Успеха в профессиональной деятельности чаще добиваются люди, которые интересуются многим, мыслят широко, междисциплинарно, осваивают разные области знаний. Алёна Душкова в 1996 году окончила Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета (ныне Тольяттинский государственный университет, ТГУ) по специальности «филология», потом была учителем в школе, а с 2013 года стала работать в группе компаний «ЭкоВоз». На пересечении двух разных направлений деятельности она нашла своё призвание и получила признание.
Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ
Всё началось с игры
– Как вы выбирали будущую профессию?
– Я мечтала стать учителем с детства. В шутку всем говорю, что это связано, наверное, с датой рождения, я появилась на свет 1 сентября. В детстве играла с младшим братом «в школу», проводила дома для него уроки. И к моменту окончания десятого класса выбор был сделан. Я осознанно пошла учиться на филолога. Тогда в Тольятти только второй или третий год пошёл с того момента, как открылся филиал Самарского пединститута. Туда я и поступила.
– Как в то время готовили филологов?
– Период моей учёбы в вузе пришёлся на непростые времена: перестройка, распад СССР. Мы учились в не очень комфортных условиях. Своего здания у филфака не было, поэтому лекции проводились во вторую смену в свободных кабинетах школы № 28. Но была у этой ситуации и другая сторона, положительная. Нам несказанно повезло: из-за распада СССР в нашу страну и в наш город стали приезжать прекрасные, высококвалифицированные вузовские преподаватели из бывших советских республик. И пусть с точки зрения комфорта не всё было гладко, зато мы учились у профессоров, у замечательных преподавателей с серьёзными научными регалиями. Конкурс был пусть и не самый большой – 2,5 человека на место, зато это было настоящее испытание. ЕГЭ ещё не было, мы учили билеты, тянули их на экзамене по устным предметам и отвечали на выпавший билет перед комиссией. Нам надо было ещё побороться, чтобы поступить в вуз. Мы относились к учёбе очень серьёзно. Я помню, как нам преподавала психологию Евдокия Ильинична Шарова, а диплом я защищала у Людмилы Александровны Сомовой.
До сотворения интернета
– Какое самое яркое воспоминание студенчества?
– Тогда не было компьютеров, доступа в интернет и гаджетов, поэтому нашим единственным источником знаний была библиотека. С ней и связано самое яркое воспоминание. Мы к 10 утра, к моменту открытия библиотеки в ДКиТе (Дворец культуры и техники Волжского автозавода, сегодня – культурный центр «Автоград». – Прим. ред.), уже стояли у её дверей, чтобы первыми зайти в читальный зал, взять книги и начать готовиться к занятиям. Как раз было время с утра до начала лекций почитать книги.
С учебниками и книгами всё было плохо, а списки отечественной и зарубежной литературы на каждый семестр нам давали внушительные. Интернета не было, краткое содержание книги узнать было нельзя, готовой информации нет, мы учились её сами добывать, учились размышлять, искать ответы на неочевидные вопросы. Книги были нарасхват, мы их читали, передавали друг другу буквально на несколько дней, чтоб всем успеть прочесть. Порой казалось, что осилить их в таком количестве невозможно. Когда кто-то первым прочитывал очередную книгу из списка, ему остальные задавали два вопроса, которые странно слышать из уст будущих филологов: «Толстая или тонкая книга?» и «Легко читается или нет?» Потому что бывало, что книга объёмом страниц сто читалась, как все пятьсот. Тем не менее мы старались всё успевать, учились на совесть и с огромным интересом.
– Чему вас научил институт, что дал, кроме профессиональных навыков?
– У нас был серьёзный настрой на обучение, педагоги предъявляли высокие требования. Мы понимали, что без усилий и труда ничего не получится. Высшее образование не зря является таким всесторонним. Будучи студентами, мы удивлялись, зачем нам так много разных дисциплин. Но с годами понимаешь, что это всё – копилка кругозора. Такое образование делает тебя человеком интересным, разносторонним, оно открывает дорогу во взрослую жизнь. Главное, я усвоила, что такое самообразование, научилась искать ответы на самые разные вопросы.
Директор института химии и инженерной экологии ТГУ Павел Мельников знакомит Алёну Душкову с устройством передвижной эколаборатории
Образование влияет на судьбу человека
– Не жалеете, что выбрали именно профессию филолога?
– Я много думала об этом. Не жалею. Даже при том, что не осталась работать в школе, по воле судьбы сейчас работаю со школьниками. Изменилась только тематика. Теперь я разговариваю с подрастающим поколением об экологии. Считаю, что оправдала доверие, в том числе и государства, которое потратило деньги на моё бесплатное образование. Я вряд ли бы что-то поменяла в судьбе. И пусть я работала педагогом в школе не так много – во время учёбы в вузе и недолго после его окончания, но в жизни мне это образование очень пригодилось. Образование всегда влияет на судьбу человека. А филологию я не забросила, отыгрываюсь как педагог на своих дочерях. Кстати, неплохие результаты.
– Отслеживаете судьбу своих однокурсников, встречаетесь с ними?
– Конечно, не со всеми, но порой видимся. Правда, теперь всё чаще уже по рабочим вопросам. Моя однокурсница Татьяна Галактионова работает сейчас в Тольяттинском краеведческом музее, Ольга Паршина – заведующая кафедрой «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» в ТГУ. Кто-то работает в образовательных учреждениях города, кто-то занимается бизнесом.
Новые возможности
– Вы известны в городе как человек, который активно занимается экопросвещением. Как вы к этому пришли и почему считаете эту деятельность важной?
– В силу личных, не зависящих от меня обстоятельств более десяти лет назад я в корне сменила сферу деятельности. Пришла на предприятие группы компаний «ЭкоВоз». Я имела возможность выбрать, чем хочу заняться. Всё-таки педагогическая жилка берёт своё. Поэтому я выбрала социальное направление, начала работать со школами, с детскими садами, где рассказывала детям об экологии. Эта тема в то время не была на слуху, как сейчас. О ней мало говорили. Хотя на тот момент, в 2013 году, в Тольятти нашим предприятием уже было выставлено несколько контейнеров для раздельного сбора мусора, но они стояли пустыми. Я проанализировала ситуацию и поняла, что люди просто не знают, что это и зачем. И само слово «ПЭТ» было горожанам непонятно.
Стало ясно, что нужно об этом не только рассказывать подрастающему поколению, но и давать возможность практически участвовать в раздельном сборе. В итоге наш проект «Школа за раздельный сбор!» был отмечен на уровне Москвы. Меня пригласили выступить с докладом по экологическому просвещению в Совете Федераций РФ, мы получили награду за лучший образовательный проект в сфере экологии.
Опять же благодаря педобразованию и нашей социально направленной деятельности меня пригласили в международный детский лагерь «Артек», где я работала с детьми со всей страны на экологической смене. То есть из малопонятной и не очень популярной темы экологическое просвещение за последние годы серьёзно продвинулось вперёд. Сейчас всё больше людей признают его важным. А для меня тандем педагогического образования и работы с экологическими проектами открыл новые возможности.
Алёна Душкова в студии «Толк радио». Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ
Какая экология?!
– Какие проекты родились благодаря этому тандему?
– Одним из первых был просветительский проект «Школа – вуз – предприятие». Его участники: школа № 93, Тольяттинский госуниверситет и наша компания. Позже в него включились и другие школы. А потом число этих проектов стало увеличиваться: областной творческий конкурс «Школьная экологическая мозаика», занятия с дошкольниками «Экологическая азбука», эколого-благотворительный проект «Крышки-Неваляшки», весенняя акция «Восстановим лес вместе», городские субботники и другие. Мы работаем не только со школьниками и дошкольниками, но и с волонтёрами. И ещё мне нравится взаимодействовать в своей работе с тольяттинскими учреждениями культуры.
– За последние десять лет с тех пор, как вы начали заниматься экологической проблематикой, изменилось представление людей о том, что такое экология?
– Безусловно. Когда-то в 2016 году на улицах Тольятти мы провели опрос среди жителей по теме экологии. Тогда она никого не интересовала, нам отвечали, мол, дороги сделайте, какая ещё там экология?! Прошли годы, ситуация изменилась. Свою роль сыграло массовое экологическое просвещение. Большинство горожан задают важные вопросы, интересуются происходящим в этой сфере, они понимают взаимосвязь экологии со здоровьем и с личным благополучием.
Я б в экологи пошёл!
– Как сейчас ваша деятельность пересекается с ТГУ? Как воспринимаете альма-матер?
– Я всегда с интересом и трепетом слежу за судьбой альма-матер. Мне нравится бывать в ТГУ, приятно видеть много молодых, заинтересованных ребят. Молодёжь красивая, когда у неё есть цель, интерес, мотивация – глаза горят, энергия молодости зашкаливает. Смотришь, и захватывает дух. И я-то, вроде, давно институт окончила, а захожу на территорию и как-то невольно тоже ощущаю себя частью этой мощной силы.
С ТГУ у нас много совместных образовательных проектов по экологии. Студенты и их руководители участвуют в наших проектах, мы поддерживаем проекты вуза. Тандем у нас отличный. В своё время при участии ГК «ЭкоВоз» в ТГУ появилась кафедра «Утилизация и рециклинг отходов» для подготовки и переподготовки кадров в области инженерной защиты окружающей среды, реализации ряда инновационных проектов в области утилизации отходов.
– Насколько сегодня такое направление подготовки востребовано?
– Экология – это широкая и относительно молодая сфера, очень богатое в плане перспектив направление. Оно сейчас ещё только развивается, проходит период становления. При этом человечество нанесло такой ущерб нашей экологии, что специалистам работы хватит на целый век вперёд.
– Что пожелаете тем ребятам, кто сейчас выбирает будущую профессию? Опираясь на что нужно делать выбор?
– У меня две дочери. Одна уже студентка, вторая стоит перед выбором, куда пойти учиться. Это сложный вопрос. Однозначного, универсального ответа нет. Мне кажется, надо просто прислушаться к себе, понять, что по-настоящему близко? Если ответить себе честно, то работа станет частью жизни, и каждый день будет не скучным, а по-настоящему интересным.
Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 25 (945) от 30.10.2024 г.