Тест на прочность. Как сдать восемь предметов на ЕГЭ и не сойти с ума

Ежегодно через Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проходят более 600 тысяч школьников. Нынешние одиннадцатиклассники – не исключение, в мае 2025-го им предстоит пройти «первое жизненное испытание». Согласно данным Газета.ru, больше половины выпускников испытывают сильный стресс из-за экзаменов. Некоторые даже обращаются за помощью к психологу. Причины волнений разные: «разочаровать родителей», «завалить», «не поступить»... Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Владимир Чичканов записал истории выпускников разных лет о необычном опыте поступления и выборе профессии, а также собрал советы, которые помогут при подготовке к экзаменам.

Источник: flickr.com

«Перед тобой открыто огромное количество путей»

Яна Черникова, студентка 1-го курса Московского государственного института культуры, специальность «актриса театра и кино»:

– Если говорить про детство, то я мечтала быть актрисой, хотела, чтобы меня показывали по телевизору. С возрастом поняла, что лучше выбрать более серьёзную, приземлённую специальность. Именно исходя из этих убеждений, решила, что буду врачом. Мне всегда была близка гуманистическая идея о помощи людям, я хотела быть полезной. Вероятно, это тоже повлияло на моё видение себя в профессии. Когда пришло время ОГЭ, не колеблясь выбрала химию и биологию, так как планировала поступить в медицинский университет. Сдала свои первые экзамены достаточно хорошо, а после 9-го класса решила уйти в школу с химико-биологическим уклоном.

 Углубившись в профильные предметы, в какой-то момент осознала, что мне это не так близко. Тогда решила для себя, что если не получится стать хорошим врачом, то вообще никаким врачом быть не хочу. Тут возник вопрос: «А кем тогда?» Очень долго не могла на него ответить, искала себя. Вновь вернулась в гуманитарное русло. Примеряла разные роли: филолог, лингвист, специалист по международным отношениям. Все эти профессии одновременно привлекали, но по-прежнему были сомнения.

В начале одиннадцатого класса поняла, что уже пора выбрать хоть что-то. Решила оттолкнуться от предметов, которые хотела бы сдавать, а после решить, куда с ними можно поступать. В итоге из дополнительных экзаменов мне больше всего приглянулся английский язык. Готовилась к нему, за счёт чего прокачала себя в английском – это стало приятным бонусом. Но ряды переводчиков и лингвистов я не пополнила, меня привлекла журналистика. Минус был в том, что для этой специальности необходим ЕГЭ по литературе, а поменять предметы для сдачи можно только до февраля. На тот момент был май. Моя учительница сказала, что лучше сдать литературу в следующем году, но вынужденный gap-year (годовой перерыв после окончания школы перед поступлением в университет. – Прим. авт.) меня не расстроил.

У меня был целый 2021 год на подготовку. После пандемии стали очень популярны онлайн-курсы. Изучала их и готовилась с репетитором. Мне не очень понравилось работать с преподавателем индивидуально. Казалось, что процесс тянется чересчур монотонно. Мы тратили много времени, а материала проходили крайне мало. Вместе с тем она ещё и слишком много внимания уделяла мелким деталям произведений. Это, конечно, важно, особенно для литературы, но не настолько же! В свою очередь, онлайн-занятия мне понравились. Этот формат мне оказался близок, потому что я получала более ёмкую информацию. Занятия дополняла самостоятельной подготовкой: много читала, анализировала произведения.

Не скажу, что экзамен прошёл легко, некоторые задания были трудноватыми, однако я сдала на 68 баллов. Чему была очень рада, ведь старания окупились, и я смогла поступить в вуз на желанную специальность.

Я шла на журналистику с рвением помогать людям и делать мир лучше. Мне нравились предметы, преподаватели, подход к учебному процессу, однако вместе с университетом в мою жизнь пришёл театр – после лекций я бежала на уроки в театральную студию. Постепенно они заняли не только свободное время. Журналистика отходила на второй план.

Отучившись на первом курсе журналистики, хотела перепоступить на актёрское сразу. Однако у меня не получилось достаточно подготовиться, так как учёба всё ещё забирала много времени. Приступая ко второму курсу, понимала, что долго не проучусь. Так и случилось. Отчислилась и начала готовиться к поступлению в Московский государственный институт культуры. Очередной год я провела вне учебного заведения, но не могу сказать, что жалею. Кто-то счёл бы это тратой времени, но не я. Для меня год журфака был невероятным опытом.

Сейчас я точно нахожусь на своём месте. Как будто влюбилась в театр заново. Изучая его, поняла, что хочу ещё больше в него погрузиться, здесь так много вещей, которые пока мне неведомы.

Безусловно, может казаться, что провал на ЕГЭ – это конец света. Но это неправда! Можно заниматься огромным количеством вещей без высоких баллов. Разумеется, это не значит, что не нужно стараться сдать ЕГЭ хорошо. Важно понимать: если вдруг что-то пойдёт не так – огромное количество путей для тебя всё равно будет открыто.

 

«Стоит пробовать себя в разных направлениях»

Валия Гулибекова, студентка 3-го курса Тольяттинского государственного университета, направление подготовки «Психология и педагогика начального образования»:

– В детстве я хотела работать в разных сферах. В детском саду – парикмахером, в начальной школе – адвокатом, поваром, в старшей школе – фармацевтом. В общем, мне было интересно многое.

С восьмого класса я по-настоящему увлеклась химией. Моя учительница (она была не только педагогом по химии, но и классным руководителем) создала вокруг этого предмета особую атмосферу тепла и интереса. Её уроки всегда были для меня в удовольствие. Вдохновившись ими, решила сдавать химию на ОГЭ, а следом и на ЕГЭ. Для экзаменов после девятого класса в качестве второго предмета выбрала географию.

С девятого класса знала, что буду сдавать химию на ЕГЭ, и начала усердно к ней готовиться, потому что была нацелена на бюджет. В плане запаса времени у меня было преимущество. Уверенность в знаниях была по русскому языку и химии, поэтому к ним я готовилась самостоятельно. Тут ничего необычного, просто регулярно решала типовые задания. Предметом, где мне потребовалась помощь репетитора, стала математика. Поняла, что для успешной сдачи нужно углубиться в неё, что сделать без помощи знающего человека трудно. Не скажу, что подготовка проходила очень сложно. Мне было легко находить информацию для изучения, я сама знала о пробелах, которые нужно заполнить. А вот найти силы на это было в разы тяжелее. Думаю, со мной многие согласятся: когда приходишь после школы и дополнительных занятий, очень сильно устаёшь, от чего находить ресурс на подготовку и мотивировать себя не всегда просто.

День экзамена я запомнила хорошо. Химия была самым первым экзаменом в жизни – и самым сложным. Результат был важен для меня. Слегка осложняло ситуацию то, что я попала на ОГЭ в год ковида. Тогда из-за эпидемиологической ситуации его отменили. Это сыграло злую шутку, так как я была уверена в своих знаниях, но из-за недостатка понимания того, как вообще экзамены проходят, как лучше распределять время, переволновалась на ЕГЭ. Переписывая задания из черновика в чистовик, потеряла баллы на второй части, потому что невнимательно перенесла задания, которые изначально решила верно.

Вопреки всему, результат меня обрадовал. Я сдала химию на 73 балла. Этого хватало для поступления на специальность, на которую была нацелена изначально. Тольяттинский государственный университет был моим приоритетом при поступлении. Подала документы только на специальность «Химическая технология органических и неорганических веществ», понимая, что в Тольятти, городе с развитой химической промышленностью, эта профессия открывает хорошие перспективы.

Я была рада, что смогла поступить в ТГУ. Однако обучение в институте химии давалось мне тяжело. Начала понимать, что университетская программа значительно отличается, она намного сложнее школьной. Кажется, я даже разочаровалась в профессии, осознала, что работать всю жизнь в лаборатории мне не хочется. Решила перевестись на психолога-педагога, так как параллельно с химией увлекалась и психологией. После перевода стала чувствовать, что нахожусь на своем месте и учёба приносит мне удовольствие. Да, пришлось закрывать академическую разницу, но я справилась. Кстати говоря, чтобы не растерять знания по химии и связать их с моей нынешней специальностью, я решила преподавать химию для школьников. Готовить их, передавая знания, которые могут помочь при поступлении.

Я уверена: чтобы достичь хороших результатов, много и усердно учиться – это, конечно, очень важно, но нельзя забывать отдыхать. ЕГЭ – это шаблонные задания, которые нужно просто научиться решать, много практикуясь. Главное – определиться с экзаменами заранее, чтобы успеть подготовиться. Жизнь непредсказуема. После успешного поступления может случиться так, что выбранная профессия перестанет нравиться, но это не повод расстраиваться. Стоит попробовать себя в разных направлениях. Необязательно с первого раза, но вы точно найдёте своё место.

 

«На ЕГЭ жизнь не заканчивается»

Евгений Ефимов, аспирант 2-го года обучения Сколковского института науки и технологий:

– С самого детства у меня разные были мысли относительно профессии. В детстве хотел стать археологом или палеонтологом. С седьмого класса начал ходить на дополнительные занятия по биологии – просто для себя. Когда повзрослел и пришло время определяться с направленностью, отдал предпочтение гуманитарной, так как захотел поступить на международные отношения. Даже определившись с направлением, всё равно продолжал изучать технические и естественные предметы – просто для себя. Продолжил ходить на дополнительные занятия: меня всегда интересовало, как устроен мир в физико-математическом смысле.

