком мы знакомы давно. Он друг испытательного центра, в котором я сейчас работаю, консультирует нас по вопросам термической обработки и исследованиям структуры металла. Михаил Александрович – замечательный человек с потрясающей энергетикой, всегда бодрый, ко всему относится с живым интересом.

Поступив в аспирантуру, я без сомнений выбрала его в качестве наставника – и ни секунды об этом не пожалела. Без руководителя никакие исследования не складываются: научно-исследовательская деятельность требует, так скажем, пинка извне. Даже самый собранный и нацеленный на результат человек не может организовать себя на сто процентов. Руководитель помогает двигаться вперёд, он необходим, чтобы помочь взглянуть на результаты исследования с другого ракурса, где-то остановиться и задуматься, что-то исправить

Мне было очень комфортно работать с Михаилом Александровичем как с научным руководителем, и я ему безмерно благодарна за помощь и постоянную поддержку. После защиты моей кандидатской диссертации мы поддерживаем общение и продолжаем сотрудничать.

– Мне, студентке бакалавриата, учёба в аспирантуре представляется процессом сложным, трудоёмким. Признайтесь, насколько это сложно?

– Я погружена в науку каждый день. Если честно, учиться в аспирантуре мне было не сложно. Изучение научных статей, составление отчётов о научных исследованиях, протоколы испытаний – это уже, могу сказать смело, мой образ жизни. Главное – желание узнавать что-то новое.

– Как аспирантура помогла вам при подготовке к защите кандидатской диссертации?

– Для меня значимыми оказались несколько курсов по методологии научного исследования. Курс «Методика постановки и проведения эксперимента» Юрия Васильевича Казакова, профессора кафедры «Сварка, обработка материалов давлением и родственные процессы», стал для меня настоящим открытием. Основываясь на полученных знаниях, я научилась правильно формулировать цель и задачи исследования, эффективно и с удовольствием выполнять научную работу. Интересным опытом стал курс педагогики, посвящённый тому, как правильно презентовать исследовательский материал и читать лекции. Аспирантура помогает, с одной стороны, организовывать и результативно проводить исследовательскую работу, с другой – грамотно и своевременно оформлять необходимую документацию. Неоценима также помощь сотрудников отдела аспирантуры и докторантуры по подготовке к защите кандидатской диссертации. Они очень помогают аспирантам в ситуации, когда необходимо множество документов оформить в соответствии с требованиями стандартов.

– В аспирантуре вы получали образование в рамках целевого обучения. Насколько, исходя из вашего опыта, современные работодатели заинтересованы в том, чтобы их сотрудники занимались наукой и получали учёные степени?

– По сути, это взаимовыгодное решение. Окончание аспирантуры помогает удовлетворить личные амбиции и в то же время повышает твой авторитет и авторитет организации, в которой ты работаешь, среди экспертов, в академических кругах, среди заказчиков. Из двух структур со схожими производственными мощностями и лабораторными комплексами заказчик скорее предпочтёт ту, в которой больше кандидатов технических наук, докторов. Сейчас все коммерческие процессы идут через тендерные процедуры, и одним из критериев технического задания заказчика является наличие, к примеру, не менее шести кандидатов наук в составе организации. Наш испытательный центр, в котором числится пять кандидатов и один доктор технических наук, несомненно, воспринимается заказчиками (нефтегазовыми компаниями и производителями оборудования для этих компаний) как статусный эксперт в отрасли. И мы стремимся держать марку!

– Помогают ли вам знания, полученные в аспирантуре, непосредственно в работе? Может быть, изменился подход к работе после обучения в аспирантуре и защиты кандидатской диссертации?

– Аспирантура даёт возможность, если так можно выразиться, повзрослеть. Потому что уровень ответственности и спроса совсем другой, не такой, как у бакалавров или магистров. Общение происходит уже на уровне профессоров, докторов наук. Во время обучения в аспирантуре совсем по-другому относишься к тому, чем занимаешься. Уровень научных конференций, в которых участвуешь, совсем другой, ты на более высоком уровне рассказываешь о своих исследованиях и достойно отвечаешь на вопросы. И надо признать, что наличие кандидатской степени вызывает уважение у окружающих. Многие знакомые были очень удивлены и восхищены тем, что я защитила диссертацию. Для меня это было неожиданностью. Могу похвастаться, что у меня есть два сотрудника, которые по моему примеру приняли решение поступить после магистратуры в аспирантуру.

– Как вы считаете, учёные всё-таки больше нужны в вузах и НИИ или на производстве и в практике они тоже необходимы?

– Для меня учёный – это хорошо подготовленный практик. Я сама по себе просто больше на практику направлена, наука для меня – вся моя жизнь. Хотя, конечно, теоретики тоже нужны. И я считаю, что учёные должны быть везде. Это необходимое условие развития всего нашего общества. На производстве нужны люди, которые обладают способностью именно к изучению процессов, к разработке инновационных идей, и, безусловно, в образовании нужны такие люди, которые будут нести это зерно в юные головы. Чем больше будет учёных и чем качественнее будут их знания, тем больше шансов, что мы полетим на Марс!

Просмотров: 1946
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей