Рассказ студентки четвёртого курса кафедры «Журналистика» Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Регины Юнусовой о том, как тревел-гранты могут стать, пожалуй, единственным выходом из «кольца повседневности».
Чтобы образование не наскучило и не стало мучением, нужны перерывы. Просто так прогуливать пары – непродуктивно. Гораздо полезнее в это время принимать участие в научных мероприятиях.
Что делать студенту, если конференция (теоретическая, практическая, техническая), форум, выставка, образовательная школа проходят в другом городе? Оформить тревел-грант! Для этого необходимо подать заявку – тогда университет оплатит дорогу и проживание.
Заполнять заявку недолго – в отличие от получения билетов на дорогу (они входят в тревел-грант). Достать их не так-то просто. Поэтому приступать к оформлению тревел-гранта лучше задолго до планируемой поездки.
Два моих последних тревел-гранта – в Воронеж и Екатеринбург – оформлялись одновременно в течение двух недель. За это время я подобрала на сайте РЖД нужные даты билетов, нашла жильё (хостелы) и написала научный доклад для выступления на конференции. По маршруту Самара – Екатеринбург – Самара – Воронеж я путешествовала при поддержке ТГУ 10 дней.
Привет, Екатеринбург!
Страдания на верхней полке поезда по дороге в Екатеринбург на фестиваль молодёжной журналистики Time Code скрашивало только предвкушение участия в насыщенной программе фестиваля.
Билет на это мероприятие я получила потому, что моё интервью с молодым учёным Александром Буневым попало в фестивальный шорт-лист о науке «Энергия знаний».
В первый день фестиваля мы работали во Дворце молодёжи. Как и на всех подобных мероприятиях, сначала было открытие, затем – разбор работ. Это полезно и помогает в написании следующих материалов (особенно если слушать и записывать всё, что советуют другим участникам, а не только тебе).
Следующая часть программы – мастер-классы. Было много заманчивых тем, но так как мастер-классы шли одновременно, пришлось выбирать. Я отправилась в сектор научной журналистики. Его вела Ася Казанцева – журналист, блогер, автор бестселлера «В интернете кто-то не прав!». С работами Аси я была знакома заранее, так что встретиться с ней лично мне было очень любопытно. На встрече Ася рассказывала, какие когнитивные способности должны быть у научных журналистов. По её мнению, это профильное образование (не журналистское), владение английским языком, способность к кропотливой работе, навыки письменной речи. Самым полезным из этой лекции для меня стала информация о том, где искать научные статьи и как распознать компетентного автора.
Очень жаль, но в тот день я не попала на следующие мастер-классы:
– «Медиа будущего: технологические тренды и социокультурные последствия» (Сергей Паранько, директор по медийной экосистеме «ВКонтакте»),
– «Как заставить соцсети работать на себя» (Екатерина Чемезова, интернет-маркетолог, автор блога @smm.sila),
– «Что можно и чего нельзя в журналистике: устоявшиеся представления и российские реалии» (Иван Давыдов, заместитель главного редактора The New Times).
Некоторые из этих мастер-классов прошли и во второй день фестиваля. Но прежде мы посетили биеннале современного искусства и побывали на экскурсии в Президентском центре Б.Н. Ельцина. Кстати, именно там и продолжилась фестивальная образовательная программа.
В этот раз я попала на лекцию «Мультимедийные истории: основы проектирования» журналиста-международника, продюсера мультимедийных проектов Артёма Галустяна и посетила выступление Ивана Давыдова о гражданской журналистике. Год назад в университете я проходила курс «Гражданское общество и СМИ», и если тогда я получала теоретические знания, то на фестивале услышала о гражданской журналистике от практика. Иван рассказал об опыте работы в международных СМИ и в горячих точках.
Специальным гостем фестиваля Time Code в этом году стал Андрей Максимов. Он рассказал о профессии журналиста как о мотиваторе личностного роста.
Один из самых приятных моментов каждого фестиваля – награждение. Хотя я как финалист шорт-листа не получала наград, порадоваться за родной университет всё-таки удалось. Студентка 1 курса магистратуры ТГУ Анна Соколова заняла III место в номинации «Мультимедийная история» за материал «Тест на веру, надежду, любовь».
Привет, Воронеж!
Следующая остановка моего маршрута – Воронежский государственный университет. Туда я отправилась, чтобы выступить на конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы». Мне удалось сравнить свой университет с другими вузами: я поняла, что выпускник кафедры «Журналистика» ТГУ и выпускник факультета журналистики Воронежского госуниверситета (ВГУ) – это совершенно разные специалисты.
В Тольяттинском госуниверситете на одной кафедре много теории и практики во всех сферах журналистики (печать, радио, телевидение, интернет), в ВГУ всё это изучают отдельно, на разных кафедрах. В Воронежском госуниверситете есть кафедра радиожурналистики, кафедра пиара и рекламы, кафедра тележурналистики, кафедра военной журналистики и другие.
Одно сходство между ТГУ и ВГУ я всё же нашла – встречали нас в Воронежском госуниверситете по-семейному, так же, как и в Тольяттинском госуниверситете три с половиной года назад, когда я поступила на первый курс. В Воронеже нам показали университет и его окрестности, а после конференции провели экскурсию по всему городу.
На конференции я выступала в секции «Теория и практика журналистики» с докладом о роли журналистики в устойчивом развитии городской среды. За два часа я прослушала девять докладов и апробировала свой. В копилке опыта – навык публичного выступления, новые подходы для раскрытия тем и публикация в «Вестнике ВГУ». Лучших приобретений перед написанием бакалаврской работы не пожелаешь.
Обратно в «кольцо повседневности»
По пути домой я отсыпалась и чувствовала, как придётся нагонять пропущенный материал, вновь входить в учебный процесс. Но у меня проснулось вдохновение к работе, и это, наверное, главное в студенческих поездках.