В школе был отличником с четвёртого класса. Окончил её с аттестатом отличника. Не могу сказать, что учился ради оценок, они скорее были приложением к моему собственному интересу. Когда ты начинаешь просто в свободное время читать, смотреть что-то по наукам, то знание приходит само по себе. А при таком раскладе получить нужный балл несложно, нужно просто подучить необходимое для контрольных и проверочных работ.

Для ЕГЭ я выбрал восемь предметов: английский и русский языки, математику, обществознание, историю, физику, биологию и информатику. Я могу объяснить это тем, что мне просто всё давалось, не приходилось заставлять себя. Когда ты учишься на «отлично» и получаешь свои оценки за знания, такое количество предметов на ЕГЭ не выглядит странным.

Страха как такового не было, но я понимал, что проигрываю ребятам, которые целенаправленно готовятся к нужным предметам, участвуют в олимпиадах. Очевидно, что их шансы поступить в конкретные вузы будут выше, чем мои. Хоть я и не пытался бить в одну конкретную область, тем не менее сдал предметы по своему направлению, английский язык и историю на 95 и 93 балла соответственно. Это хороший результат, но, забегая вперёд, скажу, что для поступления в мой вуз мечты на международные отношения этого было недостаточно.

Если ты пытаешься быть универсальным, то очевидно, что профильник, который чётко выбрал одно направление, может тебя обогнать. Меня это не пугало, не хотелось сводить себя к чему-то одному: так и интересного узнаешь больше, и переключаться легче. Не зацикливаешься на одном предмете. Вообще, я понял со временем, что навыки из разных областей дополняют и усиливают друг друга. Кстати, родных моё решение не удивило, они знали, что я из тех, кто сегодня расскажет про строение атома, а завтра о политическом строе Швейцарии. Они поддержали, ну а некоторые учителя в школе отнеслись к моим восьми предметам как к авантюре, и я их прекрасно понимаю.

К английскому и истории я готовился особенно интенсивно, а с другими предметами мне помогли дополнительные занятия в школе. По инерции я ещё и самостоятельно изучал темы, в которых был слаб, и делал конспекты по ним. В итоге у меня было более 70 баллов по математике, биологии, физике и информатике. По русскому – 87, по обществознанию – 90.

Сдавать восемь экзаменов оказалось не столько сложно, сколько затратно по времени. Каждый будний день в старшей школе у меня было по шесть уроков и два дополнительных занятия – возвращался домой около шести-семи часов вечера. В субботу был загружен до двух-трёх часов дня. Оставшиеся выходные тратил на домашние задания и отдых. Мог что-то почитать, поиграть в компьютерные игры. Без друзей не обходилось. Мы гуляли, провожая друг друга из школы, а иногда могли пойти куда-нибудь в выходные. Я не очень активный в социальном плане, мне не нужно постоянное взаимодействие с другими людьми, так что мне хватало этого.

Мой экзаменационный марафон начался ещё в апреле. Информатику пришлось сдавать в досрочный период, так как система ЕГЭ не рассчитана на то, что кто-то может в один год сдавать так много разных предметов. Помню, в списке было заявлено около четырёх человек, которые должны были сидеть со мной в аудитории, но их по каким-то причинам не было. Тогда не покидало ощущение, что весь экзамен проводится только для меня. Оставшиеся предметы сдавал как все, в мае-июне, используя резервные дни, ведь даты некоторых экзаменов совпадали.

Полученные результаты не то чтобы расстроили или обрадовали – для меня они были ожидаемы, просто дали определённость. Я знал свои ошибки и недочёты, поэтому неожиданностей не было, хотя осадочек после некоторых экзаменов остался.

 Начал поступать и подавать документы только во второй половине июля, так как в первой половине просто просматривал вузы. В итоге выбрал по одному в Питере и Самаре и три – в Москве. По результатам отбора проходил на мехмат в Питере и в аэрокосмический университет в Самаре. Я рассудил, что мехмат – это слишком фундаментально, а мне хотелось чего-то более прикладного, поэтому выбрал физико-химическое направление «Наноинженерия» в Самаре.

Теперь у меня за плечами двухлетний опыт работы в компании, в которой я писал свой диплом бакалавра. После решил поступить в магистратуру в Сколковский институт науки и технологий на специальность «Биотехнологии», где мне очень пригодились познания в английском языке, биологии и информатике. Сейчас я по-прежнему там, уже на экваторе аспирантуры. Чувствую себя на своём мест, применяю всё, что накопил за время поисков себя и метаний между предметами.

На ЕГЭ жизнь не заканчивается. Не страшно, если вы сразу не смогли попасть туда, куда хотели, – всегда есть возможность перевестись или переучиться. Главное – стремиться делать то, что нравится, не переставая работать над собой. Однако и про отдых забывать нельзя, ведь от выгорания никто не застрахован. Нет такой проблемы, нет ошибки, которая была бы фатальной. Соответственно, нет такого успеха, который был бы финальным, поэтому важно продолжать развиваться и совершенствоваться в том, что любите.

Просмотров: 4028
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей